уважение инакомыслия как данности, а инокомыслящих как имеющих право на свободный выбор индивидуальностей.

При данных личностных качествах педагог способен одухотворять предметную деятельность детей, восходить с ними на ценностное восприятие окружающей действительности, производить свободный и сознательный выбор, приучая детей отдавать отчет в собственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни.

Совокупность выявленных личностных качеств педагога (потенциальных, актуальных, реальных) носит общий характер и никак не ущемляет свободы индивидуального проявления его личности.

Более того, восхождение личности педагога на уровень гуманистического отношения к человеку как отношения ключевого в профессиональной деятельности максимально расширяет границы профессионального творчества педагога, допуская самую различную опытно-экспериментальную работу, ибо границы гуманистического отношения к ребенку естественно обрисовываются и сохраняются.

Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных качеств позволяют квалифицировать представленное как систему личностных социально-психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональной деятельности педагога,

Вопросы для углубленного осмысления

1. Укажите ценности, которые для вас безусловны. Расположите их по мере значимости. А теперь посмотрите, на каком месте оказались ценности «человек» и «жизнь».

2. Вам говорят о некотором недостатке вашего характера. Постарайтесь «распредметить» данный недостаток — найти скрытое в его содержании отношение к какому-либо объекту. Какова личностная значимость выявленного вами объекта? Вот только теперь можно размышлять, надо ли избавляться от недостатка.

3. Был ли в вашей школьной жизни педагог, которого вы очень ценили, считая его «настоящим педагогом»? Какими качествами он обладал? Мысленно исключите данные качества из его профессиональной деятельности — сохранит ли данный педагог для вас прежнюю значимость?

4. Вы вошли в учебную аудиторию. Сейчас сюда придут ваши товарищи, а затем — преподаватель. Оглядитесь: что вы могли бы сделать «здесь и сейчас», чтобы улучшить обстановку?

5. Когда все вокруг говорят, что жизнь омерзительна и несправедлива, что отвечаете вы? Представьте, что рядом находятся ваши ученики, — что говорите в такой ситуации? Удается ли вам быть предельно искренним?

6. Вспомните, о чем шел накануне разговор в вашей компании? Затрагивались ли вечные вопросы жизни человека или беседа замыкалась на анекдотах? И как вы себя чувствовали в том или ином случае?

7. Назовите потенциальные ценностные отношения вашей личности, а теперь определите, какие из них актуальны в вашей реальной жизни.

8. Почему все-таки ставится вопрос о личностной готовности педагога к профессиональной деятельности? Ведь такой вопрос не ставится для других профессионалов? И - когда возникает вопрос о сочетании личностного и профессионального?

9. Замечали ли вы, что на слово «учитель» окружающие как-то по-особенному реагируют? Проверьте еще раз качество реакции: в чем ее отличие от реакции, допустим, на слова «артист», «врач», шофер», «чиновник»?

10. Если вам скажут, что профессия педагога тяжелейшая и что только безумцы могут избирать такую профессию, что вы скажете в ответ?

Заключение

 

Учебный курс «Педагогическая технология» концентрирует в себе почти все фундаментальные вопросы воспитания, когда производит разработку педагогического воздействия, ибо одно воздействие педагога фокусирует в себе все характерологические черты профессионализма. Поэтому изучение курса создает иногда впечатление, будто теория и методика воспитания отодвинуты в прошлое, а педагогическая технология их заместила.

Разумеется, это впечатление кажущееся. Педагогическая общественность всегда мечтала о педагогике тонкого профессионального прикосновения к ребенку, поэтому не раз высказывала неудовлетворенность педагогической литературой. Выход на технологический уровень решения воспитательных проблем отвечает ее многолетним ожиданиям. Но педагогическая технология не замещает двух важнейших научных дисциплин — теорию воспитания и методику организации воспитательного процесса.

Педагогическая технология разрешает ту же совокупность воспитательных вопросов, что и данные дисциплины, однако производит такое рассмотрение и разработку тех же вопросов на ином уровне.

Поэтому изучение педагогической технологии предполагает предварительное ознакомление с теорией и методикой воспитания. Более того, какие-то проблемы педагогической технологии, вероятно, кажутся непонятными именно в силу теоретической либо методической неподготовленности будущего педагога.

Но вот что интересно отметить.

Амбивалентный мир, всегда порождая альтернативу любому явлению действительности, создал такой противовес и педагогической технологии. Ее отточенному графическому рисунку прикосновения к личности противостоит сегодня «вульгарная педагогика» с ориентацией на жизнеустройство, с грубыми формами взаимоотношений, с упоением плотскими удовольствиями, с методикой визга, вопля, разнузданности, провозглашения примата натуры над духом и идеей свободы от завоеваний мировой культуры.

Представителей вульгарной педагогики довольно много, ибо основания ее просты и незатейливы, она базируется на призыве оказывать помощь ребенку в его адаптации к реальности. Коль скоро эта реальность в период распада общества низка, то и ребенку не следует напрягаться, возвышаясь над болотом развалившейся жизни, — утверждают представители вульгарной педагогики. Их основной аргумент - «все так живут». Нет ничего нового в такой аргументации - еще великий Гегель говорил про кухарку, которая «мыслит абстрактно», полагая, что «все так» живут, как ей видится. Гегелевская кухарка живет и поныне, ей комфортно в нише вульгарной педагогики.

Если с позиции педагогической технологии видится путь восхождения к духовному развитию личности ребенка через сопротивление натиску бездуховного прозаического быта, то с позиции вульгарной педагогики абсолютизируется предметный мир и признаваемая власть натуры над духом человека снимает необходимость постоянного напряжения сил маленького ребенка во имя решения проблем жизни человека как наивысшей ценности и во имя его соответствия своему назначению. Поэтому естественным является неприятие со стороны представителей вульгарной педагогики технологии, разрабатывающей способы тонкого, нежного, гуманистического и гуманного, философски обоснованного и психологически выверенного прикосновения к личности, приобщающейся к мировой культуре. Определенная группой профессионалов ожидает от педагогики методов «попроще», чтобы заниматься профессиональной работой без напряжения, спустя рукава, полагая, что существуют на свете такие грубые способы взращивания прекрасного творения - «Человек».

Человек настолько сложен, что «простыми» механизмами возможно лишь разрушение его тончайшей конструкции.

Не владея педагогической технологией, мы теряем прекрасных людей, обедняя процесс возвышения человека. А ведь именно люди — основное условие нашего счастья либо нашего огромного несчастья. Легко пережить плохую погоду, и укусы летних комаров не причиняют нам особого горя, и пригоревшие котлеты с убежавшим из кастрюли молоком, а также и сломавшийся замок, не пускающий нас в дом, — все это малые неприятности по сравнению с теми, что доставляют нам люди вокруг нас. Человек — самый сильный источник несчастья. Человек — самое крепкое основание для счастья.

Овладение педагогической технологией имеет одно непредвиденное последствие: обучающийся начинает слышать Другого, и этот другой человек становится интересным, а то, что случается с ним, а заодно, с ним и с тобою вместе или даже просто с тобою, — все наполняется значительным содержанием, улетучивается скука — страшный источник пороков и преступлений.

Человек становится интереснейшим объектом действительности. Ситуации, которые выстраиваются вокруг человека и самим человеком, становятся источником богатых разнообразных переживаний и толчком для интенсивной интеллектуальной работы. Жизнь становится интересна, и поэтому нет острой потребности в, создании ирреального, виртуального мира, галлюцинирующего сознания.

Часто студенты замечают, что основы педагогической технологии должны быть известны каждому точно так же, как таблица умножения. С таким суждением нельзя не согласиться, тем более, что основы фундаментальных наук, изучаемые в школе, уже много раз убеждали человечество в силе своего влияния на ход личностной судьбы. Однако педагогическая технология, при своей специфике, не нуждается в специальном преподавании ее детям. Если педагоги овладевают основами педагогической техники, то дети в течение очень небольшого времени - благодаря подражательному инстинкту, зеркальному партнерскому отражению, обаятельности форм взаимодействия, авторитету педагога, — овладевают этико-психологической культурой взаимодействия с людьми.

И последнее. Еще никому не удавалось овладеть педагогической технологией вне философского, этического и психологического осмысления работы педагога с детьми. Искусство тонкого прикосновения к личности ребенка базируется на философии человека, этике взаимоотношений людей и психологии межличностного общения. И относиться к научной дисциплине под названием «Педагогическая технология» нужно как к одному из звеньев в цепи антропологических наук, которые следует — во имя свободного владения педагогической технологией! — основательно изучать педагогу.








Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 888;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.