Эпоха раннего средневековья на Урале

В IX–XV вв. дифференциация экономического и социального развития народов Урала становится особенно очевидной.

Древним коми-пермякам принадлежат археологические памят­ники родановской археологической культуры (IX–XV вв. н.э.). Они занимают верхнее течение р. Камы с притоками – от Чусовского озера на севере до р. Чусовой на юге. Территориально граница археолог­ческой культуры совпадает с границами Перми Великой XIV в. (по житию Стефана Пермского).Названа по Роданову городищу на правом берегу р. Камы, в Юсьвинском районе Пермского края. Была выделена М. В. Талицким как культура предков коми-пермяков. В дальнейшем была исследована В. А. Обориным, Р. Д. Голдиной, А. М. Белавиным, А. Ф. Мельничуком, Г. П. Головчанским и др. Представлена более чем 400 памятниками и является одной из наиболее изученных археологических культур Прикамья. В ее преде­лах выделяются восемь групп памятников – племенных вариантов (зюздинская, гайнская, косинская, верхнекамская, чердынско-язьвинская, иньвенская, обвинская, чусовская). Внутри этих вариантов выявлены небольшие компактные группы, вероятно, территории соседских общин.

В родановской культуре выделены два этапа развития: лаврят­ский (сер. IX – нач. XII вв.) и рождественский (сер. XII – XV вв.). Наиболее изученными являются Анюшкар (р. Иньва), Городищенское (р. Усолка), Пыскорское (р. Кама), Рождественское (р. Обва), Искорское (р. Колва) городища, Агафоновский, Аверинский, Огурдинский могильники (р. Кама), Редикорский могильник (р. Колва), Рождественский могильник (р. Обва). На Искорском городище исследовано святилище в виде круглой глинобитной площадки со столбовой постройкой в центре, остатки костров и костей животных, принесенных в жертву. На Пыскорском городище выделено скопление жертвенных ям, содержащих ритуально испорченные металлические вещи. Хозяйство родановской культуры – комплексное, с ведущей ролью пашенного земледелия. В северных районах преобладало подсечное земледелие. Отмечены следы зарождения паровой системы. Нахождение в сфере интересов Волжской Булгарии и Русских земель стимулировало развитие пушной охоты. Возросла роль сетевого рыболовства. Металлургия, металлообработка и ювелирное дело превращаются в ремесло. С XI в. на р. Боровой зарождается солеварение. Обработка дерева, кости, кожи, гончарство остаются на уровне домашнего производства. Этническими признаками родановской археологиче­ской культуры являются глиняная посуда (круглодонная с примесью раковины, с гребенчато-шнуровым орнаментом на лаврятском этапе и с уплощенным дном и гребенчатокружковым орнаментом на рождественском этапе), типы жилищ, типы украшений женского костюма (коньковые, биякорьковые, коробчатые шумящие подвески и подвески с изображением головы медведя), культовые предметы (зооморфная и антропоморфная металлическая пластика). Племена родановцев вели обмен с предками коми-зырян (Вымская археоло­гическая культура), удмуртов (Чепецкая археологическая культура), уграми (население лесного Зауралья), предками башкир. С XI в. появляются торговые фактории волжских булгар. С XI–XIII вв. с севе­ра начинает проникать славянское население. Булгарское (в большей степени) и славянское влияние фиксируется в динамике проникнове­ния и распространения булгарских и славянских вещей (керамическая посуда, украшения, предметы христианского культа и др.).

Следы имущественного неравенства прослеживаются в погре­бениях X–XV вв. (Огурдинский, Рождественский, Гуринский и др. могильники). Появляется небольшое число богатых погребений, в которых обнаруживаются предметы роскоши и привозное оружие. Об имущественной дифференциации свидетельствуют также клады вещей, и частые находки замков на родановских памятниках.

В XIV–XV вв. на основе союза родановских племен, связанных общностью экономики, языка и культуры, начала складываться коми-пермяцкая народность. Это длительный процесс, и он завершился уже в рамках Русского многонационального государства.

В области религиозных верований предков коми-пермяков в этот период происходит процесс смены местных культов общими. Главным богом пантеона языческих богов до принятия христианства становится Ен – бог огня. В XIII–XV вв. начинается постепенное про­никновение на Урал русской языческой традиции. Взаимодействие и синтез разноэтнических религиозных систем привел к тому, что в настоящее время довольно сложно реконструировать собственно коми-пермяцкие языческие представления. Давно известно, что сла­вянский Перун занимает особое место в коми-пермяцкой мифологии и религиозной практике. В этнографических наблюдениях отмечаются случаи поклонения Перуну или рудименты былого поклонения (в том числе в районе с. Пянтег, где была обнаружена его медная фигурка), археологические находки молота и булавы (с. Пянтег, урочище Модгорт на р. Лупье) интерпретируются как предметы культа Перуна, привнесенные на Урал, культурный герой Перя-богатырь выступает как борец против христианства под именами Перын, Пераон и даже Перун. По мнению Л. С. Грибовой, и одно из немногих известных нам коми-пермяцких божеств – Войпель, на самом деле носит имя Войпер, что переводится как Северный Пер[ун].

Этой трактовке противоречат изображения Войпеля как четы­рехликой женщины. Однако это изображение противоречит и трак­товке Войпеля как «Северного Уха», и как «Покровителя Севера». К сожалению, пласты древней культуры предков коми, к которым восходит четырехликая женщина, вероятно, навсегда утеряны для исследователей. Параллели с более древним культовым литьем, в котором встречается изображение многоликой богини, указывают на возможность реального существования такого образа, но не дают основания связывать его с Войпелем. Ни в коем разе не связывая образ Войпеля и Перуна напрямую (для этого на наш взгляд недостаточно оснований), тем не менее не можем не подчеркнуть наличие некоторых общих черт в обрядовой составляющей их культов. Это и поклонение священному дереву (березе или ели – дуб не растет на Урале), и знаменитые быкобои, и ритуальная стрельба охотников в священное дерево (стрела – символ Перуна, в то же время явный фаллический символ; ритуальные стрельбы можно объяснить магией плодородия). Способность Войпеля ограждать от нападения врагов можно интерпретировать как менее агрессивное проявление функции военного покровителя.

Перун вписывается в ритуально-религиозную картину мира предков коми-пермяков, он близок и узнаваем. Религиозная толерант­ность, свойственная язычеству, позволяет безболезненно перенять бога сильного народа (каковым, несомненно, в представлении предков коми-пермяков выступали славяне) и включить его в собственную религиозно-мифологическую картину – в образе бога или в образе культурного героя.

В северной и северо-восточной части Урала проживали племена угорского происхождения, фигурирующие в русских источниках под этнонимом «югра». С XIV в. из общей массы угорских племен источники выделяют племена остяков и вогулов.

Манси (вогулы или вогуличи) обитали на западном склоне Уральских гор по среднему течению Вишеры, Яйвы и Косьвы, в бассейне Чусовой и на восточном склоне по рекам Ляле, Сосьве, лозьве, пелывму, Тагилу, Нейве и до р. Пышмы на юге. К приходу русских у манси преобладало охотничье-рыболовное хозяйство, они занимались также оленеводством. В качестве ездового животного использовалась собака. Южные манси были знакомы с земледелием. Металлургия еще не развилась в ремесло. К приходу русских манси сохраняли племенное деление, племена делились на роды, во главе племен стояли вожди, которые в источниках часто называются князьями. Религиозная культура манси пока исследована слабо. Возможно, она находилась на этапе формирования политеистической языческой системы, с доминантой анимизма и тотемизма.

Ханты (остяки) жили на восточном Урале по рекам Сосьве, Ляпину, около Аятского озера, по Оби, Конде, Пелыму, Нейве. Хозяйство их было построено на охоте, скотоводстве и рыболовстве. Было известно хантам и мотыжное земледелие, не получившее, однако, сильного распространения. Так же как и манси, они жили родовым строем, часть хантов входила в состав западноуральского суперсоюза племен, возглавлявшимся «большим князем Югорским».

При определении границ обитания хантов возникает объектив­ная трудность, связанная с двояким использованием в русских пись­менных источниках термина «остяк». В поздней письменной традиции он теряет этническую привязку, и используется для обозначения любых нехристианских языческих народов. Отсюда частые ошибки, приводящие, к примеру, к тому, что территория современного г. Перми рассматривается как место обитания угорских хантов.

Древним удмуртам принадлежат археологические памятники чепецкой культуры (по р. Чепце). В хозяйстве удмуртов несколько раньше, чем у коми-пермяков, ведущую роль заняло земледелие па­шенного типа. Кроме земледелия развивалось скотоводство, охота и рыбная ловля. Выделяется ремесло. Развивалась металлургия.

Ядром объединительного процесса удмуртских племен стал бассейн р. Чепцы. Образование удмуртской народности закончилось уже в рамках Российского государства, однако этот процесс начался задолго до включения территорий удмуртских племен в его состав.

Южная часть удмуртских земель попала под влияние Булгарского государства и была обложена данью. Удмуртское население расселя­лось на восток и на юг, к Каме. Заселяя новые территории, оно ассимилировало часть булгар, что сказалось на своеобразии культуры южных удмуртов.

До прихода русских башкиры жили на западном склоне Южного Урала по рекам Белой и Уфе, Ику, Деме, Мензеле; в горной части Урала и в степи по рекам Уралу, Таналыку, Кызилу; на севере – по рекам Пиреве, Бую, Бири; на восточном склоне – по рекам Исети и Синаре.

В X–XII вв. башкиры сохраняли племенное деление. Сохраня­лась племенная и родовая собственность на землю. Возникло и разви­валось патриархальное рабство, ему на смену приходило рабство классическое. По письменным источникам прослеживается торговля рабами в Булгарию и города Средней Азии. Основным занятием башкирских племен было кочевое скотоводство, охота, бортничество и рыболовство. В X–XIII вв. часть башкирских племен была подчи­нена Волжской Булгарии, следствием чего было распространение ислама среди башкир. Башкиры складывались из разноэтнических групп, но к Х в. были в основном ассимилированы пришедшим из степей Приаралья тюркоязычным населением. К 1236 г., после разгрома Булгарии, татаро-монголы захватили Башкирию и включили ее в состав Золотой Орды. Башкиры были обложены ясаком, который должны были платить мехами и данью в виде десятой части стад. В XIII–XV вв. у башкир начала развиваться собственность на кочевья. Появилась кочевая община, образованная выходцами из разных родов. Начинает складываться аристократическая иерархия.

В XV в. после распада Золотой Орды значительная часть Башкирии вошла в состав Ногайской Орды и Сибирского ханства. Западные башкиры признали свою зависимость от Казанского ханства.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1449;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.