Культурно-историческое значение важнейших древних философских учений.
· философия Др. Мира очень мифологична
· философы мало уделяют внимания проблеме человека
· заложила глубокие моральные и нравственные основы мировых и крупных национальных религий
Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей:
• зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);
• философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об-
щества и государства (Древняя Индия – 1 тыс. до н.э. – формирование рабовладельческого общества; Китай – V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие рабовладельческого государства);
• она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-
ного, любви и ненависти и др.);
• ей присущ мировоззренческий характер философского знания;
• она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость
(стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, например, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад», даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция – Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)
Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:
• Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, этические и другие вопросы;
• специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспринимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана
– высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);
• в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель), на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);
• при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – проблемами государства, закона, управления, власти и т.п.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 660;