Схоластика
Это господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность. Занятия философией сводились к выработке пустых сети понятий, становились пустой игрой понятий.
Характерные черты:
Ø Название произошло от лат школа, поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в университетах Европы,
Ø Имела цель обосновать религиозное учение и догматы,
Ø Характерно восприятие библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.
Разделение знаний схоластами:
Ø Сверхъестественное, т.е. даваемое в откровении,
Ø Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.
Направления схоластики:
Ø Реализм – подлинно существующим, подлинным бытием считались не сами вещи, а их общие понятии – универсалии. (Ансельм Кентеберийский).
Ø Номинализм - реально существуют лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей. (Росцеллин)
Ансельм Кентеберийский (1033-1109)
Основные идеи:
Ø Мысль и бытие тождественны, что есть в мысли, то есть и в бытии – общие понятия «универсалии» тоже существуют реально. В мыслях есть общие идеи (как у Платона), общее существует реально,
Ø Совокупность сенсибилий дает универсалии.
Ø Проблема бога решается как проблема реалии: у человека есть мысль о высшем существе — если это наивысшее находится только в уме, то оно не наивысшее — мысли должны соответствовать реальные объекты — в реальности есть Бог.
Ø У человека изначально присутствует логический ход, если человек конечен, то есть бесконечные существа—ангелы, демоны и т.п.
Росцеллин (1050-1125),работы не сохранились, они известны по пересказам:
Ø В мире существуют только единичные вещи, а общее реально как вещь не существует,
Ø Универсалии – это общие понятия, это слова, сотрясение воздуха, имена (номена)
Ø Совокупность сенсибилий не дает универсалии
Ø Бог есть, но это реальный физический объект.
Ø Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного и того же лица
Ø Учение было объявлено еретическим.
Пьер Абеляр (1079-1142)
Ø Пытался примерить номинализм и реализм в своем новом учении – концептуализме.
Ø Общее не существует реально вне вещей, общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы рассматриваем вещи.
Ø Наш ум (концепт) порождает общее, и для нашего ума общее реально, дух есть мысль, мысль — реальна, значит, Троица – реальна.
Ø Совокупность сенсибилий дает концептуалию, которая реальна.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 637;