Социологическая юриспруденция. Социология права и политики М. Вебера.
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – выдающийся французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины, основатель социологической школы во Франции. Он родился в г. Эпинале в семье потомственного раввина. Однако еще в молодости он отказался от религиозной карьеры, оставшись до конца дней убежденным агностиком. Признавая важную социальную роль религии, предметом своего интереса он сделал науку и прежде всего философию позитивизма.
В 1882 г. он окончил Нормальную школу в Париже и несколько лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1887 г. был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордосского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» – по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1898 по 1913 г. руководил изданием «Социологический ежегодник», из числа сотрудников которого, приверженцев дюркгеймовских идей, сложилась «Французская социологическая школа» (доминировавшая во французской социологии до 1930 – ых гг.).
В истории социологии и общественной мысли Э.Дюркгейм представляет отдельную и важную главу в их развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и специфически выделить тот предмет, который должна изучать социология как наука – «социальную сферу» или общество как самостоятельное и целостное явление. В противовес своим современникам Р.Вормсу и Г.Тарду мыслитель рассматривал социологию как самостоятельную общественную науку, формулирующую специфические социальные законы и пользующуюся собственным методом. По своим взглядам Дюркгейм был научным рационалистом, что породило его стремление найти рациональные принципы и приемы исследования, позволяющие исследователю выявить научную истину, не взирая ни на какие стереотипы и предрассудки. Он разделял позитивный (или позитивистский) метод, заложенный О.Контом – и это выразилось в стремлении рассматривать социальную жизнь как совокупность эмпирически изучаемых фактов. Одновременно он отвергал индивидуалистический характер учения Г.Спенсера, считая основой общественной жизни подчинение отдельного индивида общим институтам и коллективным представлениям (ценностям). Не признавая экономический детерминизм К.Маркса (т.е. стремление объяснять политические и культурные явления исходя из экономического базиса), он тем не менее проявлял определял определенный интерес к социализму, который рассматривал как процесс усиления начал организации во всех сферах общественной жизни, а также как средство утверждения в обществе начал солидарности.
Важнейшие сочинения Дюркгейма – «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Метод социологии» (1899) и «Элементарные понятия религиозной жизни» (1912).
Основные положения социально – политического учения Дюркгейма таковы:
1) Общество представляет собой не нечто воображаемое, а существует также реально, как природа, и обладает конкретными свойствами;
2) Общество как целостное явление автономно по отношению к отдельным личностям, не сводится к их различным связям и отношениям; его основу составляют нормы и институты (государство, мораль, религия, право), имеющие принудительный (т.е. обязательный, навязанный сверху) характер для всех его членов (ибо индивид «устроен таким образом, что двигаться может только в группе, даже чтобы отделиться от своей группы. Со своей стороны общество требует от каждого из своих членов, пока они составляют его, однообразия верований и обычаев»);
3) Основу общественной жизни составляют социальные факты, которые делятся на духовные (различные формы общественного сознания) и морфологические (различные материальные показатели общественных отношений – плотность населения, демографические и иные данные); их необходимо изучать как вещи (т.е. как существующие вне индивида и обладающие конкретными свойствами);
4) Социология как наука должна сосредоточить свое внимание на изучении общественных институтов (религии, морали, права, экономики и культуры), их происхождения и функционирования;
5) Важнейшим фактором развития общества является разделение труда – по мере расширения масштабов профессиональной специализации отдельных людей и групп усложняется жизнь общества;
6) Наряду с дифференциацией в обществе присутствует и социальная солидарность (экономическая, социально - политическая и духовная общность людей), которая бывает двух типов: механическая и органическая. Механическая свойственна для традиционного общества, и для нее характерны: однородность выполняемых членами общества функций (ролей) (все или большинство людей выступают в качестве собирателей, воинов, охотников, земледельцев и др.), принудительный характер, ограничение экономических и моральных связей определенными территориальными рамками и их низкая плотность, растворение индивидуального сознания в коллективном. Органическая свойственна для развитых индустриальных обществ, и ее отличительными признаками выступают: высокий уровень разделения общественного труда, добровольный характер разнообразных связей между людьми, интенсивный и протекающий в широком масштабе (страны, региона, мира) экономический и культурный обмен между людьми, высокая ценность достоинства и свободы индивида, принципов равенства и социальной справедливости;
7) Общественное развитие – это переход от механической солидарности к органической через усиление общественного разделения труда. Движущей силой этого процесса является изменение плотности населения и «плотности моральной» (рост общения между членами коллектива)
8) Слишком быстрый переход от традиционного общества к индустриальному может породить явление социальной аномии, т.е. утраты отдельными людьми и их группами социальных ориентиров и ценностей – это происходит тогда, когда прежняя традиционная (патриархальная) мораль разрушена, а новая индивидуалистическая и гуманистическая еще не утвердилась в их сознании;
9) Другие аномальные общественные явления – кризисы, классовая борьба, войны, революции и др. – являются результатом нарушения и ослабления социального сотрудничества;
10) Средством преодоления аномии и кризисных явлений должно стать укрепление общественной организации, солидарности и контроля посредством создания разветвленной системы корпораций (профессиональных, культурных, территориальных и т.п.), работающих под руководством государства;
Зарождается в конце XΙX в. на основе философии прагматизма. Роско Паунд (1870-1964) – американский правовед, являлся одним из ведущих теоретиков школы «социологической юриспруденции».
Свои идеи изложил в следующих работах: «Юриспруденция» (1959);«Идеальный элемент в праве»;«Социальный контроль посредством права».
Право рассматривается как форма социального контроля, наряду с религией и моралью. При изучении его необходимо изучать сами общественные отношения, поэтому юристу для правильного применения права нужно ориентироваться в смежных дисциплинах, таких как социология, экономика, этика, политология.
Основная цель права – разрешение конфликтов в индустриальном обществе.
Исходя из того, что право – социальный регулятор, право в современной юридической науке используется в трех смыслах:
Право – это правовой порядок, то есть совокупность регулируемых общественных отношений.
Право – это официальные источники, которые используются судами и административными органами для принятия решений по конкретному делу.
Право – сам судебный и административный процесс.
Если свести эти определения воедино, то право можно понимать как «высокоспециализированную форму социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса».
Изучая право, необходимо обращать внимание на его цели. Право должно быть целесообразным, так как оно связывает социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями участников общественных отношений.
Право – средство реализации социально значимых целей.
Назначение права состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Деятельность по установлению правового порядка – это «социальная инженерия».
Р.Паунд выступает за расширение полномочий судей при разрешении определенных споров. Однако принцип свободного усмотрения судей недопустим в делах, касающихся вопросов собственности и имущественных споров.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1230;