Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
С момента возникновения теоретического мышления, в истории человеческих представлений о природе постоянно соперничали две концепции, два общих объяснительных подхода.
Первый из них, корпускулярный («корпускула» означает «частица»), основан на представлении о том, что все на свете состоит из мельчайших частиц, атомов («атом» по-гречески — «неделимый»), движущихся в пустоте.
Реальность атомов была доказана совсем недавно. Еще в начале XX века выдающийся физик Эрнст Мах каждого, кто на заседании его семинара заговаривал об атомах, прерывал вопросом: «А сами-то вы видели хотя бы один атом?», давая понять, что считает их недоказанной гипотезой. Однако первые атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур) появились еще в Древней Греции. Древнеримский поэт и философ Лукреций Кар, исходя из понимания мира как движущихся атомов, в своей поэме «О природе вещей» дал объяснение множеству природных явлений: белье сохнет потому, что от него отрываются атомы воды, каменные ступени стираются подошвами людей, уносящих на них атомы камня. Он считал свет потоком корпускул и правильно объяснял зрение действием на глаза атомов, летящих от всех тел (до него бытовало представление, что глаз осязает окружающее с помощью неких щупалец). Лукреций понимал относительность движения; за шестнадцать столетий до Галилея он, споря с Аристотелем, объяснил меньшую скорость падения легких тел по сравнению с более тяжелыми сопротивлением воздуха и заключил отсюда, что в пустоте все тела должны падать одинаково быстро — и все это исходя из атомистической гипотезы, которая в то время не могла не быть чисто умозрительной! Недаром выдающийся физик XX века Ричард Фейнман говорил, что из всевозможных коротких предложений наибольшую информацию об окружающем мире несет фраза: «Всё состоит из атомов».
Вторая концепция, континуальная («континуальный» означает «непрерывный, без разрывов или неоднородностей»), исходит из представления о том, что основой вещей является некая непрерывная, бесконечно делимая субстанция, не имеющая определенных границ и заполняющая вселенную без пустот.
Несмотря на большую трудность для понимания (а может быть, именно поэтому) континуальная концепция была более популярна среди
древнегреческих мыслителей, чем атомистическая: Фалес учил, что все состоит из единой непрерывной субстанции — воды, Парменид доказывал теоремы о том, что бытие не имеет частей, то есть непрерывно, Эмпедокл ввел представление о четырех стихиях, каждая из которых, опять-таки, делима бесконечно… Правда, хитроумный Зенон Элейский в своих апориях продемонстрировал, что представление о непрерывности имеет внутренние противоречия. Например, можно ли бесконечно делить на части отрезок прямой? Если да, то, в конце концов, он будет разбит на точки, не имеющие протяженности. Но из непротяженных точек нельзя вновь составить протяженный отрезок: сумма любого числа нулей есть нуль! Если же точка имеет протяженность, пусть даже малую, то, сложив все бесконечное количество точек отрезка, мы получим бесконечную прямую.
Несмотря на сомнения, посеянные Зеноном, в античной натурфилософии континуальная концепция возобладала — прежде всего, благодаря авторитету Аристотеля, который считал основой вещей непрерывную, бесконечно делимую материю. Непрерывное, по Аристотелю, устроено таким образом, что любой сколь угодно малый его элемент пересекается с соседними элементами. Это делает немыслимым разбиение отрезка конечной длины на непротяженные точки и снимает многие противоречия непрерывности, указанные Зеноном. Непрерывная по протяженности величина — пространство. Время — величина, непрерывная по последовательности: «теперь» пересекается с прошлым и с будущим одновременно.
Споры между атомистами и сторонниками представлений о непрерывности и бесконечной делимости материи стали одной из основных движущих сил развития картины мира. В конце концов, оказалось, что дискретность («дискретный» — прерывный, состоящий из отдельных частей) и непрерывность являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими атрибутами материи.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 5604;