Основные теории происхождения государства и права
Государство и право представляет собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных сведений привело к порождению множества теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.
Теологическая теория. Сторонники данной теории утверждали, что государство и право – результат божественной воли; наиболее ярко данная теория выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского (18в.). Служит обоснованию господствования духовной власти над светской. Церковь предоставляет государю право править над людьми и реализовывать волю Божью на Земле. Каждому человеку предлагается покориться перед волей Бога, который установил государственную власть, той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеею вечности государства, ее нерушимости: государство вечно, как и сам Бог. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов. В данной теории сложно найти элементы, подходящие для современной трактовки происхождения государства. Ее рациональным зерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага в государстве. В настоящее время его тезисы взяты на вооружение католической церковью, но в целом в европейских и американских государствах теологическая теория не пользуется авторитетом.
Патриархальная теория видит причину возникновения государства в разрастании патриархальной семьи, объединении семей. Основы данной теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины (села), основу которой составляет семья. Государство возникает как результат семейных отношений, а власть государя (монарха) – как продолжение власти отца (патриарха) в семье.
В наше время данная теория не воспринимается. Но некоторые ее элементы (возникновение государства с появлением публичной власти, роль семьи в становлении государственности, утверждении порядка в обществе подчинением публичной власти) должны учитываться.
Договорная (естественно-правовая) теория. На заре нового времени широкое распространение получила естественно- правовая теория. Этой теории придерживались различные деятели, такие как Гроций, Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев и другие. Они полагали, что государство является продуктом негласного общественного договора. В пользу государства люди отказались от части естественных прав с тем, чтобы государство их защищало. Данная теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального права. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения актуальны и сегодня (если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами).
Теория насилия. Представители – Гумплович, Дюринг и др. Является весьма распространенной, основоположники: Шан Ян (Китай), Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права связано с внутренним и внешним насилием. Внешнее насилие – завоевание одного народа другим, внутреннее – экономическое насилие одной страты общества над другой. По мнению почитателей этой теории, государство является той силой, которую образуют завоеватели для удержания в повиновении завоеванных народов и укрепления власти победителей.
Органическая теория рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание; приспосабливаясь к окружающей природе, человечество объединилось в единый организм – государство. Он проводил аналогию между государством и биологическим организмом. Подобно живому организму государство развивается, стареет и погибает. Как и биологический организм, государство имеет политическое тело – голову, туловище, руки, ноги, которые выполняют соответствующие функции. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляет систему органов питания, транспорт и связь – распределительную систему государства. Ее обосновывал английский философ Г.Спенсер (1820-1903).
Историко-материалистическая (классовая или экономическая). В XIX в. усилиями К. Маркса и Ф. Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения государства и права. С их точки зрения государство возникло одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы.
Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права – уровню развития экономических отношений.
Психологическая теория, основоположником которой является Лев Петражицкий (1867-1931), объясняет возникновение права особенностями человеческой психики. Человеческой психике вроде бы присуща потребность повиновения, подражания, осознания зависимости от выдающейся личности. Народ является инертной массой и не способен принимать решения, а поэтому нуждается в постоянном руководстве. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения и авторитета лидера.
Ирригационная (водная, гидравлическая) Основоположник К. Виттфогель.
Суть теории в том что государство возникло в последствии потребности в обществе, в постоянном осуществлении крупных работ по созданию оросительных систем и ирригационных сооружений.
Крестьянин не мог использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).
Расовая Основоположники Гобино, Ф. Ницше. Теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства, является разделение общества на слои низшей и высшей расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.
Инцестная. Основоположник Леви-Строс Составляет идею о том что причиной возникновения государства, стало введение запрета инцеста, то есть кровосмешения родственников. необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создание в обществе особых групп людей, которые в последствии и стали государством.
Диффузная. Основоположник Гребнер. Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века).
Кризисная теория. Основоположник А.Б. Венгеров. С точки зрения авторов данной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция - развитие принципиально нового вида хозяйствования: от экономики присваивания (охота, рыбная ловля, собирательство) к производящей экономике (земледелие, скотоводство, ремесло).
Хотя эта теория происхождения государства и права является наиболее обоснованной данными современной науки, она также не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, которые поставила перед наукой такая сложная проблема, как происхождение государства и права.
Среди других теорий происхождения государства заслуживают внимания космическая, технократическая и мусульманская.
Почитатели космической теории объясняют возникновение государства завозом на Землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями.
Сущность технократической теориивозникновения государства заключается в необходимости осуществлять управление техническими средствами и орудиями труда.
Согласно теории исламистов государство у мусульман возникает как служитель мусульманского права и следит за правильным отправлением правосудия.
Государство как отличается от родоплеменной тем, что:
1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, население в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориальных единиц);
2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;
3) для государства характерной особенностью есть публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);
4) содержание такой власти нуждается в значительных расходах и осуществляется за счет налогов;
5) главным орудием в руках государства для управления людьми является закон – нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права).
Следовательно, в теории государства и права отсутствует единая точка зрения на закономерности возникновения государства и права. Существуют многочисленные доктрины возникновения государства, а также исторические, географические, демографические и другие особенности возникновения государства у разных народов.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 2083;