Информация и материя
Информация есть свойство, атрибут, характеристика
материальных объектов и взаимодействий между ними.
Подобно тому, как энергия не существует сама по себе, «в чистом виде», как не являются самостоятельными субстанциями пространство и время (п. 6.2.3), так нет информации без материального носителя.
Формула Шеннона DI = –DS, лежащая в основе теории информации, устанавливает связь информации с энтропией — физической величиной, характеризующей процессы превращений энергии в природе, — и делает возможным объективное определение количества информации. Информация, согласно формуле Шеннона, выступает как антипод энтропии. Она отражает степень структурированности, неоднородности, упорядоченности и сложности материального объекта или системы. Важность этих характеристик в современной научной, эволюционной, картине мира трудно переоценить.
Переработка информации любого происхождения связана с изменением состояния ее материальных носителей и требует затрат энергии.
Точнее говоря, она сопряжена с рассеянием энергии, переводом ее в менее качественные формы (теплоту). Из термодинамики и теории информации следует, что для обработки или передачи одного бита информации требуется рассеять не менее kT×ln2 джоулей энергии, где k — постоянная Больцмана, T — температура. Наглядная иллюстрация этому — проблема охлаждения мощных процессоров в персональных компьютерах. Конечно, пока что нагрев процессоров обусловлен в гораздо большей степени неоптимальностью (в термодинамическом смысле) их конструкции, но как бы ни совершенствовалась конструкция, сделать тепловыделение ниже указанного предела невозможно.
Информационные характеристики материи явно или неявно используются в формулировке многих законов природы.
Например, второй закон термодинамики может быть представлен как утверждение о неизбежности убывания с течением времени информации о состоянии замкнутой системы (п. 4.4.5).
В квантовой механике известен принцип Паули, согласно которому никакие два электрона, принадлежащие одной системе, не могут находиться в одинаковых квантовых состояниях. Принцип Паули определяет своеобразие свойств металлов, природу ковалентной химической связи и многие другие черты нашего мира. Однако он — лишь следствие более общего принципа, гласящего, что любые две элементарные частицы одного сорта (два электрона, два фотона, два нейтрино и т.д.) не различимы никакими измерениями: если мы поменяем их местами, ничто в мире от такой перестановки не изменится. Принцип неразличимости по своей природе очевидно информационный: он фактически утверждает, что
принципиально невозможно получить информацию о том,
какую именно частицу (из всех подобных ей) мы наблюдаем.
Из законов квантовой механики и принципа неразличимости элементарных частиц вытекает еще более далеко идущий вывод, что
передача информации может быть полностью эквивалентна физическому перемещению материального объекта (так называемая «квантовая телепортация[85]»).
Квантовую телепортацию предсказали Эйнштейн, Подольский и Розен в их, теперь знаменитой, работе 1935 г. Они обратили внимание, что квантовая механика допускает такие состояния многочастичной системы (впоследствии получившие название «сцепленных [86]состояний»), в которых система ведет себя как единое целое независимо от того, насколько разнесены в пространстве ее составные части. Тогда манипуляции с одной из частиц системы (например, измерение какой-либо ее характеристики) мгновенно отражаются на состоянии всех других, как бы далеко от первой они ни находились. Это казалось противоречащим закону о невозможности передачи взаимодействия со сверхсветовой скоростью (п. 2.5.1) и потому рассматривалось Эйнштейном с его соавторами как пример доведения до абсурда, демонстрирующий противоречивость или неполноту квантовой механики.
Однако в 1997 г. группа австрийского физика А. Цайлингера продемонстрировала квантовую телепортацию экспериментально[87]. Они создавали два фотона в сцепленном состоянии, таком, что поляризация каждого из них (до
Рис. 5.3. Схема экспериментов группы Цайлингера |
измерения) не определена, но обязательно должна отличаться от поляризации второго члена пары. Тогда, если через некоторое время после создания пары один фотон попадает в прибор наблюдателя А и обнаруживает горизонтальную поляризацию, то второй фотон, где бы он ни был, переходит в такое состояние, что при попадании в прибор наблюдателя Б обязательно обнаружит вертикальную поляризацию (рис. 5.3). Если же А измерения не производит, то Б с некоторой вероятностью увидит свой фотон поляризованным вертикально, а с некоторой — горизонтально.
Несколькими годами ранее экспериментов группы Цайлингера было теоретически показано, что если природа вообще допускает такую мгновенную корреляцию на расстоянии, то в принципе возможно с помощью этой пары фотонов перевести любую элементарную частицу, находящуюся у Б, в то же самое состояние, в котором находится аналогичная частица у А. Но поскольку сами по себе элементарные частицы неразличимы, а их состояния мы воспроизвели точно, это означает появление у Б абсолютно точной копии частицы А. Перенос информации о состоянии фотона оказывается равнозначен перемещению материальной частицы.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2145;