Хищные птицы
Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтобы они, под управлением единого, согласным действованием всех созидали свое благоденствие временное для благоуспешнейшего достижения вечного спасения. Христианин, делаясь членом Церкви, не престает быть и членом общества и не должен. Он должен только, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Отсюда есть на христианах и общественные обязанности, все, как и во всяком государстве, подчиненные только христианству и проникнутые духом его. Судя по сему, —
а) Дело государя, Богом поставленного и являющего лицо Промысла Божия о людях, — сознать сие великое значение свое и выполнять его со страхом, вниманием к своему внутреннему, в непрестанном благоговении, чтобы принимать от Бога, через сердце, Его промыс-лительные распоряжения; любить народ, как свое тело или как отец свое семейство; для этого сердобольно заботиться о нем во всем его объеме, во всех нуждах и со всех сторон, блюсти его вес и безопасность внешнюю и устро-ять внутри; изобретать способы к довольству, уравнению прав и порядку; распространять просвещение по всем классам народа — и просвещение истинное; блюсти чистоту нравов и искоренять пороки; хранить национальный дух, характер, обычаи, постановления; главное же, насаждать веру истинную и заботиться о благоденствии и цвете Церкви по чувству благоговения или любви к Богу, Его возвеличившему, по любви к народу, по самым условиям благоденствия, кои суть благословение Божие, чистота сердца и воли, верность престолу и клятве; а для того иметь в великом внимании религиозный дух и не только не попускать расстроиваться ему какими-нибудь учреждениями, а напротив, все учреждения освящать сим духом, чтобы таким образом жизнь в обществе сливалась с жизнью религиозною и обе шли об руку, как Моисей и Аарон. Вообще, все так должно устроить, чтобы выше всего стояла вера и Церковь, и крест Христов все покрывал.
б) Общество — тело под главою, — государем. Каждый член его должен иметь отношение и к лицу государя — главы, и к целому обществу — телу.
аа) Обязанности к лицу государя императора: с благоговением,принимать его как Богом поставленного, как помазанника освященного; являть ему молчаливую покорность во всем как изрекающему волю Божию; прилепляться к нему благодарною любовью и быть всегда готову жертвовать даже жизнью за его безопасность, покой и счастье; чтить его в себе чувством, пред другими — словом, удерживаясь от неуместных, тем более дерзких суждений о нем и делах его, денно и нощно воссылать о нем усердные молитвы, ибо и он день и ночь не имеет покоя, заботясь о нас; повеления его и учреждения чтить, принимать, исполнять без размышления, с терпением.
бб) Обязанности к телу государства, с коим всякий соединен пожизненно, коего благоденствие и неблагоденствие отзываются во всех членах, с коим каждый через рождение вступает в условия, суть достодолжно любить, дорожить им и быть ему преданным по чувству благодарности и благочестию; не только не замышлять и не делать ничего ему во вред или унижение, но, напротив, всем, чем кто может, содействовать его благоденствию, заботиться о нем, иметь его во внимании и то сорадоваться ему, то печалиться о противном; злое же всячески предотвращать и все узнанное открывать, всем возвещая подозреваемую и прозреваемую опасность; знать и хранить законы его, охотно им повинуясь и усердно неся все повинности, не уклоняясь от существующих постановлений; блюсти характер своего народа, чтить его, возвышаться до него, защищать его и все добрые отечественные обычаи беспрекословно хранить, а недобрые, тем более нехристианские, стараться искоренять; ненавидеть, презирать все чужое, но принимать его только под условием крайней нужды и совершенного согласия со своим духом; не пристращаться неразумно к своему, но никогда не быть к нему холодным, оставлять же его не иначе как когда указано будет, что оно чуждо духа нашего и есть сам собою вкравшийся недостаток, как нарост.
вв) Общество есть тело. Дело жизни в теле разделено между многими членами и поддерживается взаимодействием их стройным, верным, непрерывным. И дело жизни общественной разделено между многими, и только согласным и верным действием ее частей может созидаться общее благоденствие. Отсюда частные обязанности общественные.
Первое место по царе занимают правительственные лица и учреждения. Это руки, и ноги, и очи царя. Ими он везде бывает, все видит, все делает. Для того ими осечено, как бы сетью обнято, все государство, во всем пространстве — от столицы до последнейшего селения и притом во всех своих видах: военном, учебном, экономическом, судебном, надзирательском. Это протоки милости и правды царской и вместе пути восхождения к царю нужд итребований от народа. Это дает бытие в обществе начальству, в разных его видах, и подначальным. Отсюда...
1) Дело начальства главное — быть верным орудием царя, посредником между ним и народом; знать значение и требование своей части и тщательно исполнять положенный на нее устав; к подначальным, по своей части, являть всю правду, стоя к ним лицом закона; являть также и всю любовь и благосклонность, чтобы не лишить доступа к милостям царя и к законам; во всем же сем действовать искренно, как пред Богом, по клятве и присяге, которая дана.
2) Дело подначальных — покорствовать начальству и всякое повеление исполнять добросовестно, без ропота, лености и замедления; уважать его, почитать и благодарно любить; молиться за него и защищать честь его от злословий, тем паче не злословить самим.
гг) Разные нужды государства поручаются разным лицам, или принимаются на себя разными лицами, кои все в совокупности составляют часть общества служебную, существенную в нем. Отсюда разные общественные службы и разные должности, кои соответствуют нуждам: для внешней безопасности — войны, для благочиния — полиция, для образования умственного — учителя, на случай болезни — врачи, для удобств в жилище — мастера, художники, для содержания — земледельцы, купцы и проч. Все они средства государственные, коими государь через посредство правительства созидает свое государство. Потому есть существенная нужда, чтобы каждый из них действовал как положено и как христианин действовал по-христиански. Отсюда —
1) Так как не рождаются служащими, а принимают службу, то пойми ту, которую хочешь принять; рассмотри себя и, если найдешь себя способным и гожим, принимай ее с Божиим благословением и молитвою. Иному служба указывается рождением, но все есть время, когда он вступает в нее, потому то же должен сделать и он. Лучше всего при сем прислушиваться к внутреннему голосу и личному настроению и принять то, к чему определяет Бог дарованием сил и характером.
2) С принятою службою сочетайся сердечно, люби ее по смерть и никогда не перебегай от одной на другую без крайних понудительных причин, то есть не иначе как или по определению начальства, или по сознанию ошибки в первоначальном выборе службы.
3) Всякая служба терпит усовершенствование. Стремись к тому и предлагай на общее усмотрение открытое. Что же касается до ча-стнейшей своей должности, то в отношении к ней ведение и умение должно постоянно возводить до последнего совершенства.
4) Не все все знают и могут знать. Отсюда век учись: беседуй и советуйся с лучшими и опытнейшими по твоей части, с радостью и благодарностью принимая их советы.
5) При всем том помни, что временное все для вечного, телесное для духовного, общество для веры. Потому всемерно старайся привить дух веры в ту часть, которая досталась на твою долю, сроднить с ней и проникнуть
дд) Служащих доставляют обществу или государству разные его сословия; это общий для его нужд рассадник, из которого берет оно возращенных й воспитанных им же и определяет к разным своим службам по роду и способности. Сословия у нас: дворянство, духовенство, горожане — купечество с мещанством и простой народ. Это соки общества, кои соответствуют сокам тела, дающим в нем флегматический и сангвинический, меланхолический и холерический темпераменты. Каждое сословие имеет свой дух, свою степень, свои права и некоторым образом исключительное свое назначение. Со всем этим каждый соче-таваяся рождением своим и кровью, не забывает и не должен забывать того во всю жизнь. Отсюда —
1) Люби свое сословие, через которое Богу угодно было известь тебя на свет сей и положить первые черты характерическому образованию твоему.
2) Держи его характер, не искажая примесью чуждого, ибо из разнообразного, только стройно сочетаемого, устрояется прекрасное целое.
3) Терпи выгоды его и невыгоды, ибо они везде есть.
4) Украшай его доброю твоею жизнию и совершенством и возвышай тем цену его и вес.
5) Не завидуй, ибо и в других есть высшие и низшие, есть счастливые и несчастные...
6) Помни и чти его, хотя приведется службою возвыситься над ним или изменить его.
Хищные птицы
Хищные птицы с незапамятных времен будоражили человеческие эмоции своей необычайной красотой, большой физической силой, гордостью и высоким охотничьим мастерством. Кто знает, когда человек впервые посмотрел в небо и решил сделать орла своим тотемом? Кто первым увидел падение сапсана и решил сделать его своим товарищем по охоте? Одно ясно - это случилось гораздо раньше, чем начала писаться история.
Сегодня можно спорить, являются ли хищные птицы самой популярной группой птиц. Несомненно, они имеют наиболее горячих и ревностных приверженцев, будь то сокольники, реабилитаторы, селекционеры, любители, ученые или те, кому просто нравится на них смотреть. Что-то есть в этих крылатых хищниках, что вызывает сильнейшие чувства в груди их поклонников и заставляет таких людей делать все возможное, чтобы быть как можно ближе к своим пернатым идолам, как это описал несколько лет назад Бил Гилберт в своем в высшей степени показательном докладе для Адюбоновского общества. Когда такое великолепное существо как ястреб, сокол или орел принимает вас в свою компанию и позволяет вам проникать в свое пространство, это дает редкую перспективу в жизни.
Во время нашего социального и культурного развития, когда большинство людей утратило прямой контакт с природой и животными и все более и более отдаляются от природы, крайне необходимо развитие занятий, которые давали бы людям шанс на близкие, тет-а-тет отношения с другим видом живых существ. Глубоко в человеческой душе живет стремление узнать «другую кровь», это часть того, что гарвардский биолог Вильсон назвал «биофилия» - любовь к жизни, проистекающая из унаследованной мифической привязанности, которую человеческие существа имеют и ощущают с другими формами жизни. Для многих это лишь подсознательное желание, но для некоторых избранных оно становится животрепещущим. Возможность почувствовать родство с другими животными и природой помогает людям понять свою зависимость от ecтecтвeнных земных процессов и от сети взаимоотношений между всеми живыми существами.
К сожалению, слишком многие из нас черпают информацию и знания о животных и о животном мире из телевизора или с глянцевых страниц журналов и книг на кофейном столике. Все в большей степени человеческое отношение к природе формируется подобными представлениями, которые часто являются искаженными картинами, а не жизненным опытом.
Это не всегда так. В 1930 - 1940 в Техасе, и позже в Калифорнии, когда я был ребенком, у меня всегда жили различные питомцы из числа диких животных: от красных муравьев до жабовидной ящерицы; суслики, олени, опоссумы, вороны, совы. Мой первый пернатый хищник появился у меня, когда мне было девять лет. Эта почтенная традиция держать животных, несомненно, восходит к самому истоку человечества и явилась основой одомашнивания животных. Список великих натуралистов и биологов, чья карьера брала начало от такого простого занятия слишком велик, чтобы его перечислить весь, но он включает такие имена как Аристотель, Фредерик II фон Гогенштауфен, Джон Джеймс Адюбон, Луис Агассис, Теодор Рузвельт, Уильям Биб, Альдо Леопольд, Роджер Тори Петерсон, Пран Хамерстром, и по меньшей мере, два нобелевских лауреата Нико Тинберген и Конрад Лоренц, чей классический труд «Der Китрап iп der Umwelt des Vogels» большей частью основывался на его личном опыте работы с прирученными птицами.
Интересно, сколько потенциальных биологов сегодня потеряно для общества только потому, что у людей так мало возможности получить опыт личного общения с животными. Прошли те дни, когда мальчики и девочки могли свободно ходить в лес или в поле и заводить питомцев из числа диких животных. Сегодня в большинстве стран это противозаконно. Существуют международные соглашения, национальные законы, законы штатов и провинций, муниципальные законы, а также различные формы общественного осуждения. Это, конечно, правда, и все мы знаем, что большинство живых существ, которых дети с таким у довольствием брали домой впоследствии или умирали или влачили в неволе жалкое существование. Это от части является основанием для законов и общественного осуждения. Но, с другой стороны, многое говорит в пользу того, чтобы заводить компаньонов из числа диких животных, и сегодня можно избежать наихудших случаев причинения непреднамеренного ущерба с помощью coвременных ветеринарных средств, бережливости и правильного использования природных ресурсов.
Весьма интересно, что соколиная охота, реабилитация хищников и разведение в неволе являются одними из немногих легальных занятий, которые позволяют людям личное общение с неодомашенными животными. Те, кто этим занимается, являются привилегированными членами общества, и в связи с тем, что хищные птицы вызывают уважение и весьма редко встречаются, на таких людей ложится особая ответственность, чтобы птицы, попадающие под их опеку, получали самое профессиональное и гуманное обращение. В последние 30 лет появилось множество нововведений в вопросах, касающихся заботы о хищных птицах и обращения с ними: разведение в неволе, телеметрия, усовершенствованные знания о питании и о лечении заболеваний и травм, понимание поведения и его разновидностей, особенно относительно импринтинга, а также новое снаряжение, например, опутенки для соколов, должики, присады и др.
Как практикующий сокольник и биолог, Ник Фокс участвовал во многих этих разработках. Он получил докторскую степень в Университете Кентербери за оригинальные исследования малоизвестного вида новозеландского сокола, много лет занимался разведением хищных птиц, проводил первые телеметрические исследования, изучая размеры индивидуальных участков и передвижения маврикийской пустельги, которой некогда грозило вымирание, работал по реинтродукции красного коршуна в Великобритании и недавно совместно с Национальным Центром Изучения Птиц в Абу-Даби занимался разведением и обучением соколов для арабской соколиной охоты. Эта книга является квинтэссенцией знаний и понимания хищных птиц, приобретенныx в результате всей этой деятельности в течение долгого времени, за которое практика работы с хищными птицами претерпела такие радикальные усовершенствования.
"Понимание хищных птиц" будет служить продвинутым учебником для многих поклонников хищных птиц, которые выйдут на сцену в двадцать первом веке, а также будет стимулировать бывалых специалистов, которые всегда нуждаются в новых идеях и методах. Совместно с современным ветеринарным учебником, читатель этой книги получит все базовые знания и знания основ организации, которые необходимы для содержания хищных птиц, отвечающего их физическим и психическим потребностям, а также узнает способы войти в этот особый неисчерпаемо увлекательный мир орлов, ястребов и соколов.
Том Кейдж.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2115;