Процесс доместикации

 

Значительный прогресс в одомашнивании многих видов хищных птиц в 1970-1980 годах продолжает развиваться (см. 8.5). В настоящее время, в середине 90-х большинство заводчиков разводят все что им попадется. Некоторые сегодняшие проекты направлены на разведение местных подвидов, с тем, чтобы потомство выпустить на свободу. Многие заводчики довольствуются разведением тех видов, которые у них есть; птенцы нужны только для соколиной охоты, кроме того, после того, как данная пара птиц вывела птенцов, ее жалко разлучать. Другие селекционеры разводят птиц, производя отбор по определенному признаку. Например, определенные линии сапсанов, знаменитые своим умением стоять на кругах, разводятся для охоты на куропаток. Физически и генетически они кажутся обычными, но обладают заметной склонностью подниматься высоко в небо. Некоторые селекционеры выводят крупных птиц, приливая кровь крупных алеутских сапсанов или крупных финских тетеревятников. Другие выводят линии высокоскоростных птиц. Этот процесс будет продолжаться, и в ближайшие двадцать лет наверняка приведет к появлению новых птиц.

Некоторые селекционеры идут дальше, скрещивая между собой разные подвиды, а иногда и особей разных родов. Например, ястреб Купера скрещивается с ястребом Харриса (см. 8.4). Большинство гибридов, полученных при более близкомскрещивании, сильно различаются генетически и в следующих поколениях стерильны. Другие, такие как кречет/балобан, очень близкородственны и фертильны, что проливает свет на наше понимание о таксономии этих групп. Средисоколов гибриды второго поколения сейчас стали вполне обычным явлением. Например, мы используем на охоте большое количество птиц, полученных при скрещивании балобана с гибридом балобана и кречета. Мы также используем гибридов, полученных путем скрещивания новозеландского сокола с гибридами кречет/сапсан. Недалек час, когда появится домашний сокол Falco domesticus. Это соколиный эквивалент почтового голубя и домашней птицы.

Многих пуритан это приведет в ужас, но история еще не закончена. По достижении стадии успешного разведения остается только вопрос заполнения племенных книг. В Европе это происходит на протяжении последних двух столетий с большинством пород лошадей и собак. Этот процесс был наполовину случайным, но получил большое развитие, возьмите к примеру чистокровных верховых лошадей и английских пойнтеров. Наши предшественники добавляли в рецепт немного того и немного другого, пока не получили нужный тип, затем они закрывали племенную книгу и начинали выведение «чистых линий». Сегодня можно изменить английского пойнтера, только производя отбор из зарегистрированных животных. Если кто-то решит добавить пойнтеру, например, крови сеттера, то щенки будут признаны дворнягами, и их не зарегистрируют. В результате поддержания генетической целостности породы, закрытие племенных книг сыграло хорошую службу. С другой стороны, это означает, что эволюционное развитие закончено, и порода теперь ограничена существующим генетическим материалом. Если его много, тогда хорошо. Но если его недостаточно, порода в последующих поколениях будет все больше подвергаться инбридингу.

Достижение этой стадии для хищных птиц потребует некоторого времени. Очень увлекательно принять эстафету одомашнивания хищных птиц, и будет безусловно интересно наблюдать возникновение генетических линий. Для того чтобы это случилось необходимо производить селекцию. У скакунов отбирают лучших животных по результатам скачек. У охотничьих собак отбирают лучших по результатам охотничьих полевых испытаний. У декоративных животных по стандартам породы (некоторые из которых являются довольно жуткими). Полевые испытания во многих случаях являются хорошей идеей, но у них есть две проблемы. Во-первых, они больше оценивают дрессировку собак, чем их генетический потенциал. Во-вторых, они ограничивают использование собак очень жесткими рамками, такими как поиск и принос добычи, т.е. для нужд ружейного охотника (теперь их называют «подружейными» собаками). При этом не учитываются другие характеристики собак, например, до какого возраста они способны работать, насколько быстро они обучаются, как уживаются с детьми, насколько просты они в содержании и т.д.

У хищников селекция ведется по другим критериям. Во-первых, возможность их разводить вообще. Например, мы имеем пару гибридов балобана с кречетом, которые в этом году отложили двенадцать яиц и вывели двенадцать птенцов. Каждое отложенное фертильное яйцо было высижено. Кроме них, у нас есть другая пара, которая не отложила ни одного яйца. Каждый выкормленный птенец должен быть оценен по различным критериям, прежде чем будет решено, использовать ли его для разведения. Мы его измеряем, обучаем и оцениваем его охотничьи качества для того или иного способа охоты. Мы оцениваем его ментальную пригодность для разведения, изучаем его родословную, иногда профиль ДНК, затем ищем для него подходящую пару и вычисляем коэффициент родства, чтобы решить, будут ли усилены нужныe нам гены. Большинству селекционеров заниматься этим мешает эффект масштаба. В некоторой степени они идут на поводу у рынка. Понятно, что более желательным является то, что хорошо продается. К сожалению, это и продается, а значит, потеряно для дальнейшего разведения. Мы обходим эту проблему двумя способами: во-первых, мы ежегодно обучаем и используем на охоте большое количество наших птиц, иногда до двадцати и больше. Во-вторых, мы одалживаем наших птиц другим охотникам, а затем, по достижении птицами половой зрелости, забираем их обратно. В Америке, а теперь и в Испании, существуют полевые испытания хищных птиц, которые в некоторой степени тестируют их способности. Я против таких испытаний, поскольку они опускают соколиную охоту до уровня соревнований между птицами и их владельцами, а также потому, что это создает впечатление у зрителей и молодых сокольников, что соколиная охота сводится к ловле подсадной дичи (см. 8.9).

На сегодняшний день у нас нет клубов по разведению. Клубы любителей соколиной охоты образуются скорее по географическому признаку, а не по видам птиц. Но возможно, не за горами то время, когда появится Общество ястреба Харриса. Поклонники Харриса уже сейчас имеют желание сформировать общество. Но, вероятно, никогда не возникнет Общество тетеревятника. Те, кто охотится с тетеревятником, часто необщительны, интровертны, упрямы, обидчивы и все их терпение, похоже, тратится на своих птиц...

Рассмотрев проблемы разведения в целом, рассмотрим вопросы оценки птицы, ее размножения и получения хорошего потомства.

 








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1214;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.