Природа и культура
Культуру принято называть «второй природой». Это может приводить к конфликту двух начал - культуры и натуры.
Культура, будучи второй природой, не утрачивает материального существования, т.к. отсутствие материальности сделало бы проблематичным само существование духовного состояния.
Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.
Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют природную, материальную основу. В этой связи культура хотя и противостоит природе как возделанная природа, но в то же время составляет с ней единство, поскольку в ее основе лежит природный компонент, а сама природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Словом, культура преобразует то, что дано природой.
В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, рождением духовной культуры - морали, религии, искусства.
В настоящее время не абсолютизируются материальные и духовные стороны культуры. Большое внимание уделяется исследованию целостного процесса превращения одной формы бытия в другую, взаимосвязи этих сторон.
Отношения в системе«природа - культура»могут быть различными. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять ее. Но более распространенным стало идущее из эпохи Просвещения прагматическое отношение к природе - покорение и подчинение ее человеку («Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - типичная позиция человека, воспитанного в духе эпохи Просвещения).
Активное развитие этого подхода привело современную цивилизацию к экологическому кризису, поставившему под угрозу само существование не только природы, но и человечества. Эта тревожная ситуация требует существенного пересмотра логики развития современной цивилизации.
Радикальные преобразования культурой натуры привело к тому, что человек, по мнению известного ученого А. Печчеи, оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам же и внес в этот мир. Многие проблемы природно-культурного взаимодействия могут быть решены не вне человеческого существа, а изнутри него самого – воспитанием «экологии души». Поэтому большинство исследователей видят выход из критической ситуации в совершенствовании природы самого человека, в движении к личностной экологической самодостаточности человека.
9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
Нередко понятие «культура» выступает как синоним слова «цивилизация». Понятие «цивилизация»имеет достаточно большое число значений. Достаточно назвать имена известных культурологов, по-разному трактовавших это сложное понятие: Гольбах, Морган, Зиммель, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон.
Этимологически это слово происходит то лат. Civitas, что означает «государство, расположенное в городе». Отсюда и прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный» в противоположность «необразованному», «грубому», «варварскому». Принято считать, что сам термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями в XVIII веке. В дальнейшем такое противоположение сохранилось и даже приобрело более детальное обоснование.
В русской литературе цивилизацией обычно называют не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой – по крайней мере, достигшей письменности.
Многие ученые наиболее характерными признаками цивилизации считают:
отделение ремесла от земледелия;
возникновение классового общества;
наличие государства, городов, частной собственности и денег;
монументальное строительство, развитая религия и письменность.
Уже с эпохи Просвещения цивилизация все больше понималась как процесс совершенствования общества и государства. Такое понимание цивилизации сохраняется и поныне. Так, современный исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия и будет зависеть, по мысли культуролога, дальнейшее движение человечества.
Постепенно в науке сложился цивилизационный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного вида общества и соответствующего типа культуры. Такой подход потребовал некоторой типологии цивилизации. Основанием для выделения (сравнения) цивилизаций стали многие признаки: тип хозяйствования, структура общественных связей, религия (идеология), язык, историческая ментальность. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций.
В первой четверти XX в.в., после опубликования известной книги О.Шпенглера «Закат Европы» многие стали считать цивилизацию последней стадией развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.
Цивилизация, несомненно, обогатила культуру, но и нанесла ей ощутимый вред, грозящий вселенской катастрофой. Первыми это почувствовали еще немецкие романтики (см.: Словарь, часть 2).
Если схематично представить историческую динамику соотношения культуры и цивилизации, то можно увидеть следующее:
Традиционная культура ---------- Цивилизация в культуре
Индустриальная цивилизация ---------- Культура в цивилизации
Постиндустриальное общество --------- Отождествление культуры и
Цивилизации.
Можно заметить, что цивилизация становится синонимом урбанизации, затмевающей духовную культуру. По мнению О.Шпенглера и Н.Бердяева, культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия. Еще более глубокое противопоставление цивилизации и культуры принадлежит Г.Маркузе. По его мнению, цивилизация – холодная, жестокая, повседневная реальность. Однако, противопоставляя эти два явления, ученые не могли не видеть их взаимообусловленности. Так возник оптимальный взгляд на эту проблему, сторонники которого признают различия между культурой и цивилизацией, но и не отрицают их взаимодействия. В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация существует в их единстве.
Реальные связи между ними выступают в определенных формах. Первая из них - генетическая(культура как наиболее ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи - структурно-функциональная,так как культура и цивилизация, воплощая в себе материальную и духовную стороны жизни, не могут не взаимодействовать. Третья связь - дисфункциональная.При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь, что могут появиться новые ценности, которые станут основой новейшей культуры.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 942;