Нормативистская концепция права Г. Кельзена.
Ганс Кельзен (1881-1973) занимался общей теорией права, конституционным правом, международным правом. Г.Кельзен – автор более 600 работ, среди которых наиболее известна «Чистая теория права» (1934). Эта теория – доктрина, из которой устранены все чуждые юридической науке элементы. Чистая теория права должна заниматься специфическим (нормативным) содержанием права. Положение исходит из философии неокантианцев, которые разделяли науку о сущем и науку о должном:
1 группа (наука о сущем) включает естественные науки, историю, социологию и другие науки, которые изучают природу и общественную жизнь с точки зрения причинно-следственной связи;
2 группу (науку о должном) образуют этика и юриспруденция. Они исследуют нормативно обусловленные отношения между людьми, механизмы и способы социальной регламентации их поведения.
1 группа – основной принцип – принцип объективной причинности;
2 группа – принцип вменения.
Нормативисты исследуют право с его внутренней стороны, в его специфическом нормативном содержании, избегая идеологических оценок.
Наука о государстве и праве должна быть деидеологизирована, так как она должна носить объективный характер.
Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке, оно возникает раньше государства.
Ещё в первобытную эпоху общество разрешило использовать людям принуждение в одних случаях, запретив его использование в других, а также закрепило монополию применения силы. Это правовое сообщество перерастает в государство, где функция принуждения осуществляется централизованным путём – специально созданными для этого органами.
Г.Кельзен даёт определение, в котором право является совокупностью государственных правопорядков децентрализованного международного права. В национальной системе права нормы согласованы друг с другом и составляют иерархию (ступенчатая концепция права). В соответствии с этим внутригосударственное право – замкнутая регулятивная система, где каждая норма обладает обязательностью, потому что она соответствует норме высокой ступени.
Источник единства системы – основная норма. Это некое логическое понятие, мысленное допущение, которое даётся нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: «Должно поступать так, как предписывает конституция».
Г.Кельзен представляет право в виде строгой иерархии норм, в которой низшие нормы вытекают из высших.
Высшая ступень – это конституция, которая черпает свою обязательность непосредственно в основной норме.
Следующая ступень в иерархии норм – законы и общие нормы. Они устанавливаются в указах, распоряжениях или обычаях.
Низшая ступень – это индивидуальные нормы. Это судебные и административные нормы для решения дел.
Законность всей иерархии норм основывается на легитимности действующего Правительства.
Применение права есть и создание права.
Государство как организация принуждения идентична правопорядку. Любое государство, в том числе авторитарное, есть государственный правопорядок, и является правовым.
Основными элементами государства, по Г.Кельзену, являются население, территория и государственная власть.
Г.Кельзен подразделял государства на демократические и недемократические. Демократия по своей сути предполагает уважение чужих интересов, а также защиту прав меньшинств. Принцип – дух свободы; свобода выбора, мнений, взглядов и убеждений; принцип терпимости и свобода науки.
Г.Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка, который будет базироваться на добровольном подчинении суверенных государств органам международной юрисдикции.
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции 19 века. Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-фсф концепций.
Ганс Кельзен (1881-1973) родоначальник этого учения. В 1934 выходит в свет его работа «Чистая теория права». Под чистой теорией права автор понимает доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, по его мнению, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
В обоснование своих взглядов ссылается на неокантианство, сторонники которого различают две области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология и др., изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей, главный принцип – объективная причинность) и науки о должном (этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы регламентации поведения людей, главный принцип – принцип вменения).
Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других отраслей знания, выступали за «познание права с внутренней стороны, в его специфическом нормативном значении». Необходимо де-идеологизировать правоведение, придать науке релятивистский характер.
Право - это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Он считает, что право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество разрешило индивидам совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив в других. В последствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, специально созданным органом власти.
Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму – трансцендентально-логическое понятие, мысленное допущение, которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного порядка в целом.
С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. Понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Правоприменительная деятельность трактуется им как продолжение правотворчества в форме создания индивидуальных нормативных предписаний.
Политическое учение построено на отождествлении государства и права, на отождествлении государства и правопорядка. «Любое государство, даже авторитарное, есть правовое государство».
Государства подразделяет на демократические и недемократические. Демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов. Это скорее духовная свобода- свобода высказывать мнение, свобода совести и убеждений, терпимость.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 3762;