Отличительные черты философии Древней Греции
Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм и др.).
Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы, в зависимости оттого, что они проповедовали, образовали множества течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.
Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира — в городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Философия, развивавшаяся в Древней Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Она выросла из мифов, главным образом из повествований о происхождении и творении мира, в которых широко используются антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала выпочковываться философия. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.
Античность отличается от Востока тем, что здесь с самого начала знали, что люди не равны. «Раб — говорящее орудие», и это точная констатация технократического отношения к человеку. Если раб дорог, к нему относятся хорошо, берегут. Дешевого раба можно убить, жестоко истязать. Раб — тело, но не дух. Душа — высокое качество и может быть только у свободного эллина. Труд в подобных условиях требует сложной системы управления. Следовательно, рабовладелец просто обязан быть активным и самодеятельным. Этого требует от него технология производства. Кажется, будто рабовладельческое общество освобождает от труда рабовладельца. Однако постановка вопроса: «Что ты сделал? Кем ты стал?»—привела к появлению античной гражданственности. Именно в условиях рабовладения расцветает эллинская демократия. А поскольку труд рабовладельца уникален, то он порождает и уникальную культуру.
Особенности:
Ø Материальной основой послужил расцвет городов-полисов, философия возникла там, где есть политическая структура и понятие гражданской доблести,
Ø Античная философия была оторвана от сферы материального производства, а сами философы превратились в самостоятельную, не отягощенную трудом прослойку, претендующую на политическое и духовное руководство обществом (Аристотель – Александр Македонский, Сенека –Нерон, Марк Аврелий _ сам император),
Ø Допускалось существование богов, которые были частью природы и служили людям,
Ø Человек не выделялся из окружающего мира, был счастью природы,
Ø Стержневой идеей являлся космоцентризм – страх и преклонение перед космосом, проявление интереса, прежде всего, к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира.
Ø На поздних этапах характерно смешение космоцентризма и антропоцентризма.
Этапы античной философии:
Ø Ранняя классика – натуралисты, досократики – Парменид, Фалес, Демокрит, Пифагор. Главная проблема: физис, космос, его строение.
Ø Средняя классика: Сократ и его школа, сократики: Горгий, Гиллий, Антифонт, Антисфен.
Ø Высокая классика: Платон, Аристотель и их школы.
Ø Эллинизм: Эпикур и эпикурейцы, стоики раннего периода (Панэций, Посидоний), поздние римские стоики или неостоицизм (Сенека, Аврелий). Главные проблемы – мораль и свобода человека.
Проблематика античной философии:
Ø Онтологические проблемы. Что лежит в основе бытия, в чем сущность субстанции бытия и пр. Начало есть материя – первоначало (Фалес). Демокрит: Вселенная состоит из атомов и пустоты, слияние атомов порождает предметы (вещи). Любая вещь состоит из мельчайших частиц, ее можно разложить на атомы, которые подчиняются божественной воле. Существует четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. Главная проблема: как возник Космос, какова его структура? Время физично, необратимо, имеет свой отсчет, личное (от восприятия), время циклично.
Ø Гносеологические проблемы. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали? Есть ли не зависящие от человека нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное и иррациональное в человеческом познании? Гераклит: истина всегда конкретна, но никогда не бывает абсолютна, зависит от времени, людей, морали. Киники6 полная релятивность человека от общественных законов, все позволено. Диоген: отречение от всех земных благ, только мыслить о вечном.
Ø Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами. Одновременно – могущество и силы духа человека к стремлению к свободе, познанию, в которых и есть счастье.
Ø Проблема отношения человека и Бога, божественно воли, построения богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга.
Ø Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного, проблема поиска рационального метода познания мира идей и текучего, подвижного мира вещей.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1128;