Российская олигархия
По Платону, олигархия — это государственное устройство, при котором у власти стоят богатые. У нас же олигархами стали называть самих богатых. Но не каждый богатый в России — олигарх, а только тот, кто разбогател благодаря власти, кто был ею обласкан и в ответ — платил власти. Колигархам в России относят тех, кто финансировал ключевые институты власти, прикармливал сотни чиновников, оплачивал голоса депутатов при прохождении важных законов, кто ставил своих министров; кто, владея средствами массовой информации, формировал общественное сознание.
По данным О. Крыштановской, глубоко изучившей этот вопрос, олигархия в России начала формироваться в начале 90-х годов, когда был создан «уполномоченный сектор экономики»*. К этому сектору относились все наиболее прибыльные сферы бизнеса (банки, ТЭК, металлы и некоторые др.). Этот бизнес сразу стал крупным и всегда находился под эгидой государства. Допускались к лакомым кускам только свои люди. Олигархия проявила себя публично лишь в 1994— 1995 гг., когда на приватизационные аукционы были выставлены «локомотивы российской индустрии» — нефтяные и металлургические компании. После недолгой подковерной борьбы стало ясно, что почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров. Так появились олигархи.
* Аргументы и факты, 1998. № 46.
Сначала базовыми олигархическими структурами были банки. Но постепенно материнский банк рождал целое семейство различных компаний. Здесь были и посреднические фирмы, и торговые дома, и страховые общества, и детективные агентства, и промышленные предприятия.
Олигархи финансировали аппарат президента и членов правительства, благодаря чему добивались нужных себе назначений на высшие государственные посты. Их выдвиженцы, пользуясь служебным положением, предоставляли им огромные льготы и выгодные международные контракты, укрепляя и без того сильное экономическое и политическое влияние олигархов.
Российские олигархи, составляющиефинансовое ядро элиты, в отличие от зарубежных, не имеют за собой долгую историю. Они выдвинулись в конце перестройки, т. е. в начале 90-х годов. После принятия законов «О кооперации» и «О государственном предприятии» первыми начали избавляться от опеки вышестоящих организаций предприятия НТТМ, которые смогли освоить новые рынки и имели определенные льготы. Они первыми освободились от опеки комсомола, включив в свой состав комсомольских и партийных работников, положив тем самым начало созданию новых элитарных групп.
Вторую и самую многочисленную группу составили строительные организации, которые переходили на аренду, распадались на кооперативы, создавали новые организации. Значительная их часть находилась в сфере теневой экономики. Легализация «шабашников» и артелей осуществлялась через кооперативы. Однако апофеозом стала экспортно-импортная деятельность периода 1990—1992 гг., когда многие организации зарегистрировались в качестве участников внешнеэкономической деятельности, получили соответствующие лицензии и квоты на экспорт.
Именно на разнице мировых и внутренних цен при экспортно-импортных операциях, на разнице государственных и биржевых цен на внутреннем рынке, на разных валютных курсах при конвертации рубля были сколочены основные состояния «новых русских»*.
* Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс.1996. №3.с.61.
После неудавшегося путча 1991 г. произошел стихийный процесс смены элит на всех уровнях власти. В это время лоббирование приобретает криминальный характер. Организации и предприятия создавали свои биржи, банки, экспортные службы, чаще всего с участием региональных властей.
3.4. Олигархи и «новые средние»
Сегодня, когда российская олигархия еще находится в процессе становления, становится трудно однозначно оценить ее историческую роль. Некоторые социологи полагают, что власть без олигархов будет честнее, в обществе без них сократится разрыв между бедными и богатыми. Олигархи мешают подняться наверх другим бизнесменам, вывозят весь капитал за рубеж. Одни называют олигархов «акулами капитализма», а другие — прародителями среднего класса.
Может ли олигархия при таких условиях выполнять позитивную функцию в современном российском обществе?
Не правительство, а именно олигархия, по мнению О. Крыштановской, формировала российский средний класс. Те специалисты, которые оставались на службе у государства, получали жалкую зарплату в школах, больницах, научных учреждениях. Те же, кто перешел в частный сектор, уверенно смотрели в будущее.
Эти «новые средние» ничего не воровали, не занимались коммерцией. Они просто работали на богатых. В новый средний класс входили эксперты, аналитики, консультанты, инженеры, бухгалтеры, юристы, экономисты, журналисты, рекламные агенты, риэлтеры, врачи, менеджеры, секретари-референты, работники сферы обслуживания и др.
В крупных частных компаниях появились новые стандарты работы — вежливость, корректность, точность, невиданные ранее в советских конторах и магазинах. «Новые богатые» требовали от своих служащих знания не только своей профессии, но и компьютерной технологии, владения иностранными языками, безукоризненного внешнего вида. Офисы оснащались новейшим оборудованием, и надо было осваивать эту технику. Богатели фирмы, торгующие этим оборудованием. Богатели преподаватели английского языка. Неплохо жили те, кто открывал компьютерные и бухгалтерские курсы. Образование снова вошло в моду.
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 927;