Глава XI Окна в будущее
Наша критика ядерной семьи и таких учреждений, как акушерство и неонатология, вызовет
много воспоминаний о том знаменитом острове утопий. Но здоровье-то имеет место в утопии.
Здоровье представляет собой борьбу, постоянные и нескончаемые усилия в направлении север-
шенной приспособляемости. Чтобы быть реалистичными, мы прежде всего должны согласиться,
что наше технологическое общество не может выжить, не пройдя через огромные перемены. Од-
нако мы нуждаемся в концепции утопий. Нам нужны цели, к которым можно стремиться. Очевид-
но, что нужно время для изменения семейных структур, и также очевидно, что сеть аутентичных
акушерок организуется не вдруг.
Когда под вопросом весь образ жизни - от рождения до смерти, то нужно время. Нелья
расчленять возможные пути переоткрытия расширенной семьи с тем, как люди рождаются и как
они умирают. Без того, чтобы значительная доля населения избрала рожать дома и умирать дома,
семейные структуры никогда не укрупнятся. Это означает принятие иного отношения к медицине;
это означает новое понимание опасностей больнично-ориентированной медицины. Многие люди в
нашем обществе умирают в больницах просто потому, что больницы сейчас считаются нормаль-
ным местом для умирания. Люди, умирающие в больницах, часто подвергаются болезненным
вмешательствам и напрасно страдают. Нам нужно параллельно вновь открыть искусство рождения
и искусство умирания.
Даже при этом всем, новое осознание концепции первичного здоровья может иметь почти
немедленные практические следствия. Например, что останавливает большинство матерей от пе-
редвижения с ребенком в кенгурушке? В традиционных обществах большинство детей проводит
основную часть своих прогулочных часов вблизи тела матери, на ее бедре или в перевязи, или у
кого-то еще на руках.
На стенах отделения материнства в Питивьере мы демонстрируем целое собрание изо-
бражений, показывающих переноску детей во множестве различных приспособлений, во многих
различных культурах. Когда вы посмотрите, насколько ребенок осознает стимуляцию, вы видите,
что нет никакого сравнения между постоянным контактом с телом матери, который ребенок полу-
чают в кенгурушке, и недостатком телесного контакта, когда младенец лежит в коляске. Только в
1969-е и 1979-е годы детский носнльник стал возрождаться в западном мире. Каждый, кто пользо-
вался кенгурушкой, знает, насколько она действенна в успокаивании и утешении младенца. Для
ребенка она представляет иной путь открывать мир.
Также ничто не должно предохранять детей от совместного сна с матерями. Это не пред-
полагает каких-либо затрат, это не требует оборудования и находится вне ведения больших учре-
ждений. Во всяком обществе, за заметным исключением западного общества, начиная с восемна-
дцатого столетия, младенцы всегда спали со своими матерями. Требуется лишь элементарная на-
блюдательность, чтобы видеть, что ребенок нуждается в своей матери ночью даже больше, чем
днем, и даже больше в темноте, чем при дневном свете. В темноте зрение - преобладающее чувст-
во ребенка - отдыхает. Вместо этого младенцу нужно пользоваться своим осязанием, через контакт
кожей к коже, и обонянием.
Мать также нуждается в ребенке. Каждый, кто осведомлен о сложностях с грудным
вскармливанием в нашем обществе, знает, что одно из главных объяснений этого состоит в том,
что младенцы ночью разделены со своими матерями. Кроме того, многие молодые матери испы-
тывают трудности со сном, потому что разделены со своими детьми. В отделении материнства, где
матерям позволяют рожать, используя собственные гормоны, в атмосфере, которая дает им свобо-
ду быть непосредственными, многие склонны спать со своими детьми и продолжают это по воз-
вращении домой.
Если матери не спят со своими детьми, это потому, что кто-то сказал им, что это дурная
привычка. Женщинам говорили это на протяжении последних трех столетий. Сперва во имя мора-
ли, а потом во имя науки. Матерям предыдущих поколений нравится уважать то, чему их самих
учили. То, что они называют "дурными привычками", есть на самом деле нормальные и естест-
венные способы удовлетворения фундаментальных потребностей младенца. Быть обвиненной в
"дурных привычках" есть нечто пугающее для многих молодых матерей, которые хотели бы слу-
шаться своих инстинктов. Люди предупреждают их об опасности задавить ребенка, но такого просто не бывает; матери, по-видимому, всегда держат в сознании своих детей, даже когда спят. Так-
же известно, .что у матерей, кормящих грудью, особенный рисунок сна, который не содержит са-
мого глубокого сна (4-й стадии). Кроме того, младенец в добром здравии знает, как защитить себя
и поднять тревогу, если его беспокоит лежащая сверху простыня или одеяло.
Все женщины, спящие со своими детьми, говорят, как легко давать ночью грудь, не просы-
паясь полностью. Они знают, как ребенок пользуется своим обонянием, чтобы найти их сосок.
Воспитанием чувства обоняния в нашем обществе, как правило, пренебрегают. Это очень архаич-
ная функция, которая имеет существенно важную роль в половой жизни.
Мы никогда не сможем вполне оценить пагубные последствия ночного разделения матери
с ребенком. Например, в западных странах все большее распространение получает СВСМ (син-
дром внезапной смерти младенца). Однако трудно узнать, до какой степени такие обычаи, как раз-
деление матери и ребенка, могут быть ответственными. Находясь в Китае, я заметил, что матери
спали со своими детьми по крайней мере до года. В тоже время я наблюдал, что никто, по-
видимому, не понимал смысла вопроса, когда я спрашивал их о "внезапной смерти" ребенка. В
некоторых странах она известна как "смерть в кроватке". Возможно, кроватка здесь самый суще-
ственный фактор! Кроме того, когда вы посмотрите, насколько частыми для взрослых являются
трудности со сном, соблазнительно провести возможную связь с общим обычаем игнорировать
потребности ночного времени младенцев.
Мы также не можем полностью оценить долговременные последствия нарушений в груд-
ном вскармливании, связанных с бытующим на западе обычаем разделения матери с ребенком по
ночам. Также невозможно предсказать следствия всех тех повторяющихся ситуаций беспомощно-
сти и безнадежности, привнесенных разделением матери и ребенка ночью. Раздельный сон так
прочно укоренился в нашей культуре, что трудно даже говорить о них, не будучи осмеянным. Из-
менение такой кажущейся простой практики потребовало бы на деле сильной общественной под-
держки. И еще больше нужна общественная поддержка, когда имеешь дело с ведомством. Именно
поэтому антинатальные преподаватели, консультанты по грудному вскармливанию играют такую
важную роль в нашем обществе.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 538;