Мифологическое мировоззрение

Первой исторически сформировавшейся целостной сис­темой мировоззрения была мифология. Мы встречаем мифы во всех культурных регионах Древнего мира. Мифология


Исторические типы мировоззрения

систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира перво­бытного общества. Это — исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлет­ворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную миро­воззренческую тему — о мироустройстве, о происхождении че­ловеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях.

Широко известны античные мифы — детально разрабо­танные повествования древних греков и римлян о богах, тита­нах, героях, фантастических животных.

Так, один из мифов Греции рассказывает: дочь Урана (Небо) и Геи (Земля) богиня памяти Мнемозина родила девятерых детей, кото­рым было ведомо прошлое, настоящее и будущее. Будучи покровите­лями певцов и музыкантов, они передают им свой дар. Кто же эти удивительные существа? Боги, демоны? Нет, этой волшебной силой обладают хрупкие девушки, дочери Мнемозины и Зевса — музы:

Клио — муза истории со свитком и палочкой для письма;



* Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком
из плюща;


----------- Философская пропедевтика

 

Терпсихора — муза танца с лирой;

 
 

Талия — муза комедии с комической маской;

Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем;

Каллиопа — муза знания и эпической поэзии;

Эрато — муза лирической поэзии, не расстающаяся с лирой;

Эвтерпа — муза песнопений, несущая флейту;

Полигимния—муза гимнов и торжественной музыки, со свит­ком в руке, вечно задумчивая.

Сопровождает муз Аполлон — хранитель гармонии, космиче­ской и человеческой, что родился на плавучем острове Астерия, при­нявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запрети­ла ступать на твердую землю...

Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического творчества, равно как и развет­вленные системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, сла­вян. Большой интерес с точки зрения истории культуры пред­ставляют мифы народов Африки, Америки, Австралии.

Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответ­ствующий первобытному обществу способ мировосприятия, ис­толкования окружающей действительности и самого человека. Здесь находят свое отражение практически все основные эле­менты мировоззренческого сознания как такового — пробле­мы происхождения мира (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судь­бы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жиз-ненные мифы), вопросы будущего, пророчества о "конце мира" (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также ус­тановлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.


*—■----------------- Исторические типы мировоззрения --------------------------

Для мифологии характерна своя пространственно-времен­ная структура. Любое событие, о котором рассказывается в это­го рода повествованиях, относится к далекому прошлому — к мифологическому времени. Таким образом, священное ("сак­ральное") время строго отделено от "профанного", т. е. эмпи­рического, "настоящего" времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла.

Структура Тот, кто "живет" мифом, говорит М. Элиаде, из
мифологи- профанного, хронологического времени вступа-
ческого ет в другое время, другое состояние, а именно в

сознания "священное время", которое дано изначально и

все-таки может как угодно часто возобновляться. Благодаря вовлеченности в ритуальное действо индивид как бы выпадает из своего повседневного существования в обычном мире с его обычной, естественной логикой и здравым смыслом и вступа­ет в просветленный, сияющий мир, который пронизан присут­ствием сверхъестественного. Танцор, принимающий участие в мифической драме, не только олицетворяет бога, он внутрен­не, психологически отождествляется с ним. Все события, явле­ния и вещи в мифическом времени играют роль образца, пра­вила, закона, т. е. приобретают значение парадигмы, стандар­та поведения и масштаба оценок в настоящем. Тем самым стародавность мифологического сюжета переживается в насто­ящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая тради­ции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры.

Архаическое сознание отражало неразвитость практики людей, зачаточный характер форм предметного освоения мира человеком. Оно двояко по своей структуре: во-первых, это кол­лективное сознание (отсюда способность каждого члена рода к сопереживанию, отождествлению себя с другими), во-вторых,


 

Философская пропедевтика


это родовое сознание, основанное на сохранении исторической памяти предков рода (отсюда устойчивость и традиционность содержательного измерения первобытного сознания).

Из этой двоякости вытекает сама возможность мифотвор­чества. Другой его предпосылкой, как утверждает К. Г. Юнг, являются архетигшческие формы, образы и мотивы, поднима­ющиеся из глубин коллективного бессознательного, как некие изначальные смысловые схемы.

Миф благодаря своим мировоззренческим сюжетам соеди­няет первобытного человека с бесконечностью космоса, впи­сывает его в структуру мироздания, в социальный и природ­ный мир, ориентирует его поведенческие реакции на достиже­ние нужных роду жизненных ценностей. Через ритуал, обряд, через музыку, танец, пение, ритм миф вовлекаег индивида в качестве активной самодеятельной силы в жизнь социума, про­буждает в нем ощущение полноценности бытия, чувство ста­бильности и защищенности.

Основные черты мифо логического сознания

Мифологическое сознание отличают четыре ха­рактерных черты: 1) символизм; 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность. Рас­смотрим их кратко.

Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мо­тивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов; обобщенный смысл в границах конкретно-чувствен­ного мышления может формироваться только тогда, когда ка­кой-либо конкретный предмет (например, эмпирически суще­ствующее дерево) становится символом, чувственным предста­вителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).

Этиологизм (от греческого слова "причина") выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связа­на с его объяснительной функцией; повествование заключает в себе сверхзадачу: дать объяснение тем или иным явлениям ок-


——■------------------ Исторические типы мировоззрения ---------------------------- —

ружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает ге-нетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяс­нения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи озна­чало дать описание того, как она делалась.

Синкретизм мифа — это слитность в одном целом зачат­ков всех форм духовного освоения мира — искусства, рели­гии, морали и др. Синкретическая природа мифологии послу­жила исходной категориально-смысловой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последу­ющих явлений духовного производства, и в сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос), и в сфере рационально-мыслительных форм — философии, науки и др.

Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отож­дествляется первобытным человеком с самой реальностью; индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации.

Прозрачность мифа означает, что человек видит мир че­рез призму существующих мировоззренческих представлений, при этом сама эта призма, подобно стеклам оптического при­бора, никак не воспринимается. Другими словами, концепту­ально-смысловая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта. Отсюда: не существует никакого "зазо­ра", никакого несовпадения, противоречия между мифом и ре­альностью. Прозрачность мифа позволяет ответить на карди­нальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос: каким образом в данной системе мировоззрения обес­печивается стабильность и убедительность. Никакая миро-


Философская пропедевтика

воззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности. Для мифологии такими основа­ниями служит принцип прозрачности, обеспечивающий пол­ное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззрен­ческом сюжете.








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1103;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.