Культурная динамика
Развитие культуры – одна из самых отличительных ее особенностей. Изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве фиксирует культурная динамика – один из разделов теории культуры. Термин введен в 30-е гг. ХХ в. П.Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика».
Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов (новый способ изготовления вещей). Изобретения - это не только технические и научные новации, но и социальные (создание новых форм государственного управления). Они подразделяются на материальные и духовные. Истории известны 3 основных крупных изобретений человека. 1) превращение палки и камня в средство обороны; 2) превращение оружия в орудие труда; 3) «приручение» огня. В процессе исторического развития изобретения распространяются на другие культуры также тремя основными способами - культурными заимствованиями, культурной диффузией (стихийным распространением) и независимыми открытиями.
Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе (в противоположность регрессу). Социальный прогресс – это глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к цивилизации. Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса.Реформа-частичное усовершенствование в отдельной сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Величайшей революцией в истории считают неолитическую. «Культурный лаг» - ситуация, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию различных областей материальной культуры. Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Вследствие этого возможно явление преемственности культуры, ее непрерывность во времени.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к его современному этапу. Органическая модернизация - момент собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация - ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Это способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Другими словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».
Культурная диффузия – это стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей; она имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Глобализация, т.е. ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей. Глобализация (в результате аккультурации и ассимиляции) несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Сохранение культурного своеобразия в современном обществе оценивается как высшее достижение цивилизации. Культурная политика - система практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации. Культурная политика многих стран сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
12. Культура и личность. Маргинализация
Как уже говорилось, культура и личность – понятия взаимосвязанные. Личность – это движущая сила и создатель культуры и одновременно главная цель ее становления и развития.
Понятие человекобозначает общие свойства человеческого рода, а личность – единственного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом рождаются, личностью – становятся (или не становятся).
Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого человека; понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный социальной средой его жизни - с учетом, разумеется, его врожденных качеств.
Поэтому при рассмотрении вопроса взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование тех качеств личности, которые формируют в ней культура интеллекта, духовности, творческого потенциала.
Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Система ценностей (ей будет посвящена отдельная гл.), оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится не в центре культуры, но на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.
Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности. И напротив, разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
Но случается и так (особенно в последние годы), что человек живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своими прошлыми традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти свое место. Такую личность называют маргинальной. Это человек на рубеже двух культур и двух обществ, ценности которых зачастую могут быть разными.
Маргинальная личность является продуктом все усиливающейся миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать новые культурные ценности, социальные роли и образ жизни.
К маргинализации нередко приводят и смешанные браки – их потомство двукультурно по рождению (это особенно ощутимо, если супруги принадлежат к разным традициям). Дети, рожденные в таких браках, или наследуют обе традиции, или стоят перед выбором определяющих традиций.
К маргинализации ведет и утрата культурной и социальной идентичности людей в результате социальных изменений.
Любые реорганизации, меняющие социальный статус, роли людей, порождают напряженность, а нередко и психические расстройства.
К маргинализации ведет и процесс модернизации, который также может резко изменять конкретное социальное и культурное поля, к которым привык тот или иной индивид.
Но маргинальность имеет и положительные стороны. Нередко она служит стимулятором для развития творческих способностей личности; совмещение элементов разных культур может привести к обогащению личности.
Однако немногим маргиналам удается преодолеть свое психически расколотое состояние (вспомним рассказы В.Шукшина); им не всегда сопутствует успех, не всем удается освоить новую профессию на том же уровне профессионального мастерства, как прежнюю.
В условиях интенсивного взаимодействия культур требуется способность к адаптации к различным культурным средам.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1274;