БЕЛАРУСИ 8 страница
В 1800 году в Белоруссии побывал известный русский поэт и государственный деятель Г.Р.Державин. Он оставил интересные записки, в которых описано тяжелое положение крестьян, произвол помещиков и арендаторов.
В 1783 году по дороге на Волынь через Белоруссию проезжал известныйминеролог академик В.М.Севергин. Свои впечатления о путешествии по Белоруссии он изложил в книге «Записки путешествия по западным провинциям Русского государства» (СПБ, 1803 г.).
Как видно из вышесказанного, присоединение Белоруссии к России имело в целом прогрессивное значение. Началось быстрое развитие экономики, торговли, культуры, уменьшилось религиозное и национальное угнетение. Этому содействовала и политика царского правительства, стремившегося закрепить свое влияние на присоединенных землях.
Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в.
Развитие культуры Белоруссии во второй половине XVII— ХVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Белоруссия вместе с ней
переживала затяжной кризис. Подъем времен Ренессанса и Реформации сменился упадком. Активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Исполняя решения Три-
дентского собора, они жестоко преследовали православие и протестантизм. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством.
С наибольшей силой регресс в области научных знаний проявился в философии. Ни одна из великих проблем новейшей теории познания и природоведения, сформулированных западными философами Гобсом, Спинозой, Лейбницем и др., не получила отклика в Речи Посполитой. Это было связано с тем, что философия носила исключительно академический характер.
Важнейшими центрами религиозной схоластики в Белоруссии и Литве была Виленская академия и многочисленные иезуитские коллегии в Минске, Витебске, Гродно, Бресте и других городах и местечках. Основными предметами изучения в них были теология, латинский язык, философия. Изучение философии рассматривалось как подготовка для усвоения «высшей мудрости», т.е. богословия. В загоне находились и другие области научных знаний. Если в Западной Европе в XVI — XVIII вв. математическая наука достигла значительных успехов, возникли новые направления: аналитическая геометрия, интегральные исчисления, то в Речи Посполитой все оставалось на уровне элементарных знаний Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного характера. Ученые-медики, например, боясь обвинений в ереси, стремились обойти спорные проблемы, постоянно использовали в своей практике иррациональные приемы. Считалось, что с болезнями необходимо бороться прежде всего при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем другие средства.
Но схоластическая философия и наука в Белоруссии и Литве в рассматриваемый период не были монолитными. И через них пробивались искры свободомыслия и материализма. В 80-е годы ХVII в. подсудок Брестского суда, воспитанник местной иезуитской коллегии, Казимир Лыщинский написал на латинском языке трактат «О несуществовании бога». По мнению автора, бог является плодом человеческой фантазии. Философ отрицал бессмертность души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания. Католические инквизиторы жестоко расправились с белорусским мыслителем. В 1689 году он был сожжен на костре в Варшаве.
Во второй половине XVII в. в Белоруссии начали распространяться идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить государственные реформы, опираться на светские знания, считали свободу мышления обязательным условием развития науки. Наиболее ярко ранние просветительские идеи проявились в творчестве таких поэтов и мыслителей, как Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Станислав Щука, Илья Копиевич и др. Но из-за преследований иезуитов они вынуждены были покинуть пределы Белоруссии.
В середине и во второй половине ХVIII в. в результате оживления социально-экономической жизни, внедрения элементов капиталистического способа производства идеи Просвещения получили более широкое распространение. К наиболее видным представителям просветительской мысли Белоруссии этого времени следует отнести К-Нарбута, Б.Добшевича, М.Почобута-Одляницкого, М.Карповича, И.Хрептовича, А.Довгирда, С.Юндила, В .Яблонского, И.Еленского и др. Благодаря им в общественно-политической и философской мысли Белоруссии на смену контрреформационной схоластике пришел религиозный скептицизм. В своих трудах они опирались на достижения природоведческих наук, славянской и западноевропейской рационалистической философии. Но поскольку в Белоруссии буржуазные отношения были еще развиты слабо, а в роли третьего сословия выступала преимущественно мелкая шляхта, то мировоззрение белорусских просветителей не отличалось последовательностью. Многие из них считали, что положение дел в обществе можно изменить путем постепенных реформ, а для этого достаточно только изменить взгляды людей, воспитать в человеке высокие гражданские чувства.
В неблагоприятных условиях в Белоруссии во второй половине XVII — ХVIII в. развивалось и образование. Постоянные гонения православных братств, их погромы привели к сокращению количества братских школ. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении XVI — XVII вв. они открыли в Белоруссии около 20 коллегий. Преподавание в них велось на латинском языке и по содержанию знании, духовной и политической ориентации не соответствовало требованиям времени. Основными предметами в иезуитских школах были: грамматика, риторика, этика, мораль, богословие, физика и математика.
Рядом с иезуитами, хотя и в меньших масштабах, действовали униаты. Проводником их идей был орден базылян, имевший также довольно разветвленную сеть своих школ. В конце XVII в. здесь начали открывать свои школы другие католические ордена: доминиканцы, кармелиты, пияры и другие.
Такая система образования в Белоруссии просуществовала до второй половины XVIII в. Но она уже не могла удовлетворить нужда развивающейся экономики. Необходима была реорганизация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана эдукационная комиссия. Осуществляемые ею мероприятия, в целом, носили прогрессивный характер. Из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запрещалось преподавание теологии. Большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведению, нравственности, физическому воспитанию.
За 20 лет своего существования комиссия открыла в Белоруссии 20 школ, которые являлись средней ступенью в системе обучения.
Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы XVIII в. меценатом А.Тизенгаузом. Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян.
Реформа просвещения в Речи Посполитой совпала с ликвидацией в 1773 г. ордена иезуитов. Она соответствовала нуждам времени, но ее практическое осуществление было мизерным, ибо хозяевами жизни по-прежнему были недальновидные феодалы-крепостники.
Ликвидация ордена иезуитов и более широкое распространение идей Просвещения в последней четверти XVIII в. положительно сказались на развитии высшего образования и научных знаний. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу Великого княжества Литовского, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Белоруссии. В ней работали такие выдающиеся ученые того времени, как М.Почобут-Одляницкий, С.Юндил и др.
Мартин Почобут-Одляницкий (1728 —1810 гг.) был одним из организаторов и директором Виленской обсерватории, долгое время работал ректором Главной школы ВКЛ. За заслуги в изучении природоведения и астрономии избирался членом-корреспондентом Парижской академии наук. Станислав Юндил (1761 — 1847 г.) был признанным специалистом в области ботаники и зоологии. В 1791 г. он опубликовал книгу «Описание растений в провинции Великого княжества Литовского», положившую начало систематическому научному изучению растительности Белоруссии.
Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике и эстетике принадлежит известному просветителю и меценату того времени, последнему канцлеру Великого княжества Литовского Иоахиму Хрептовичу (1728 — 1812 гг.). Широкую известность имела его библиотека в Щорсах, а его труды высоко оценивались в странах Западной Европы.
На территории Белоруссии в конце XVIII в. широкую известность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенства людей и критиковали крепостное право. Их сторонниками были И.Хрептович, И.Страйновский, М.Карпович и другие. Большой популярностью пользовался философ и церковный деятель Георгий Конисский (1717 — 1795 гг.). Он высоко ценил природоведческие науки и их роль в познании природы. Предшественником математической логики, одним из первых интерпретаторов философской системы И.Канта был С.Маймон (1753 —1800 гг.). Его знали и высоко ценили И.В.Гетэ и Ф.Шиллер.
В тесной связи с просвещением в Белоруссии развивалось книгопечатание. Монополия католической церкви в области науки и просвещения, преследование братских школ и типографий привели к свертыванию кирилловского книгопечатания. Книжный рынок был заполнен религиозной литературой на латинском и польском языках. Светские книги стоили очень дорого и на белорусском языке не издавались.
Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во второй половине XVIII в. в Белоруссии уже деистов ало 11 типографий, светская литература стала преобладать. Появились и первые периодические издания. Гродно стал третьим городом Речи Посполитой (после Варшавы и Вильно) и первым провинциальным центром, в котором начал выходить свой печатный орган— «Гродненская газета». В 1792 г. здесь некоторое время издавались «Гродненские известия» — орган" Торгавицкой конфедерации, а в 1796 —1797 гг. печатался «Курьер Литовский», который позже стали издавать в Вильно.
Литература второй половины ХVII — ХVIII в. носила переходный характер. В ней отживали средневековые идеи и художественные формы и утверждались новые. Вместо традиционного летописания и полемической литературы появились песенно-интимная лирика, комедии, интермедии, сатирическая проза, поэзия и другие жанры, а основным художественным направлением стало утонченное барокко.
Наиболее характерными произведениями белорусской литературы переходного периода были «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу». В них осуждалось положение, в котором очутилось Великое княжество Литовское после Люблинской унии 1569 г., предательство, жадность, аморальность польской и местной белорусской шляхты.
Большую историко-литературную ценность представляет собой и оригинальная хроника, составленная в конце XVII — первой половине XVIII в. жителями Могилева — купеческим старостой Трофимом Суртой и начальником городской канцелярии Юрием Трубницким. В ней описываются яркие события жизни города с 1526 по 1746 г, а также события того времени, имеющие важное значение в жизни белорусского и других народов Европы.
С переходным периодом связаны и первые шаги в становлении белорусской драматургии. Она была представлена комическими интермедиями к школьным драмам, которые ставились в стенах местных иезуитских коллегий. В отличие от школьных драм, создаваемых на латинском языке и посвященных сюжетам из Библии, интермедии писались на более понятном зрителю белорусском языке, а их сюжеты брались из окружающей действительности. Их главным героем был крестьянин-белорус, под маской простонародности которого скрывалась натура умная, сообразительная. Не случайно, что некоторые интермедии, созданные в это время, прочно вошли в народный фольклор.
С интермедиями было тесно связано и возникновение в Белоруссии нового драматургического жанра — комедии. Первым шагом в этом направлении явилась многоактная «Вакханалия» (1725 г.), в которой, наряду с греческим мудрецом Диогеном и польскими панами, действует «русин» Василь и его слуга Селивон, говорящие на сочном белорусском языке.
Наличие двух тенденций, связанных с древней и новой литературой, наиболее отчетливо проявилось в поэзии. В переходный период продолжало развиваться традиционное силлабическое стихосложение на древнебелорусском и старославянском языках (С.Полоцкий, А.Белобоцкий, И.Иевлевич, Ф.Утчипкий и др.). Оно окончательно размежевалось со средневековой ритмической прозой, но тематически все реже выходило за рамки религиозно-дидактических вопросов. Одновременно зарождалась и успешно развивалась светская лирика, особенно песенно-любовная. Последней было свойственно новое, близкое к народному мировосприятие. В отличие от «высокой» поэзии, рассчитанной на элитарные круги, любовная лирика опиралась уже на разговорный язык, на силлабо-тоническое стихосложение.
Во второй половине XVIII в. утонченное барокко сменилось неоклассицизмом и сентиментализмом. Но литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Единственным произведением на белорусском языке, дошедшим до нашего времени, является сборник анекдотов «Торба смеху».
Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии дальнейшее развитие получило театральное искусство. Особенно быстрыми темпами развивался школьный, театр. Его возникновение было связано с деятельностью ордена иезуитов. Стремясь расширить свое влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления, воздействуя на зрительные и слуховые эмоции людей.
Театры действовали также при православных братских школах, униатских и других учебных заведениях. Они использовали театральные представления для идеологического воздействия на массы.
Продолжал развиваться и кукольный театр — батлейка. Главным героем его стал белорусский крестьянин — весельчак и шутник Нестерка, высмеивающий фанаберистость шляхты, ее невежество и стяжательство.
Уникальным явлением белорусского искусства второй половины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Они удовлетворяли потребности магнатов, но актерами в них была молодежь из числа крепостных крестьян.
Первый в Белоруссии крепостной театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматическая, оперная и балетная труппы. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Белоруссии стал слонимский двор великого литовского гетмана М.Огинского, дяди известного композитора Михаила Клеофоса Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег — в Ружанахи Деречине, Радзивиллов — в Слуцке, Зорича — в Шклове, Чернышева — в Чечерске, Тышкевичей — в Свислочи. С 70-х годов XVIII в. в Гродно и Минске регулярно показывали свои представления польские профессиональные театры В.Богуславского, Д.Моравского и др.
Одновременно с крепостными и профессиональными во второй половине XVIII в. действовали театры при монастырских коллегиях в Бобруйске, Бресте, Витебске, Жировицах, Забеллах, Лиде, Новогрудке, Пинске, Полоцке и др. Их репертуар состоял преимущественно из латинских трагедий и польских комедий. В конце XVIII в. школьные театры исчезли.
Деятельность крепостных и школьных театров активизировала музыкальную жизнь. Во многих городах появились хорошие оркестры. В их репертуаре были произведения западноевропейской классики и местных композиторов — М.Огинского, Я.Голонда, Э.Михалевича, Р.Вордоцкого, О.Бобровского, М.Ковалевского и др.
Во второй половине XVII в. в связи с развитием школьного театра значительных успехов достигло многоголосное хоровое пение. Являясь вначале преимущественно церковным, оно вскоре внедрилось и в светскую музыкальную и театральную жизнь.
Хоровая музыка в школьной драме была тесно связана и с культурой кантов. Белорусские канты и псалмы часто приобретали характер и форму народных песен. Со временем процесс взаимопроникновения и слияния религиозно-церковной поэзии и народных мелодий породил возникновение своеобразных духовных стихотворений, исполнителями которых стали нищие и слепцы-лирики.
Господствующим стилем в архитектуре Белоруссии во второй половине XVII — первой половине XVIII в. было барокко. К 30-м годам XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который много лет работал в Белоруссии. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.
В 60 — 70-х г. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль — классицизм, характеризующийся монументальностью форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных, живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске, Чечерске, здания медицинских и театральных школ в Гродно, собор св. Иосифа в Могилеве. Впервые в Белоруссии начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда.
В тесной связи с архитектурой развивались живопись, скульптура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барокко, а во второй половине XVIII в. — классицизм.
Как и в предшествующие столетия, в это время в искусстве Белоруссии основное внимание обращалось на создание икон, настенных росписей и скульптур для церквей, костелов, дворцов, а также гравюр для украшения книг. Но во всех этих жанрах произошли значительные изменения. В иконописи исчезла плоскостная трактовка фигур, на смену ей пришло объемное изображение. В живописи широкое распространение получили реалистический портрет и историческая картина. Наиболее значительный вклад в развитие белорусской живописи внесли представители виленской, могилевской и гродненской живописных школ.
Графика Белоруссии в это время развивалась в двух направлениях — книжной и станковой гравюры. Книжная графика продолжала традиции Ф.Скорины, П.Мстиславца и И.Федорова. Это особенно характерно было для Супрасльской типографии.
В развитие станковой гравюры в это время большой вклад внесли представители виленской, несвижской и могилевской граверных школ. Среди виленских графиков наибольшую известность приобрел Ф. Бальцевич, создавший ряд оригинальных портретов известных исторических деятелей. В Несвиже прославился Г.Лейбович, при участии которого был создан известный альбом «Изображения рода князей Радзивиллов». Ведущими представителями могилевской граверной школы были выходцы из семьи Ващенков. Они создали ряд очень тонких по художественному рисунку произведений искусства.
Художественная резьба по дереву объединяла в себе декоративную и станковую скульптуру. Декоративная скульптура являлась важнейшим средством оформления дворцовых и культовых зданий. Развивалась она в тесной связи с архитектурой и живописью и была органически с ними связана. Из произведений художественной резьбы по дереву того времени наибольший интерес представляет иконостас собора св. Николая в Могилеве. По композиции и характеру резьбы он близок к иконостасу Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, над созданием которого работали также мастера из Белоруссии. Но по тонкости резьбы и красоте ажурных колонок он стоит выше иконостаса собора Новодевичьего монастыря.
Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии широкое распространение получила и резная скульптура по дереву. Она развивалась под влиянием художественной резьбы и занимала видное место в оформлении интерьеров дворцов, костелов, униатских и православных церквей. По характеру резьбы и стилистическим особенностям в ней выделялись два направления. В
скульптуре православных храмов человеческие фигуры напоминали святых в иконах. Несколько в ином плане развивалась скульптура католических костелов. Под влиянием барокко в них более выразительно передавалась фактура одежды и человеческого тела, динамика движения. В качестве примера можно привести скульптуры пророка из Могилевского краеведческого музея и святых апостолов в Гродненском фарном костеле.
В конце XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Но он неоставил значительного следа в скульптуре Белоруссии.
Высокого расцвета во второй половине XVII — XVIII. в. в Белоруссии достигло народно-прикладное искусство. Богатым и расточительным магнатам нужны были изящные вещи. Часть из них создавалась трудом крепостных мастеров на вотчинных мануфактурах. Непреходящую художественную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50 — 60-е годы XVIII в. под руководством Яна Моджарского. Они делались из шелковых и золотых нитей и украшались разноцветным орнаментом, отличались удивительным сочетанием линии и цвета, четкостью композиции.
Высоким художественным уровнем отличались ковры, гобелены, шпалеры и скатерти, ткавшиеся в Мире, Кореличах, Гродно и Лососно около Гродно. Удивительное стекло, зеркала, фаянсовую посуду выпускали мануфактуры в Налибоках, Уречье, Свержене, Телеханах. Уречское стекло украшалось растительным и геометрическим орнаментом, жанровыми картинками из жизни белорусского народа, стихотворными надписями. Это свидетельствовало о высоком мастерстве его создателей.
Подводя итоги, следует отметить, что культура второй половины XVII — XVIII в. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.
БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Социально-экономическое развитие Беларуси в первой половине XIX в.
В конце XVIII — первой половине ХIХ в. в Белоруссии, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные, В середине XIX века на некоторых мануфактурах стали использоваться паровые двигатели. В конце 50-х годов в Белоруссии насчитывалось 549 вотчинных и капиталистических предприятий с 6,5 тыс. рабочих. Вольнонаемные среди них составляли 43 %.
Переход от ручного труда к машинному (Определял промышленную революцию, которая началась в Англии во второй половине ХVIII века и обеспечила резкое повышение производительности труда. В Белоруссии эти процессы только начинались. Развитию промышленности содействовали работы по улучшению путей сообщения, что способствовало включению белорусского хозяйства во всероссийский рынок. Большое экономическое значение имели каналы, которые соединяли реки бассейна Черного моря с реками бассейна Балтийского моря (Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский). По этим водным путям Брест, Кобрин, Пинск, Борисов и другие города вели оживленную торговлю, увеличивалось их промышленное значение. За период с 1825 по 1861 г. население 42 городов Белоруссии увеличилось с 151 тыс. до 320 тысяч человек.
Быстрый рост городского населения Белоруссии в 30 — 50 г. объясняется преимущественно не экономическими, а политическими факторами, прежде всего, насильственным выселением евреев из деревень и помещичьих имений в города и местечки. Самой многочисленной категорией городского населения были мещане (75—80%) — ремесленники, мелкие торговцы, чернорабочие и другие. Городское население платило различные государственные и местные (земские) налоги и исполняло многочисленные натуральные повинности. Огромные налоги и повинности в пользу феодально-крепостнического государства почти полностью поглощали прибыль даже зажиточной части горожан и доходы городов. Они отрицательно отражались на их социально-экономическом развитии, на процессе первоначального накопления капитала.
Но, тем не менее, города развивались: увеличивалось число промышленных предприятий, расширялась торговля. Помимо еженедельных рынков и традиционных ярмарок все шире и шире внедрялась постоянная лавочная торговля.
Расширению торговых связей содействовала пока еще только наметившаяся производственная специализация промышленного и сельскохозяйственного производства отдельных регионов. Укреплению их торговых связей способствовало начавшееся строительство сухопутных торговых путей, Широкие дороги, осаженные березами, так называемые «гостинцы.», связывали белорусские города с другими городами империи. Из Белоруссии вывозили, в основном, лен и льнопродукты, зерно, водку, спирт, хлопок, сало, лес. В Белоруссию привозились промышленные товары.
Новые явления в экономике, которые вызывались формированием капиталистических отношений, обозначились и в белорусской деревне. Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, увеличивалась площадь пахотных земель, расширялись посевы технических культур (льна, конопли), возрос удельный вес картофеля и сахарной свеклы, возникло тонкорунное овцеводство. В ряде помещичьих хозяйств началось использование сельскохозяйственных машин. Пропагандой передовых методов земледелия и животноводства занималось Белорусское вольное экономическое общество, которое существовало с 1826 по 1841 г. в Витебске. В 40-е годы в Горках Могилевской губернии был открыт первый в России земледельческий институт.
Кроме чисто сельскохозяйственных работ, крестьяне все больше занимались промыслами, нанимались на разные работы. Расширялось их имущественное расслоение: выделялись зажиточные крестьяне, которые арендовали мельницы, вели торговлю и т.д.
Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось господством феодально-барщинной системы, существованием крепостного права. Помещики с целью увеличения прибыльности имений расширяли посевы за счет крестьянских наделов, создавали новые фольварки. Но запущенная, неудобренная, плохо обработанная земля давала низкие урожаи. С 1820 по 1850 г. в Витебской и Могилевской губерниях было 10 неурожайных лет. Крестьяне все больше разорялись и не могли в такой степени, как раньше, нести возрастающие повинности. Быстрыми темпами росла задолженность помещичьих имений.
В тяжелом положении оказались и крестьяне государственных имений. Они, как правило, сдавались в аренду чиновникам и обедневшим дворянам, а арендаторы стремились выжать из крестьян все, что можно было взять, и без зазрения совести увеличивали повинности.
Не имея возможности прокормить свои семьи с наделов, выплатить вовремя многочисленные налоги и оброки, многие крестьяне вынуждены были искать побочные заработки. В свободное от земледельческих работ время, с разрешения помещиков или арендаторов они шли на лесоразработки, сплавные работы и дорожное строительство, занимались извозом и домашними промыслами.
Многие помещики сами отдавали своих крепостных по контрактам на строительные и дорожные работы, часто в далекие губернии России. Плату за их труд они забирали себе.
Рост барщины, массовое обезземеливание крестьянства, частые неурожаи, произвол помещиков и арендаторов вели к упадку крестьянского хозяйства, к еще большему обеднению крестьянских масс. Все это вызывало недовольство крестьянства и подталкивало его на борьбу против своих угнетателей.
Борьба крестьян против феодального угнетения принимала различные формы: подача жалоб царю и местным властям, отказ выполнять чрезмерные повинности, побеги от своих владельцев, неподчинение властям, вооруженные выступления. Уже в первой трети ХIХ в. на территории Белоруссии имели место 46 крупных выступлений крестьян.
Рост крестьянских волнений вынуждал царизм принимать некоторые законодательные меры, чтобы ограничить произвол. помещиков и арендаторов и тем самым ослабить недовольство крестьян. Еще Павел I, чтобы ограничить произвол помещиков, издал указ, запрещающий вынуждать крестьян работать в воскресенье и рекомендовал ограничить барщину до трех дней в неделю. Но эти рекомендации остались на бумаге, ибо принимать их или не принимать решал сам помещик. Не смог решить эту проблему и указ Сената 1818 г., который предписывал губернаторам западных губерний установить «строгий надзор» за тем, чтобы помещики не требовали от своих крестьян выполнения «непомерных повинностей», а только тех, которые «обозначены в инвентарях». Это вынудило Кабинет министров в 1824 г. создать комиссию по проверке повинностного состояния крестьян Белоруссии. В результате проверки было установлено, что при определении повинностей помещики допускают «полный произвол» и вынуждают крестьян выполнять чрезмерные «уроки работы».
Но выводы комиссии также ничего не дали, ибо царизм боялся затрагивать основы крепостного права. Об этом свидетельствует и тот факт, что Николай I еще пять раз создавал различные секретные комитеты по решению крестьянского вопроса, но когда дело доходило до принятия конкретного решения, то он признавал рекомендации комитетов несвоевременными, а сами комитеты распускал.
И тем не менее, во второй четверти XIX в. были проведены некоторые реформы, призванные разрядить напряженное состояние в деревне. В 1835 г. были утверждены «Правила об отдаче крестьян по найму на земленные и другие черные работы». Согласно им, помещики могли отдавать по контрактам из многосемейных дворов не более половины работников, причем в контрактах должны были указываться «размер оплаты, количество рабочего времени и место работы».
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 674;