ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В БЕЛАРУСИ 13 страница
Вместе с тем газета пропагандировала идеи национальной обособленности белорусов, бесклассовости белорусской нации, в решении коренных социально-экономических вопросов ограничивалась требованиями введения земства, организации кредитных, снабженческо-сбытовых и производственных кооперативов, поддерживала хуторизацию деревни. «Наша нива» считала Государственную думу органом, который будто бы может выполнить все насущные требования народа, сеяла конституционные иллюзии. При содействии «Нашей нивы» выходили на белорусском языке популярный «Белорусский календарь», журналы «Соха» и «Лучина».
В 1913 году в Вильно начала издаваться белорусскоязычная католическая газета «Белорус», печатавшаяся латинским шрифтом, а в 1916 году, в условиях немецкой оккупации, начала выходить под редакцией В.Ластовского газета «Гром». Однако доминирующей в Белоруссии была русскоязычная печать. Целый ряд газет — «Окраина России», «Минское слово», «Виленский вестник», «Белорусская жизнь», потом «Северо-Западная жизнь», журнал «Крестьянин» — были активными проводниками великодержавной политики царизма и вели ожесточенную борьбу против революционного и национально-освободительного движения.
Не меньшую враждебность к революционному и белорусскому национально-освободительному движению проявляли органы польских помещичье-клерикальных партий и группировок, которые смотрели на западные губернии как на провинцию Великой Польши. Особую активность в этом отношении проявляли «Курьер Литовски», «Гонец виленски», «Пшыяцюл» и другие. Этиизда-ния, как и русские черносотенно-октябристские, отрицали существование белорусской нации, белорусского языка и культуры. Их целиком удовлетворяла политика царизма, направленная на раскол белорусского этноса по вероисповеданию на «русских» и «поляков».
Начало легальному белорусскому книгопечатанию положило издательство «Заглянет солнце и в наше оконце», созданное в 1906 году в Петербурге. Позже возникли «Наша нива» и «Наша хата» в Вильно и «Соха» в Минске. Они издали первые учебники на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тетки и «Другое чытанне для дзетак беларуса^» Я. Ко л аса, отдельные произведения белорусских писателей, научно-популярные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошюры. За неполные восемь лет только издательство «Заглянет солнце и в наше оконце» опубликовало 40 белорусских книг общим тиражом 100 тысяч экземпляров.
Наибольшие успехи в развитии белорусской культуры в начале XX века связаны с литературой. Ведущая роль в белорусской литературе этого времени принадлежала писателям революционно-демократического направления — Я. Куп ал е (1882 — 1942 гг.), Я.Коласу (1882 — 1956 гг.), М.Богдановичу (1891 — 1917 гг.), Тетке (Алоизе Пашкевич, 1876 — 1916 гг.). Произведения этих писателей правдиво отражали жизнь и борьбу трудящихся, были проникнуты горячим сочувствием к страданиям народа, пафосом освободительной борьбы, идеями подлинного демократизма и гуманизма. В основе их творчества лежала убежденность, что движущей силой общественного развития является народ. Эти писатели и поэты посвятили свою жизнь делу преобразования общества на началах равенства и справедливости.
Передовая белорусская литература представляла собой активную общественную силу и была тесно связана с революционной и национальной борьбой трудящихся Белоруссии.
Против принципов революционно-демократической литературы выступали писатели буржуазно-либерального и реакционного направлений, отстаивающие идею примирения человека с действительностью. Их произведения призывали к отказу от активных действий, особенно революционной борьбы, к подчинению судьбе, покорности и терпению. Такими идеями было проникнуто творчество Огника, А.Зезюли, А.Павловича, Е. Орловского и других.
В начале XX века под влиянием революционного движения и общего политического подъема заметно оживилось устное народное творчество. В песнях, сказках, присказках, пословицах, поговорках, загадках возникли новые темы, которые отображали новые явления в жизни народа (переселение на хутора, отходничество, выезд за океан и так далее). Интенсивно развивался фольклор рабочих и революционная самодеятельная поэзия. В песнях и стихотворениях рабочих и крестьян изображались тяжелая жизнь трудящихся, подневольный труд на фабриках, пристанях и станциях, на помещичьих полях и так далее. Постепенно складывался образ нового героя-борца за свободу, против гнета и насилия. Газета «Северо-Западныйкрай» публиковала стихотворения рабочих и крестьянских поэтов-самоучек.
В годы первой мировой войны появились антивоенные солдатские и народные песни. Продолжая лучшие традиции народной поэзии, эти песни отличались идейной глубиной, отражали новый уровень политического сознания трудящихся. Народ осуждал войну и царя, по приказу которого шли на смерть тысячи людей. В песнях подчеркивалась мысль, что солдаты гибнут за чуждые им интересы, за интересы царя и помеп*иков.
В некоторых песнях, наряду с осуждением войны и ее виновников, звучали мотивы сочувствия солдатам противника, которым также не нужна была война. В сатирических солдатских песнях высмеивалось военное командование и все те, для кого война была средством наживы.
В предоктябрьский период 1917 года устное народное творчество еще более революционизировалось. Появились песни, в которых прямо говорилось о борьбе против буржуазии, за власть Советов.
В деле пропаганды революционных идей большую роль сыграли произведения классической белорусской, русской и украинской литератур, которые прочно вошли в народный репертуар. Особенно популярными в Белоруссии были некрасовские «Укажи мне такую обитель», «Солнце всходит и заходит» из пьесы М.Горького «На дне», отрывок из поэмы Т.Шевченко «Гайдамаки» и другие. В 1910 году была издана в виде листовок песня Я.Купалы «А кто там идет?» (музыка Л.Роговского). Она часто исполнялась как народный гимн.
В начале XX века в Белоруссии значительно оживилась театральная жизнь. Большое влияние на это оказала театральная культура русского и украинского народов. Русские и украинские труппы часто посещали Минск, Витебск, Могилев, Бобруйск, Пинск и другие города. В Белоруссии гастролировали русские театры П.Гайдебурова, Ф.Корша, К.Незлобина, украинские труппы П.Саксачанского, Ю.Сагайдачного и других. Перед зрителями белорусских городов выступали выдающиеся мастера сцены — В.Комиссаржевская, П.Орленьев, А.Яблочкина, Ю.Юрьев. В репертуаре русских и украинских трупп были пьесы Н.Гоголя, А.Чехова, А.Островского, М.Горького, М.Крапивницкого, И.Тобилевича и других.
Под влиянием гастролей профессиональных театров в Минске, Орше, Могилеве и ряде других городов и местечек начали возникать любительские театральные кружки. Они ставили пьесы А.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», А.Островского «Лес», «Свои люди — сочтемся», М.ГЪрького «На дне», «Мещане», «Дачники» и другие.
Во время революции 1905 — 1907 годов и в послереволюционный период в юродах, местечках и даже в деревнях широкое распространение получили так называемые «белорусские вечерки». На них выступали хоры, танцевальные группы, декламировались стихи белорусских поэтов, ставились пьесы русских, белорусских, украинских и польских авторов (А.Чехова, Э.Ожешко, Я.Купалы, М.Крапивницкого, Я.Коласа, К.Каганца и других).
Деятельность этих кружков явилась предпосылкой для возникновения профессионального театра. Из «белорусскихвечерок» возникла «Первая белорусская труппа», руководителем которой был актер Игнат Буйницкий (1861 — 1917 гг.). Кружок И.Буйницкого начал свою деятельность еще в 1905 году в Дисненском уезде. В 1907 году сложился уже постоянный состав труппы, которая в 1910 году превратилась в профессиональный театр. В репертуаре театра были одноактные пьесы, исполнялись песни и танцы. Труппа Буйницкого гастролировала по Белоруссии, выступала в 1911 и 1912 годах в Петербурге, в 1913 году — в Варшаве. Спектакли театра И.Буйницкого пользовались большим успехом у белорусского зрителя. Однако тяжелые материальные условия жизни театра и постоянные преследования полицейских властей привели к тому, что в 1913 году театр перестал существовать.
Традиции труппы И.Буйницкого получили развитие в деятельности «Первого товарищества белорусской драмы и комедии», возникшем вскоре после Февральской революции.
Кроме любительских кружков и профессионального театра, в Белоруссии в начале XX века продолжала существовать народная форма театра — «батлейка». Это была разновидность кукольного театра. В батлеечных представлениях нередко высмеивались царские чиновники, кулаки, помещики, другие представители господствующих классов.
Разнообразной была и музыкальная жизнь в Белоруссии в начале XX века. Русские оперные труппы, оркестры, хоровые коллективы, солисты-певцы, пианисты, скрипачи выступали в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бресте, Гродно, Пинске и других городах. Они знакомили городских жителей с русской и зарубежной музыкальной классикой, то есть с репертуаром, который шел на московских и петербургских сценах. С 1900 по 1917 годы в белорусских городах выступали с концертами выдающиеся музыкальные деятели — композитор и пианист А.Скрябин, пианисты В.Зилоти, И.Гофман, В.Сафонов, скрипачи Л.Ауэр, М.Полякин, Я.Кубелик, певцы Л.Собинов, М.Батистини и другие. С большим успехом гастролировали по Белоруссии хоровые коллективы Д.Агреньева-Славянского, А.Архангельского, народный оркестр под управлением В.Андреева и другие.
В связи с ростом общественного сознания, политической активности населения и национального самосознания в Белоруссии шел интенсивный процесс развития хоровых кружков, оркестров, товариществ любителей музыки. Большую роль в этом сыграл театр И.Буйницкого. Он широко пропагандировал белорусские народные песни и танцы. В профессиональном хоровом исполнении театра впервые прозвучали с эстрады белорусские народные песни «Чаму ж мне не пець», «Рабiна», «Падушачка», «Чалавек жонку б'е» и другие. Они впоследствии широко использовались в репертуаре любительских коллективов. Широкой популярностью пользовались также белорусские народные танцы «Лявонiха», «Мяцелiца», «Юрачка», «Мельнiк, учащихся, интеллигенции, особенно учителей. Репертуар хора был разнообразным и состоял из лирических песен о тяжелой женской судьбе, шуточных, танцевальных в обработке В.Тэравского, Л.Роговского и других.
В активизации музыкальной жизни в Белоруссии большую роль сыграли музыкальные школы, которые начали открываться в конце XIX века. Преподаватели школ выступали на вечерах с исполнением произведений русской и зарубежной классики, широко пропагандировали среди населения классическую музыку, музыкальное искусство вообще.
Активизировалась также деятельность этнографов и фольклористов по сбору и записи мелодий белорусских народных песен. В это время М.Чуркин, А.Гриневич, И.Сербов, В.Тэравский и другие собрали и издали ряд сборников белорусских народных песен в своей обработке. Особенно большую ценность представляют «Белорусский сборник» (вып. VII Я.Романова и М.Чуркина, изданный в 1911 году в Вильно, сборники белорусских песен в обработке А.Гриневича, изданные в Петербурге в 1912 — 1915 годах Л.Роговским, и в 1911 году — в Вильно С.Козуром и М.Анцевым.
Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьных преподавателей музыки и пения, исполнителей, белорусская песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами Белоруссии. Она исполнялась в Москве, Петербурге, Варшаве и за границей. Некоторые русские композиторы (Н.Римский-Корсаков, А.Гречанинов, С.Танеев и другие) обрабатывали белорусские песни и использовали их в своих произведениях. Польский композитор М.Карлович (1876 —1909 гг.), который жил и работал в Белоруссии, использовал белорусские народные песни в своих симфонических произведениях «Извечные песни» и «Литовская рапсодия».
В это время получила развитие и белорусская профессиональная музыка. Л.Роговский, руководивший белорусским хоровым кружком в Вильно, написал сюиту для симфонического оркестра. Это было первое инструментальное произведение белорусской музыки, связанное с интонациями народных песен. Композиторы М.Чуркин, Л.Роговский, А.Гриневич, В.Тэравский опубликовали ряд народных песен для хора и фортепьяно в своей обработке. В 1912 году была написана белорусская музыкальная комедия «Тарас на Парнасе» И.Шадурского на текст одноименной поэмы.
В начале XX века широкое распространение в Белоруссии получили песни революционного подполья. В период революции 1905 — 1907 годов местные группы РСДРП издали тексты «Варшавянки», «Смело, товарищи, в ногу» и другие, которые исполнялись рабочими на митингах и демонстрациях.
Выход на историческую арену пролетариата, рост революционного движения, активизация политической жизни обусловили развитие реалистического искусства. В творчестве передовых художников получила отражение тема борьбы рабочего класса с царским самодержавием и капиталистической эксплуатацией. Общество любители искусств, возникшее в 90-х годах в Минске, ставило цель—объединение и сплочение прогрессивных сил творческой интеллигенции в борьбе с реакционной политикой самодержавия, популяризация демократического искусства, поддержка национальных кадров искусства. Общество устраивало вечера с докладами об искусстве и на политические темы, организовывало художественные выставки. В общество входили около 200 деятелей изобразительного искусства, архитектуры, театра и музыки.
В конце XIX — начале XX веков оживилась выставочная деятельность. В 1899 году в Витебске экспонировались произведения выдающегося русского художника И.Е.Репина, который в это время жил в имении Здравнево около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни Белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899 году. На ней экспонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло Общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно произведения реалистического искусства — живописи, графики и скульптуры.
В Белоруссии в начале XX века работала сравнительно небольшая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окончания Академии искусств в Витебске поселился Ю.М.Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художник стремился правдиво показать жизнь простого народа, рассказать о его радостях и невзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «Часовщик», «В тюрьме», «После забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколько юношей, которые в будущем стали профессиональными художниками.
Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.
Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирю-ля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который жил здесь в конце XIX века.
В области пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии: Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковский, К.Стабровский и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи, К.Стабровский — у И.Е.Репина, С.Жуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.
Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописи Фердинанд Рушчиц (1870 — 1936 гг.), уроженец Ошмянского уезда Виленской губернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины «Земля», «Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве, Кракове.
Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снег», «Белорусское кладбище», С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.
В книжной графике в это время успешно работали С.Богуш-Сестрацевич, К.Кастровицкий, А.Каменский. В историческом жанре работал Я.Дроздович. Он создал графическую серию «Древнее строительство в Белоруссии», портреты полоцких князей.
В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагал (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность. В Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.
Медленнее живописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько мастеров, среди них известные художники Я.Дроздович и К.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров керамической скульптуры (А.Захаревич, В.Костюшко и другие).
Известным успехом пользовалась монументальная скульптура. В 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.
В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупных предприятий по производсту стекла. Высокохудожественной продукцией славились стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.
В начале XX века произошли некоторые качественные изменения и в области архитектуры. Основными строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире стали использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре господствовала эклектика — использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооружения перегружались декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными с самим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждений. Примером такого «стиля» могут служить дом на углу улиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Витебске и другие.
Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого в Минске (архитектор Г.Гай). В целом архитектура Белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.
В начале XX века в городах Белоруссии получило распространение кино. В Минске в 1912 году работали уже три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались неозвученные кинокартины.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразительность.
ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В БЕЛАРУСИ
Вторая буржуазно-демократическая революция в России началась 23 февраля 1917 года в Петрограде. В этот день рабочие Путиловского завода по инициативе большевиков организовали массовый митинг у Нарвских ворот. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий города. Митинги переросли в забастовку. К вечеру этого же дня в забастовке уже участвовали около 120 тысяч рабочих с 50 предприятий города. Основным требованием бастующих было решение продовольственной проблемы. На следующий день, 24 февраля, забастовка приобрела еще более широкий размах. В ней уже участвовали 214 тысяч человек с 224 предприятий. Забастовщики вышли на демонстрацию на Невском проспекте. Основными лозунгами демонстрантов были: «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой царизм!».
На подавление демонстрации царские власти бросили полицию и кавалерийские части. Но солдаты, распропагандированные большевиками» отказались стрелять в демонстрантов.
25 февраля забастовка продолжалась. Большевики стремились превратить ее во всеобщую и вели широкую агитацию в этом направлении. В этот день уже бастовали более 306 тысяч рабочих с 438 предприятий, около 80% рабочих всех предприятии города. Забастовка сопровождалась массовыми митингами и демонстрациями. Командующий Петроградским гарнизоном генерал Хабалов отдал приказ применить оружие. Первые выстрелы прозвучали около Гостиного двора на Невском проспекте. Два человека были убиты, десять ранены.
На эту кровавую акцию рабочие ответили применением оружия против казаков и полиции, вынудив последних бежать. После этого в городе началось разоружение полиции и захват полицейских участков. Рабочие начали вооружаться и готовиться к вооруженному восстанию. Вечером 26 февраля Бюро ЦК партии большевиков приняло решение перейти к вооруженному восстанию. Петроградский комитет РСДРП(б) обратился к солдатам гарнизона поддержать борьбу рабочих против царизма. В Москву был заслан курьер с сообщением о событиях в столице и предложением организовать выступления московских рабочих. Пятый день стал решающим в развитии революции. Утром 27 февраля на всех заводах состоялись краткие митинги. Они переросли в демонстрации, направляющиеся в центр города и сопровождающиеся столкновениями с полицией. В скором времени начался разгром полицейских участков, камер мировых судей. Восставшие захватили Петроградское охранное отделение и подожгли здание. На сторону восставших начали переходить войска. Первыми это сделали солдаты Волынского гвардейского полка. К вечеру 27 февраля на сторону восставших уже перешли 67 тысяч солдат.
Рабочие и солдаты овладели Финляндским вокзалом, который стал центром восстания. Ко второй половине дня в руках восставших оказались Главный арсенал, Главное артиллерийское управление, политическая тюрьма «Кресты», Дом предварительного заключения и другие объекты. В результате этих операций рабочие захватили более 40 тысяч винтовок, 30 тысяч револьверов, 400 пулеметов, много другого вооружения и боеприпасов. Это дало возможность создать боевые революционные отряды.
Всего в восстании участвовали 600 — 700 тысяч рабочих и солдат. Восстание охватило весь город. Были заняты основные мосты через Неву, Николаевский, Финляндский и другие вокзалы, Петропавловская крепость с ее арсеналом, освобождены политические заключенные.
Во второй половине дня 27 февраля избранные на ряде заводов представители рабочих стали собираться в Таврическом дворце. Туда пришли также освобожденные из тюрьмы члены «рабочей группы» при Центральном военно-промышленном комитете. В дворце находились меньшевистские депутаты Государственной думы, некоторые представители кооперативного и профсоюзного движений, солдаты восставших полков. Собравшиеся создали Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов.
В 9 часов вечера 27 февраля открылось первое заседание Петроградского Совета. На заседании присутствовали около 50 депутатов. Был избран Исполком Совета из 15 человек. Совет стал органом власти восставшего народа. В скором времени он был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов.
В тот же день и почти в то же время, когда создавался Совет рабочих депутатов, во втором крыле Таврического дворца формировалась власть буржуазии. В 2 часа ночи 28 февраля Временный комитет Государственной думы объявил о взятии власти в свои руки. Это решение комитета поддержала вся буржуазия города. Родзянко, возглавлявший комитет, принимал поздравления. Но они оказались преждевременными, ибо, подписав приказ с требованием к солдатам вернуться в казармы и сдать оружие, руководитель комитета вызвал к себе ненависть народа. После этого он уже не мог возглавлять буржуазное правительство.
Чтобы не погибнуть вместе с монархией (Николай II дал согласие на отречение от престола 2 марта 1917 года, хотя фактически самодержавие было свергнуто 27 февраля), Временный комитет вынужден был реорганизоваться и создать новое правительство. Его возглавил князь Г.Е.Львов. В его состав вошли семь кадетов, два октябриста, один прогрессист, один представитель Центра, один беспартийный и один трудовик. Им был А.Ф.Керенский, перешедший в лагерь буржуазии. Так в Петрограде возникли две власти — власть победившего народа в лице Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии — сначала в лице Временного комитета Государственной думы, а после — Временного правительства.
28 февраля и 1 марта 1917 года Петроградский Совет и Временный комитет Госдумы действовали независимо друг от друга. Но вечером 1 марта между ними начались переговоры по решению вопроса о власти. Меньшевистско-эсеровское большинство Совета 2 марта приняло решение поддержать образующееся буржуазное Временное правительство, сохранив за собой лишь право контроля за его деятельностью. Это случилось потому, что социалистические партии, и прежде всего меньшевики, которым принадлежало большинство в Совете, исходили из того, что Россия еще не готова к социалистической революции и власть в ней должна по праву принадлежать буржуазии, которая должна осуществить индустриализацию в стране и подготовить ее к социализму.
Весть о революционных событиях в Петрограде распространилась по всей России, включая Белоруссию и Западный фронт. Царские власти первоначально пытались скрыть от народа правду о происходящих событиях в столице. Они надеялись, что революционные выступления народа будут подавлены и жизнь в стране станет в обычное русло. Поэтому из ставки Верховного главнокомандования и штаба Западного фронта рассылались приказы, требующие от всех воинских частей и железнодорожной администрации не допускать агитаторов из Петрограда, а при их появлении немедленно арестовывать, «назначать полевые суды, приговоры которых без промедления приводить в исполнение». Но утаить от народа вести о событиях в Петрограде реакции не удалось. Сообщения о победе Февральской революции в столице в Белоруссию пришли 1 — 4 марта 1917 года и вызвали среди населения волну энтузиазма, вылившуюся в массовые митинги и демонстрации. Участники этих выступлений — рабочие и солдаты в первую очередь разоружали полицию и жандармов, освобождали политических заключенных. По примеру Петрограда они начали создавать Советы рабочих и солдатских депутатов, народную милицию. Инициаторами их создания были большевики.
Одним из первых в Белоруссии был создан Минский Совет рабочих депутатов. Когда 1 марта 1917 года в Минске было получено сообщение о победе революции в Петрограде, в ночь с 1 на 2 марта состоялось экстренное совещание большевиков города, в котором участвовали М.В.Фрунзе, К.И.Ландер, В.Г.Кнорин и другие. На совещании было принято решение мобилизовать все революционные силы в поддержку восставших питерских рабочих и солдатских депутатов. 2 марта большевики возглавили боевые дружины рабочих электростанции и железнодорожных мастерских и с их помощью освободили из тюрьмы политических заключенных. Были арестованы командующий фронтом, начальник штаба, комендант города. 4 марта в городе была создана народная милиция, начальником которой стал М.В.Фрунзе. Она разоружила полицию, взяла под охрану вокзалы, почту, телеграф.
3 марта по инициативе М.В.Фрунзе было созвано второе совещание большевиков города, 3-й и 10-й армий Западного фронта, по решению которого на фабриках, заводах и в воинских частях начались выборы в Минский Совет. На следующий день было объявлено об образовании в Минске Совета рабочих депутатов. В связи с тем, что на предприятиях города продолжались выборы депутатов, был образован Временный исполнительный комитет из 9 человек под председательством интернационалиста-межрайонца Б.П.Позерна. Заместителем председателя был избран большевик И.Е.Любимов. 5 марта в состав Временного исполкома были включены представители меньшевиков, эсеров и бундовцев.
Совет признал в качестве городского органа власти созданный накануне «Временный общественный комитет порядка» и делегировал в него 20 человек. Он поддержал решение комитета о проведении 6 марта общегородской манифестации в честь победы революции. В этот день на Соборной площади и прилегающих улицах в Минске собралось почти все население города. Над колоннами манифестантов развевались красные знамена и лозунги «Да здравствует демократическая республика!», «Да здравствует Учредительное собрание!». После торжественного молебна состоялся военный парад. Победу революции приветствовали командующий Западным фронтом, городской голова, члены Государственной думы, представители различных политических партий и организаций. Все выступающие призывали к гражданскому миру и к поддержке политики Временного правительства. Аналогичные манифестации в начале марта состоялись во многих городах и местечках Белоруссии.
Организационное оформление Минского Совета завершилось 8 марта. В этот день произошло объединение Минского Совета рабочих депутатов с Советом солдатских депутатов. Для руководства объединенным Советом был избран постоянный исполнительный комитет в составе 22 человек. Председателем исполкома Минского Совета рабочих и солдатских депутатов остался Б.П.Позерн, заместителем — И.Е.Любимов.
В Минском Совете с самого начала его существования сложилось крепкое большевистское ядро. В состав его входили известные партийные деятели М.В.Фрунзе, И.Е.Любимов, С.Г.Могилевский, К.И.Ландер и другие. Совет, несмотря на ошибки и колебания из-за перевеса в нем соглашателей, проводил большую работу среди трудящихся и пользовался у них заслуженным авторитетом. К нему массами обращались солдатские и офицерские депутаты за литературой, указаниями, для рассмотрения конфликтов, чтобы решить злободневные вопросы. Привозили также арестованных офицеров и генералов для решения их судьбы. Практически Минский Совет стал организационным центром революционных сил в Белоруссии и на Западном фронте.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 636;