Учебные дисциплины художественных школ и студий искусств

Композиция в виде промышленной формы же представляет структуру или отличительные особенности какого-либо предмета. Гармония в ней тоже важна, однако она обычно не вызывает у смотрящего ассоциаций, а дает четкое представление об изображенном предмете и его функции.

Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера.

Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием – смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов.


Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.

Исторические аспекты стилеобразования в дизайне. Закономерности развития социокультурного фактора и стилеобразования. Причины формирования стиля на примере одного из стилестических направлений. Конструктивизм, арт-деко, постмодерн, модернизм, ракетный, аэростиль и др. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.

Стиль(от греч. stylos – палочка для письма) – слог писателя, прием, метод, способ работы – это совокупность устойчивых художественных форм, синтез искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), присущих данному времени и народу. Стиль не умирает бесследно, он переходит в другой – новую совокупность устойчивых форм (функциональных, конструктивных, художественных). Нет стилей в чистом виде, в них всегда присутствуют части старого и ростки нового.

Функционализм – вот что определяет возможные пути поиска в этом направлении. А это означает использование самых разнообразных приемов и средств, апробированных практикой дизайна. Смешение различных стилей в одном изделии принято называть эклектикой, от греческого слова «эклектикос» (eklektikos) – выбирающий.

Одна из первых Классификаций «стилей» предметного мира, характерных для периода с конца 20-х до начала 60-х гг. прошлого века, предложенная Джиффордом Джексоном (1962г): пять последовательно сменявших друг друга стилей:

1. «ступенчатый» (стиль «небоскреб»), характеризовавшийся уступами, а также выступами, углублениями, пазами);

2. «обтекаемый» (воплощавший увлечение аэродинамическим формами);

3. «трапециевидный» («конусный»), отличавшийся скосами или сужением форм

4. «нормальный» («ящичный»), характеризуемый преобладанием формы параллелепипеда;

5. «скульптурный», выделявшийся сложностью очертаний, образуемых эллипсоидами, гиперболоидами, параболоидами, способствующими пластической выразительности формы

Это были не стили и даже не стилевые направления, а просто модные стилизации, свойственные в то время американскому коммерческому дизайну - «стайлингу». Стилевое единство художественно осваиваемой предметной среды человеческого бытия, когда-то свойственное эпохам «больших стилей», начиная еще с эпохи Возрождения стало постепенно заменяться стилевым разнообразием. Это было связано с переходом от канонического подхода к эстетически значимому созданию объектов ко все большей индивидуализации художественного творчества. Параллельное существование разных стилевых направлений стало закономерностью развития художественного творчества во всем его многообразии. Эта закономерность еще в большей мере касается дизайна поскольку на эволюцию предметной среды жизнедеятельности людей оказывают влияние факторы не только социально-культурного, но и научно-технического, и социально-экономического прогресса. Помимо упоминания джексоновской «классификации стилей в дизайне» в литературе, посвященной дизайнерскому творчеству, нередко упоминаются и описываются стилевые направления, порожденные разными школами дизайна.

Стиль в дизайне – «закономерное единство всех элементов формы изделия (набора, комплекса, системы, ансамбля, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью композиционных приемов, формирующих художественный образ произведений дизайна»

Модернизм: форма предмета следует за его функцией – это в свое время сказал Луис Салливен

Постмодернизм: форма предмета не следует за его функцией. Использование готовых форм – основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения. Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Синтетичность или синкретизм - в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму.

Постиндустриализм: форма следует за эргономикой. Большие игры с современными технологиями.

Конструктивиизм– советский авангардистский метод, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Самым интересным моментом является в конструктивизме его рациональность. Без этого свойства конструктивизм не мыслим. конструктивизм является необходимой потребностью и постоянной принадлежностью всего уклада нашей жизни и что без конструктивных начал немыслимо разрешить большинство вопросов техники и искусства. Виды конструктивизма: внедрение, зажим, сцепление, скручивание, обхват).

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.. Отличительные черты - строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. (Лев Бакст-дизайнер, модельер варвара степанова).

Аэростиль. весной 1948 года, состоялся дебют первой из серии 62 модели Cadillac. С ее появления берет свое начало одно из наиболее радикальных направлений в автодизайне, именуемое аэростилем. Идея придать автомобилю самолетные черты родилась не на пустом месте. Америка переживала в то время экономический подъем. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию новых технологий. На острие технологического прогресса, естественно, находилась военная авиация. С нею в послевоенной Америке ассоциировалось все самое передовое и совершенное. Авиация вошла в моду. В 1953 г в аэростиле появляется новое направление - ракетный стиль - соответственно более стремительное и агрессивное.

Дизайн среды – процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.

В основу современного дизайна легли принципиальные изменения в технологии, теоретические и практические достижения конструктивизма и функционализма начала века. При всей ограниченности и противоречивости этих течений в результате острого столкновения идей на смену «красивости» сложилось представление о целесообразности как основной характеристике вещи. Целесообразность включает оптимальное соответствие конструкции (как органической части конструктивного спектра) конкретной функции и оптимальное соответствие формы как внешнего выражения конструкции закономерностям оптического восприятия и изменяющимся нормам эстетической оценки.

 

 

Учебные дисциплины художественных школ и студий искусств

1. ИЗОпреподается более детально и углубленно, каждой теме отводится отдельное направление, дополнительно введена СКУЛЬПТУРА и другие дополнительные уроки ПРИКЛАДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУСТВА (в основном определенные художественными направлениями и этническими традициями населения района или данной местности). Обучение основано на иллюстративно-объяснительном восприятии и последующим практическим воспроизведении освоенного материала.

2. История искусств (МХК) – мировая и дополнительно родного края или другой, по выбору, но с более детальном изучением традиций, методов становления и развития, направления художественного творчества.

3. Музыкальная школа – в основном обучение игре на музыкальном инструменте, выбранным школьником для своего личностного развития.

4. Театральные и хореографические студии– являются также дополнительным по желанию ученика.

5. Уроки по освоению современных и инновационных методов изобразительного искусства (граффити, дизайн и разнообразие его направлений (графическо-компьютерный, ландшафтный, web-дизайн).

Принцип единства художественного образования и личностного развития.Художественное образование направлено в первую очередь на развитие и формирование целостной личности, духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства, эти задачи воплощаются в процессе освоения дисциплин художественного цикла. Базовые художественные знания и овладения этими знаниями являются предпосылками к дальнейшему развитию художественных способностей личности и к совершенствованию мастерства в данном направлении. Овладение в совершенстве методами художественного творчества способствует формированию новых жанров и направлений художественного творчества. «Свободный художник» - в современном понимании - творец использующий как традиционные, так инновационные методы воплощения, создания художественного произведения.

Творческая активностьпонимается как уровневая характеристика познавательной деятельности учащихся, позволяющая им проявлять свободу мышления и действия, воображение, эмоции, критическое отношение к обсуждаемым проблемам, продуцировать новые идеи, образы. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.

Изучение искусства по законам искусства. Знание законов, канонов художественного творчества являются основными знаниями для репродуктивного развития художественного творчества в целом и личности в частном (перспектива, композиция, цветоведение).

Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления.

· наглядности

· последовательности

· научности

· доступности

· от простого к сложному

Целостность художественного развития и восприятия формируется в процессе обучения на основах эстетического и эмоционального представления художественного материала, важнейшими факторами являются ознакомление и понятие принципов художественного процесса, как творчества в целом, где слагающими выступают отдельные акцентирующие факторы по образному видению художественных произведений. Сформировать правильное восприятие у учащихся о ценностях искусства задача педагога.

Художественное воображение развивается в процессе образно-ассоциативного видения. Развитие ассоциативного восприятия зависит от уровня общего культурного развития личности.

Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления.

Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе.

Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств.

Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Деятельность в творчестве способствует развитию не только художественного мастерства, но и выявлению новых методов воспроизведения в искусстве и новых жанров воспроизводства искусства. Но основой всегда является опора на изученный и освоенный творческий метод.

Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности. Цель создания творческого произведения может принадлежать автору или быть разработана творческим коллективом и иметь развитие в работах других авторов, которые вносят в тему свои дополнительные аспекты видения и воспроизведения заданной темы. Например на уроке ИЗО задание «рисуем Осень» – каждый изображает осень в меру своего видения данного явления и соразмерно своему мастерству – это индивидуальная деятельность. Но если изобразить Осень является заданием для коллектива, то работа распределяется между участниками по степени максимального овладения определенного этапа навыков и умений (кто-то рисует осенние листья, кто-то дождливое небо, другой подбирает целостность работы в сочетании с оформленной рамкой и т.д.). Автором в данном случае является творческий коллектив, хотя каждый работал в определенном направлении, а итог – целостная гармоничная творческая работа.


Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.

Организация содержания и процесса художественного образования с учетом возрастных особенностей учащихся. Мотивация учебной и художественной деятельности ребенка. Моторная и сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая активность ребенка и ее включение в учебную и художественную деятельность. Креативность и эмпатийность - качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования. Музыкальность - комплекс способностей, проявляющийся в различных видах музыкальной деятельности. Общие музыкально-эстетические способности - эстетическое отношение к музыкальному искусству, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве. Специальные музыкальные способности - способность переживания, различения, представления, воспроизведения ладовысотных соотношений и музыкального ритма. Музыкальный слух. Музыкальное мышление. Музыкальная потребность.

Содержание и процесс художественного образования организуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности.

В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Мотивация выполняет несколько функций:

· побуждает поведение,

· направляет и организует его,

· придает ему личностный смысл и значимость.

Развитие учебной мотивации идет двумя путями:

· Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

· Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

· способ раскрытия учебного материала,

· организация работы над предметом малыми группами,

· проблемность обучения.

Социокультурные потребности развивающейся личности (внутренние факторы мотивации):

· Эмоциональный контакт с окружающим миром (природой и обществом)

· Эстетическая потребность (гармонизация)

· Потребность самореализации через творческий результат

· Самопознание (рефлексия)

 

Внешние факторы мотивацииреализация потребностей через:

· переживание жизненных ситуаций красоты мира, знакомство окружающего

· художественно-эстетическую деятельность

· впечатления от встреч с произведениями искусства, с культурными достижениями человечества, их авторами








Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 2195;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.