БЕЛАРУСИ 3 страница
В середине XVI в. из состава панов-рады выделилась группа наиболее влиятельных членов, из которых начали формировать высшую, или тайную, раду для решения наиболее важных государственных дел. При отсутствии великого князя она фактически являлась высшим органом государственной власти.
В результате дальнейшего развития феодальных отношений, роста влияния феодального сословия, особенно шляхты, в начале XV в. (1401 г.) в ВКЛ начал действовать еще один орган государственной власти — вальный сейм. Первоначально он собирался только для решения таких вопросов, как выборы великого князя, обсуждение условий унии и т.д. Но в 1512 г. великокняжеским привилеем было установлено, что перед заседанием вального сейма должны собираться поветовые сеймики, на которых избираются 2 делегата на вальный сейм от каждого повета. Таким образом, всеобщие вальные сеймы были превращены в представительный орган государственной власти. Они созывались не только в столице ВКЛ — г. Вильно, но также в Бресте, Новогрудке, Гродно, Минске. На них обсуждались важнейшие общегосударственные вопросы (уния с Польшей, выборы великих князей, шляхетские привилеи, законодательные акты и т.д.).
Управлять государством великому князю помогал чиновничий аппарат, во главе которого стояли высшие должностные лица, ведающие отдельными службами управления: маршалакземский, маршалах дворный, гетман высший, гетман дворный или польный, канцлер, подканцлер, подскарбии земский, подскарбии дворный и др. Маршалак земский, например, председательствовал на вальных сеймах, принимал иностранных послов, регулировал допуск жалобщиков к великому князю, маршалак дворный руководил чиновничьим аппаратом двора и замещал при необходимости маршалка земского. Гетман высший командовал вооруженными силами государства, гетман польный командовал войсками, которые размещались в каком-нибудь регионе или участвовали в боевых действиях на одном из фронтов. Канцлер руководил работой государственной канцелярии, подскарбий земский ведал финансами государства, подскарбий дворяый — казной великого князя.
При дворе великого князя удерживался также значительный штат государственных урядников и слуг из числа дворян. Они выполняли поручения великого князя, членов панов-рады и высших должностных лиц государства, осуществляли надзор за выполнением судовых решений, вводили во владение государственными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, осуществляли надзор за строительством дорог, мостов, замков, сопровождали посольства за границу и т.д.
В территориально-административном отношении ВКЛ делилось на воеводства, поветы и волости. Впервые воеводства были введены в 1413 г. Но тогда были созданы только 2 воеводства -Виленское и Трокское. В начале XVI в. в ВКЛ была проведена территориально-административная реформа, в результате которой было учреждено еще пять воеводств — Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Виленский сейм 1565 — 1566 г. уже разделил Великое княжество Литовское на 30 поветов и 13 воеводств. Были созданы новые воеводства — Брестское, Мстиславское, Минское, а также Волынское и Броцлавское (в| Подолии).
После реформы 1566 г. Виленское воеводство состояло из 5 поветов, Трокское — из 4, Новогрудское и Подляшское — из 3, Киевское, Витебское, Брестское, Минское — из 2, Волынское — из 3 поветов. В составе Новогрудского повета сохранялось как отдельная административная единица Слуцкое княжество, которое находилось под властью князей Олельковичей.
Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, в поветах — старосты. Воеводы назначались великим князем и Радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Но местные феодалы имели право в случае необходимости требовать их отставки. Обязанности и цолномочия воевод были очень широкими. Им практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве. Подвоеводы являлись заместителями воевод по административно-судебным делам, руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском (замковом) суде. Каштеляны командовали военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, являлись заместителями воевод по представлению интересов воеводства в Раде. Ключники заведовали сбором налогов, конюшие осуществляли надзор за разведением лошадей для армии, лесничие и гаевники управляли лесными промыслами, занимались организацией охоты.
Низшим звеном органов местного государственного управления были руководители государственных и великокняжеским имений (дворов, замков) — державцы. Как воеводы и старосты
они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд над местным населением.
Для осуществления надзора над крестьянами старосты и державны назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников. Они следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей. Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники — на территории волости, десятники — в отдельных деревнях. После водочной померы 1557 г. эти должности были заменены сельскими войтами.
В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления — сельские собрания (сходы) и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Старцы наблюдали за выполнением общественных работ (строительство мостов, замков, дорог), собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия в копе.
Высшим судебным органом в государстве был великокняжеский (гаспадарский) суд, а также суд панов-рады, сейма и их разновидность — комиссарский суд. Но позже судебная власть великого князя и панов-рады была ограничена. В 1581 г. был принят сеймом закон о создании Главного суда (Трибунала), на который возлагались аппеляционный пересмотр дел и рассмотрение некоторых дел в первой инстанции. Остальные дела должны были рассматриваться в местных судах. Главный суд (Трибунал) состоял из выбранных на поветовых Сеймиках шляхты судей по 2 от повета, заседал ежегодно посессионно (до 22 недель в год) в Минске, Вильне и Новогрудке попеременно.
Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах — высшем и низшем. В состав высшего суда входили воевода или староста, или державца и местные феодалы. Низкий суд состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, имеющие недвижимость, знающие право и умеющие писать.
Судом для шляхты был земский поветовый суд. Судьи в этот суд избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела о земельных спорах рассматривал специальный подкоморский суд. В городах, которые имели магдебургское право, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды.
Судебные дела над крепостными крестьянами и служилой шляхтой рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации (соцкие, старосты, державцы). Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев действовали еще свои суды, основанные на религиозном праве — Библии, Коране, Торе.
Источниками права в ВКЛ сначало было древнерусское право («Русская правда»), местные обычаи и судебная практика. В
XIV-XV вв. наметился переход от обычайного права к писанному, которое вскоре стало основньш источником права на территории Белоруссии. Первые попытки систематизации права были сделаны в отношении отдельных земель. Такими, в частности, были Полоцкие и Витебские привилеи. Следующим шагом было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира Ягелончика в 1468 г. Вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529,1566 и 1588 г. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе.
Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе ВКЛ в XIV — первой половине XVI в.
В ВКЛ в XIV — первой половине XVI в., как и в других раннефеодальных государствах, шел процесс становления и дальнейшего развития феодальных отношений, феодального способа производства. В основе феодального способа производства лежала феодальная собственность на землю — основное средство производства и одно из важнейших условий его осуществления. Здесь, как и в других государствах, верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Он регулировал земельные владения феодалов в государственных, финансовых и военнополитических целях. Средние и мелкие феодалы составляли шляхетское (дворянское) сословие. Начало ему положил привилей Ягайло 1387 г. В основном, это были дружинники князей и представители великокняжеской администрации.
На одинаковом положении со шляхтой, получившей дворянство не за военную, а за гражданскую службу, в ВКЛ находились татары. Во время походов на Дон в 1397 — 1398 гг. Витовт взял в плен много татар и поселил их на границе с Тевтонским орденом и вокруг замков внутри государства. Их основной обязанностью было несение военной службы и поставка лошадей в армию во время войны. Бояре — шляхта, земяне и татары имели земельные наделы на разных условиях. Самым древним типом феодального землевладения было фактическое владение землей, пожалованной великим князем. Эти владения, как правило, были наследственными. Наряду с выслугами «на вечность» великий князь раздавал земельные владения своим приближенным и до «воли и ласки господарской», не определяя сроков владения. Но такой порядок не удовлетворял феодалов, так как держал их в неизвестности. Поэтому великий князь начал вскоре определять сроки владения землей: «до живота», т.е. пожизненно; «до двух животов», т.е. с правом передачи детям; «до трех животов» — с правом передачи детям и внукам и т.д. В интересах государственной службы возник также особый тип феодального землевладения — «на ленном праве», т.е. с правом перехода земли наследникам только мужского пола. Но при всем этом бояре — шляхта, земяне и татары могли владеть землей только при условии службы верховному правителю страны — великому князю. По прекращении службы или при плохом ее выполнении земля изымалась.
Наряду с великокняжескими доменами существовало большое количество независимых поместий, владельцы которых распоряжались ими «с полным правом и панством». Это были, в основном, поместья бывших удельных князей — Рюриковичей и Гедеминовичей. Епископские кафедры, церкви и монастыри пользовались такими же правами на землю.
Таким образом, феодальная собственность на землю в ВКЛ была сословной и носила иерархический характер, а феодальное землевладение, особенно мелких и средних феодалов, было первоначально условным (при условии службы) и ограниченным. Но такое положение не удовлетворяло феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение.
Первыми добились такого права в ВКЛ литовские феодалы, принявшие католичество, на основе привилея Ягайло от 22 февраля 1387 года. В 1413 г. это право получили и белорусские феодалы католического вероисповедания. Православные белорусские феодалы добились этого права только в 1432 г., когда они активно поддержали Свидригайлу. Ягайло, стремясь лишить Свидригайлу социальной поддержки, издал привилеи, уравнивающий в имущественных правах православную шляхту и католическую. Позже это было подтверждено привилеями Сигизмунда Кейстутовича в 1434 г. и Казимира Ягелончика в 1447 г.
Но феодалы, владея землей (вотчиной или поместьем) на любом из условий, не могли обойтись без крестьян, которые ее обрабатывали. Крестьяне получали землю из рук феодала, но не в собственность, а в пользование, за что должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: дань, оброк продуктами, денежный оброк, барщину и т.д. В XI — XIV вв. основной формой феодальных повинностей был оброк продуктами. С XV в. феодалы ВКЛ начали вводить для крестьян денежные оброки. Это было связано с развитием ремесла и ростом городов. Кроме выполнения повинностей в пользу феодалов, крестьяне платили еще общегосударственные налоги, поборы в пользу церкви — десятину. Размеры повинностей, которые выполняли крестьяне, зависели от размера земельного надела, которым пользовалась крестьянская семья. В большинстве своем наделы находились в пользовании не отдельных крестьянских семей, а товариществ, которые состояли из разросшихся семей. Такое экономическое взаимоотношение диктовалось необходимостью корчевания леса, одновременной эксплуатацией других сельскохозяйственных угодий. Если крестьянское хозяйство не справлялось с возложенными на него повинностями, то феодал подсаживал к нему посторонних людей— «сябров». Крестьяне и сами часто брали себе в
«подмогу» посторонних людей — «потужников», которые помогали им обрабатывать землю и нести повинности («на четверти», «половине» и др. условиях).Такая организация крестьянского и помещичьего хозяйства просуществовала в ВКЛ до второй половины XVI в., до известной реформы Сигизмунда - Августа «Устава на волоки».
В 1557 г. Сигизмунд - Август II провел в своих владениях аграрную реформу с целью упорядочить крестьянское землепользование и увеличить доходы казны. Согласно этой реформе крестьянский надел составляла волока размером в 33 морга, или 23,41 га земли, независимо от качества земли. Крестьянам отводились также еще земли общего пользования: сенокосы, леса и т.д. Земля в ходе реформы в первую очередь отводилась под государственные дворы — фольварки, которые организовывались на лучших землях, по 200 — 400 га каждый (8 —15 волок). Крестьянские наделы распределялись по жребию по одной волоке на двор. Переселяемые на новые наделы крестьяне делились на 2 разряда — тяглых и осадных. Количество тяглых крестьянских дворов зависело от размера фольварка. На одну волоку фольварочной земли отводилось семь волок тяглых. Тяглые крестьяне своим тяглом и инвентарем должны были обрабатывать фольварочную землю. Основной повинностью их была барщина — 2 дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли и другие повинности: давали овес, сено, гусей, кур, яйца, платили оброк деньгами, несли сторожевую службу, предоставляли подводы, ходили на «гвалты», «толоки», ремонтировали дороги, мосты и т.д. Выполнение повинностей строго регламентировалось.
Остальных крестьян великий князь селил на осаде. Осадные крестьяне вместо барщины платили денежный оброк. Остальные повинности у них были такие же, как у тяглых крестьян.
В результате осуществления реформы 1557 г. в ВКЛ появилась еще одна категория крестьян—огородники. Так стали называть дворовых людей, которых великий князь посадил на землю, наделив каждого из них 3-мя моргами земли. Их селили вблизи! фольварков. Основной повинностью огородников была барщина — 1 день пешью за один душевой надел.
Первоначально реформа была проведена только в великокняжеских имениях и только в западных воеводствах. Главным ee результатом было прикрепление крестьян к земле. Поэтому ее начали проводить и феодалы в своих поместьях. Первоначально основная масса крестьян в ВКЛ была вольными — «похожими» людьми, т.е. лично свободными. Они находились исключительно в экономической зависимости от феодалов, так как земля являлась их собственностью. Пока феодалы не закрепили землю в неограниченную собственность, они не посягали на личную свободу крестьян. Первым законодательным актом, ограничивающим личную свободу крестьян в ВКЛ, был привилей Казимира Ягелончика 1447 г., по которому великий князь брал на себя обязательство не принимать в свои владения крестьян из помещичьих хо-
зяйств и обязывал феодалов придерживаться этого же правила по отношению к государственным крестьянам. Следующим этапом в оформлении крепостного права в ВКЛ стал «Судебник» Казимира Ягелончика 1468 г. По нему крестьяне, прожившие на земле феодала или великого князя на протяжении одного или более поколений, объявлялись «старожильцами», «отчичами» и уже не могли покидать своих наделов без согласия владельца, т.е. становились «непохожими» людьми. По первому Литовскому статуту 1529 г. срок старожильства уже был сокращен до десяти лет. К тому же за право ухода от феодала крестьянин должен был уплатить «пожилое» (компенсацию за предполагаемый ущерб) в размере 5 литовских грошей — огромнейшую по тому времени сумму (стоимость примерно 20 коров). Все это значительно ограничивало личную свободу крестьян. Но, несмотря на это, крестьяне «отчичи» еще могли освободиться от «неволи», продав свою «отчизну» другому. Не держали феодалы и разорившихся крестьян-«отчичей» . К тому же принцип земской давности, или «старожильства», распространялся далеко не на всех, а только на глав крестьянских товариществ, за которыми числились наделы. Поэтому и после принятия I Литовского статута в феодальных поместьях продолжали жить свободные люди. На государственных землях также проживали так называемые крестьяне-слуги — бояре панцирные, бояре путные, конюхи, сокольничие и др. Они также были свободными, «вольными» людьми. Поэтому основным содержанием и основной задачей реформы 1557 г. и было прикрепление свободных, «похожих» людей к земле через наделение земельным наделом каждой крестьянской семьи в отдельности. Получив земельные наделы, они автоматически попадали под действие принципа «земской давности» и становились «отчичами», «старожильцами», т.е. людьми «непохожими». К концу XIV в. «похожие» и «непохожие» крестьяне слились в одну категорию крепостных крестьян.
В XIV — первой половине XVI в. в условиях дальнейшего развития феодального способа производства шел интенсивный процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Это сопровождалось ростом городов и поселков городского типа, которые в Белоруссии назывались — местечками. В источниках XIV — первой половины XVI в. упоминается примерно о 350 поселениях городского типа на территории современной Белоруссии. Большинство из них составляли местечки. Они делились на 3 группы: королевские (Скидель, Озеры), частновладельческие светские (Зельва, Сморгонь) и церковные (Жировичи, Игумен) и другие.
Во многих белорусских городах, кроме ремесла и торговли, имели место и другие стороны экономической деятельности. Витебск и Полоцк были портовыми городами. Крупные и некоторые средние города и местечки были центрами ярмарочной торговли.
Важнейшим показателем степени развития ремесел в городах было количество ремесленников и ремесленных специальностей. У каждого города были свои определенные ремесла. Однако это не было свидетельством возникновения территориального разделения труда, потому что ремесленники в основном работали на заказ или были связаны только с потребностями своего города.
Чтобы закрепить свои права и обеспечить монополию на рынке, ремесленники стремились к объединению, созданию своих корпораций. Ими стали цехи. В белорусских городах они были 3-х типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии), объединенные (2-х и более близких профессий) и сборные (разных профессий). Объединившиеся ремесленники делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Полноправными членами цехов были только мастера. Только из их числа выбирались руководители цехов («старосты», «цехмистры»). Ученики и подмастерья должны были подчиняться мастеру. Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом.
Рост ремесел способствовал развитию торговой деятельности. В крупных городах торги проходили дважды, в небольших — раз в неделю. Порядок торговли регламентировался радой или владельцем города — феодалом. За продажу товара на рынке взимался побор. Торговые связи, существующие в то время, связывали не только город с деревнями и местечками, но и крупные города между собой. Тесная связь заграничной и внутренней торговли заставляла купцов искать способы и средства закрепления за собой монопольного положения на местном рынке. Для этого купцы, как и ремесленники, создавали свои корпорации. Цехи их существовали в Могилеве, Минске, Пинске, Слуцке и других городах, в некоторых городах они назывались братствами. Постоянная угроза быть ограбленными по дороге заставляла купцов создавать кассы взаимопомощи.
Одновременно с развитием ремесел и торговли в городах Белоруссии развивались кредитное дело и ростовщичество.
Торговые связи городов Белоруссии с городами соседних стран, а также внутри страны явились причиной создания разветвленной сети торговых дорог («путей»). В первой половине XVI в. источники называют здесь более 20 крупных «путей» и «гостинцев».
При всей разновидности внутренних и внешних торговых путей в Белоруссии в XIV — первой половине XVI в. еще не сложился единый внутренний рынок. Для этого не было ни экономических, ни социально-политических условий. Главное, не было экономической специализации районов, что ослабляло экономические связи между отдельными территориями. Существовало также много других причин, которые отрицательно воздействовали на развитие торговли (своеволие магнатов и шляхты, раз-, бой, грабеж и т.д.). Большим грузом на купечество ложились денежные пошлины и натуральные сборы — «мыта».
Концентрация в городах оживленной ремесленной и торговой деятельности содействовала росту городского населения. В середине XVI в. оно уже составляло 1 — 3% от численности населения страны. Источники формирования городского населения были разными: за счет крепостных крестьян, свободных поселян, переселения в города феодалами своих крестьян и т.д. Не последнюю роль играл натуральный рост населения. 80% горожан составляли белорусы.
Кроме хозяйственно-экономической, города Белоруссии выполняли также административную функцию, были центрами воеводств, старосте, поветов. В них действовали как постоянные, так и периодически создаваемые различные органы государственной власти (вальные сеймы, совещания Главного Литовского Трибунала и др.). Города и местечки возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. С начала XVI в. во многих городах Белоруссии начали выделяться обособленные административные кварталы, которые находились под властью частных лиц или церкви, на их жителей не распространялась судебная и административная власть самого города. Такие кварталы назывались «юридиками». С укреплением экономической роли городов, их общественного значения росло стремление городского сословия расширить свои права и привилегии, которые оберегали бы его от самовластья феодалов. Верховная власть поддерживала города. На этой основе сложился своеобразный союз городов с верховной властью, который выразился в значительном расширении права городов на самоуправление. В конце XIV в. в ВКЛ начало распространяться самоуправление городов на основе так называемого «магдебургского права». Под этим термином подразумевается совокупность правовых норм, свойственных феодальным городам Восточной Германии, перенесенных затем в Венгрию, Польшу и другие страны. Необходимо отметить, что на территории Белоруссии «магдебургское право» претерпело значительные изменения. До середины XVII в. это право получило большинство крупных городов Белоруссии.
Руководство городом на основе «магдебургского права» осуществлял городской магистрат, который состоял из рады и лавы. Магистрат возглавлял войт. Все города Белоруссии имели свое ополчение. Оно состояло из полков, полки делились на сотни, сотни — на десятки. В составе ополчения имелись и отряды кавалерии. Кроме городского ополчения, имелись и отряды так называемых «городских выбранцев». Они набирались из мещан, которые несли постоянную военную службу, но не бросали заниматься ремеслом и торговлей. Сила и мощь города базировались не только на его укреплениях. Не меньшее значение имело обеспечение горожан на случай осады провиантом и водой. В полном соответствии с нормами «магдебургского права» осуществлялась противопожарная безопасность, в городе постоянно дежурила пожарная охрана.
В связи с войнами принимались также меры по борьбе с эпидемиями. Превратившись в серьезную экономическую силу, горожане оставались униженным и обремененным многочисленными налогами сословием.
Формирование белорусской народности. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в.
Народность — это историческая общность людей, основанная на единстве территории, языка, культуры и некоторой общности хозяйственной жизни. Она характеризуется также наличием самоназвания, этнического сознания, особенностями психологического склада. Будучи исторической категорией, народность приходит на смену роду и племени и предшествует нации. Каждая из этих этносоциальных форм является определена ной ступенью формирования этноса — устойчивой общности людей, которая складывается на определенной территории и характеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики и: самосознания, отраженных в одном названии и представлениях о единстве происхождения.
Когда же возникла белорусская народность и что стало основными причинами ее возникновения? Ответить на эти вопросы однозначно сегодня нельзя, так как у историков и этнографов нет единого мнения. И все же, как считают многие исследователи, главную роль в формировании белорусского этноса и возникновении Белоруссии сыграло политическое объединение белорусских земель в составе одного государства — ВКЛ. Подчинение раздробленных восточнославянских княжеств и земель единой власти остановило процесс феодального дробления и содействовало созданию условий для укрепления социально-экономических и этнокультурных связей между разными частями Белоруссии, консолидации населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая территория.
Главную роль в ее формировании играли экономические связи. На основе торговых связей складывалось более-менее тесное, хотя и недостаточно прочное территориальное единство белорусских земель. Консолидации этнической территории содействовали также мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Кроме политических, экономических и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и концессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало православие. Перечисленные факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры.
В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюркского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были только дополнительным компонентом этой этнической общности, внесшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексического фонда белорусского языка. Он трансформировался из общеславянского древнерусского языка. Его быстрому распространению и закреплению на всей этнической территории Белоруссии содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.
Одновременно с формированием белорусского языка в XIV — первой половине XVI в. шел процесс нивелировки материальной и духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количество нов сформирований в области культуры относится к XV — XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и способы обработки земли, организации земледелия. Социально-экономические условия развития, климатические особенности, традиции, полученные в наследство от предков, породили характерные только для белорусов типы поселений: местечки, фольварки, застенки, околицы и т.д.
В XIV — первой половине XVI в. появилась характерная белорусская народная одежда, своеобразная национальная кухня.
В процессе формирования народности складывались и развивались особенности духовной белорусской культуры, в частности устно-поэтическое народное творчество. В это время возник и расширился новый эпический жанр — исторические песни и сказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, широкое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми песнями в XIV — XVI вв. в Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семейно-бытовые темы, пословицы, поговорки, загадки.
Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и оригинальными памятниками литературы того времени были летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — прославить историческое прошлое Великого княжества Литовского и тех, кто своей военно-политической деятельностью содействовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическое произведение «Похвала Витовту», которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.
Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой половине XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Благодаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западными славянскими странами, в Белоруссии появились произведения переводной литературы как церковного, так и светского содержания. Среди произведений византийского и славянского происхождения значительное место занимали «жития» (например, «Житие Алексея, человека божьего»,
«Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содержались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иисуса Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевропейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о военных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 741;