Потребность жить для группы
Есть некоторые кажущиеся противоречия в различных аспектах движущих сил выживания.
Например, конфликты и схватки между различными членами группы могли бы отражать приори-
тет индивидуальных нужд, сексуальное состязание. Потребность выживать через производство
потомства всегда ставили пределы понятию группы. Движущие силы выживания для группы мо-
гут быть ослаблены, что приводит к эгоистичному, антиобщественному поведению и правонару-
шениям. Но парадокс в том, что движущие силы выживания для группы могут быть сильнее, чем
любые другие потребности. Самые крайние формы поведения - самоубийство из альтруизма или
патриотизма, или смерть камикадзе - остаются темами для других рассказов.
В определенных сферах жизни человеческая приспособляемость кажется беспредельной.
Человеческие существа были способны адаптироваться к жизни на любой широте и в любом кли-
мате: к жизни у моря, вдоль j№4Hbix берегов и в горах. Очень мало общего в образе питания жите-
ля Лапландии, жителя Нью-Йорка или жителя тропической Африки.
С другой стороны, человеческая приспособляемость очень ограничена, когда она относит-
ся к общественным нуждам. В изучении общественных отношений человека можно найти лучший
индикатор опасностей заболевания и смерти для него. Лучшие предсказания риска смертности
подбираются из статистик, измеряющих такие вещи, как число лиц на семью и социальные меро-
приятия внутри и вне дома. Исследования, выполненные в Норвегии, Калифорнии (Аламеда Кан-
три) и Канаде - все показывали это. Они также красноречивейшим образом продемонстрировали,
что первой потребностью каждого человеческого существа является ощущать себя частью группы.
Проблема в том, что понятие группы подвергалось значительной эволюции в ходе истории
человечества. Человеческие группы сегодняшнего дня все более сложно определять, и, как кажет-
ся, они не имеют ничего общего с группами в прошлом. Представляется, что вначале человеческая
группа ненамного отличалась от охотничье-собирательских сообществ, изучавшихся в глуши, та-
ких, как пигмеи мбути тропического дождливого леса и бушмены пустыни Калахари. В этих об-
ществах мужчины уходили охотиться, в то время как женщины занимались собирательством во-
круг лагеря. Сильные связи между мужчинами делали для них возможным сосуществовать в груп-
пе, в которой они были рождены, до зрелости. Это также делало возможным для них охотиться и
ловить рыбу совместно с распределением обязанностей. Разделять и согласовывать работу подоб-
ным образом является отличительной чертой людей. Вероятно, что в этих группах агрессивность
могла находить выражение в охоте на крупного зверя.
Соперничество и конфликты между человеческими группами, вероятно, всегда существо-
вали. Военные вожди всегда пользовались войной для усиления своей власти. Войну можно рас-
сматривать как выражение движущих сил выживания для группы. Человеческие сообщества зна-
чительно изменялись с веками. Введение земледелия и разведения животных было важной ступе-
нью. Расширенная семья и деревня стали основными структурами. Затем появились города с их
районами, области, государства, федерации, группы государств, сверхдержавы. Понятие о том, что
представляет собой группа, все больше расплывалось и настолько, что движущие силы выживания
для группы явным образом исчезли для индустриализованного человека. Его считают индивидуа-
листом, нарциссом. Стало общепринятым заявлять, что антиобщественные действия и правонару-
шения находятся на подъеме. Правонарушение представляет разновидность болезни нашей циви-
лизации. Мы только начинаем видеть связь между антиобщественным поведением и событиями,
происходящими вначале жизни, в первичном периоде.
Несмотря на внешнее впечатление, эта движущая сила выживания для группы в действи-
тельности не угасла в нашем обществе. Например, во время недавних войн в Алжире, Корее и
Вьетнаме некоторые солдаты, принадлежавшие к наиболее индустриализованным нациям, были
способны жертвовать своей жизнью для группы, например, бросаясь на гранату, чтобы товарищи
могли спастись. Движущая сила выживания для группы обычно недооценивалась или неверно по-
нималась в нашем обществе, потому что она всегда принимает новый вид, приспосабливаясь к
полностью новым условиям.
Традиционно женщины, принадлежавшие к группе, помогали друг другу во время бере-
менности, родов и в присмотре за ребенком. Это была существенная часть альтруистического по-
ведения. Сегодня у беременных женщин все еще остается сильная потребность встречаться с дру-
гими беременными женщинами и матерями. Это объясняет рост различных типов групп, занимав-
шихся подготовкой к родам. Встречаются ли женщины, чтобы поплавать или попеть, заниматься
упражнениями, беседовать или слушать, важно то, что они встречаются. Места, где женщины ро-
жают, должны выйти за рамки своего первоначального предназначения и стать местами, где жен-
щины могут помогать друг другу во время беременности и грудного вскармливания.
Некоторые образцы, по-видимому, абсурдного или иррационального поведения, наблю-
даемые в наши дни, могут быть поняты только как новые пути выражения побудительной силы
выживания для групп. Например, популярность спорта, такого, как футбол, совершенно удиви-
тельна. Важный футбольный матч имеет власть возбуждать несколько миллионов телезрителей.
При рациональном взгляде поражает, что население, средства информации и политические лидеры
могут придавать столько важности тому, как одиннадцать рослых мужчин согласовывают свои
действия, чтобы попасть мячом в небольшое пространство, называемое воротами. На самом деле
футбольная команда, вероятно, очень подобна доисторической группе людей, которые были также
способны к распределенным и согласованным действиям на охоте и войне. По-видимому, челове-
ческие существа запрограммированы на максимальную эффективность, когда команда насчитыва-
ет в себе около десяти или пятнадцати человек.
Люди запрограммированы жить в небольших общинах. Зрители футбольного матча спо-
собны отождествлять себя с игроками своей стороны. Время от времени сама игра недостаточна
для отвода их энергий, и случаются инциденты: драки между игроками, стычки между зрителями,
нанесение увечий зрителям на футбольном подаче, однако футбольное хулиганство - обществен-
ное явление, очень отличающееся от правонарушения. Правонарушение служит признаком ослаб-
ленной способности быть частью группы. Тогда как хулиганство показывает очень сильную по-
требности в общественной сплоченности и отождествлении с группой, не имеющей других путей
самовыражения в повседневной жизни, сплоченность группы зависит от преданности ее членов и
ясного набора целей, которых они хотят достичь.
Альтруизм, как и война, а в действительности, как все проявления движущих сил выжива-
ния для группы, имеет очень глубокие биологические корни. Поведение солдата, жертвующего
собой, чтобы спасти труппу товарищей, не слишком отличается от поведения пчелы, которая уби-
вает себя, оставляя свое жало в чьей-то коже, или малиновки, которая предупреждает других птиц
в своей стае о приближении хищника, применяя особый звук, рискуя таким образом своей жизнью.
В основном война не очень отличается от борьбы животных за пищу или территорию. Различие в
том, что люди могут согласовывать, распределять и завершать свои действия.
Трудность заключается в точном знании, что преодолевает человеческая группа в наши
дни. Группа может быть только там, где особи В1гутри нее могут общаться друг с другом. Общение
касается не просто обмена информацией - это также обмен эмоциями, чувствами. Группу цементи-
руют симпатия, сопереживание, общие радости, страх. Первоначально группа могла быть только
небольшой и обычно гнездилась в определенном географическом месте. Но сейчас такие ограничения сброшены. Поэтому люди, живущие на разных континентах, могут разделять одинаковые
ценности, одинаковые интересы, одинаковые чувства и вместе создавать настоящие общности без
существования каких-либо географических уз. Телезритель в Европе может быть охвачен чувст-
вом сострадания, видя африканского ребенка, умирающего от голода. С современными средствами
коммуникации и экологическим сознанием человечество как целое начинает становиться группой.
Будь оно так, войны будущего смогут быть действиями преступников и меньших групп, борющих-
ся за свое собственное выживание. Возможно, мы подходим к времени, когда война - даже эконо-
мическая война - будет казаться абсурдной.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 663;