Диагностика переломов костей лица

Обследование ребенка, получивше­го травму любой тяжести, нужно проводить в полном объеме и не­медленно. При этом должно быть предусмотрено рациональное обез­боливание, так как травма, сопро­вождающаяся болевой реакцией (часто не ожидаемой ребенком), яв­ляется фактором, резко нарушаю­щим психоэмоциональное состоя­ние больного, а неосторожные дей­ствия могут усиливать эту реакцию и провоцировать развитие или усу­губление болевого шока.

При обследовании ребенка, по­лучившего травму, необходимо:

· установить изменения, вызван­ные травмой костей лица, черепа, зубов, мягких тканей;

· правильно оценить его общее со­стояние (особенно важно при первичном осмотре).

Своевременное и полноценное обследование пациента позволит выполнить все необходимые ма­нипуляции по борьбе с шоком, кровотечением, устранить угрозу асфиксии, предупредить распро­странение инфекции из полости рта и снизить условия ее проник­новения в полость черепа, что особо важно при черепно-мозго­вой травме, когда инфекция из полости рта при переломах верх­ней челюсти среднего и верхнего уровня распространяется в по­лость черепа, мозговые оболочки.

Постановка точного диагноза по­зволяет оказать квалифицирован­ную помощь ребенку, получившему травму, что существенно влияет на качество лечения и его исход.

Клинический осмотр и пальпа­ция помогают диагностировать по­вреждения только при полных пе­реломах костей, протекающих с выраженным смещением костных фрагментов, их подвижностью, на­рушениями прикуса, функции же­вания, глотания, речи. Поднадкостничные переломы, переломы по типу «зеленой ветки» и отражен­ные переломы диагностируются у детей только рентгенологически.

Наиболее информативны обзор­ные рентгенограммы костей лица, выполненные в прямой проекции, ортопантомограммы, позволяющие одновременно анализировать состо­яние обеих челюстей и большинства костей лица. Особое значение при­дают выявлению черепно-мозго­вой травмы, перелома основания черепа.

Рентгенологические исследова­ния относятся не только к инфор­мативным, но и доступным к вы­полнению в любом лечебном под­разделении. Важным условием яв­ляется обеспечение визуализации исследуемой области не менее чем в двух проекциях.

Рентгенографию верхней челюсти чаще всего осуществляют в лобно-носовой, подбородочно-носовой и боковой проекциях. Для детального изучения твердого неба делают прицельный внутриротовой снимок в положении больного сидя. Голова расположена на подголовнике.

Пленку вводят в полость рта параллельно его дну. Передняя часть пленки выступает кпереди от зубов на 5 мм и фиксируется путем прикусывания. Центральный луч направляют сверху на кончик носа под углом в 15—20° к вертикали.

Изображение височно-нижнечелюстного сустава можно получить при укладке головы больного для снимков пирамид по Шюллеру.

Нижнюю челюсть рентгенографируют в прямой передней, носоподбородочной, аксиальной и боковой проекциях. При этом больных укладывают так же, как и для обзорной рентгенографии в указанных проекциях. Соответствующим образом меняют лишь центрацию пучка рентгеновского излучения, направляя его в центр исследуемой области. С целью предотвращения суммации изображений правой и левой половин нижней челюсти при рентгенографии в боковой проекции прибегают к раздельной прицельной съемке каждой из ее половин.

Рис.3. Укладка больного для Ro-графии н/ч (а), и схема Ro-граммы (б)


Для этого укладывают больного поочередно на правый и левый бок. Под свешивающуюся голову подставляют угольник, на который помещают кассету. Центральный луч направляют несколько ниже угла челюсти под углом в 20°, открытым каудально (рис.3).

В некоторых ситуациях, в част­ности при повреждениях ВНЧС, эффективно выполнение рентге­нографии нижней челюсти и томо­графии ВНЧС — в прямой и боко­вой проекциях.

КТ в аксимальной и сагитталь­ной проекциях дает исчерпываю­щую информацию о локализации, протяженности, характере перело­мов костей лица на всем протя­жении и их сочетании с перелома­ми других костей (головы, лица, шеи).

МРТ позволяет определить изме­нения всех структур (мягкотканных, сосудов и др.) и является од­ним из наиболее точных способов исследования анатомотопографических особенностей различных по­вреждений головы, лица, шеи.

Предлагаемая контрастная артрография ВНЧС [Сысолятин П.Г., Арсенова И.А., 2001] с целью ис­следования состояния поврежден­ного сустава в детской практике широкого применения не нашла.

При переломах нижнего, средне­го и верхнего уровня верхней че­люсти наиболее исчерпывающая информация может быть получена при КТ, в то же время зонография, ортопантомография и томография не утратили своего значения. Эти методы четко обеспечивают диа­гностику переломов нижнего уров­ня верхней челюсти, что позволя­ет установить характер поврежде­ния верхнечелюстных пазух, когда они вовлекаются в зону поврежде­ния.

Рентге­нографии нижней челюсти и томо­графии ВНЧС — в прямой и боко­вой проекциях. При травматических повреждениях н/ч используют следующую последовательность проведения Ro – исследований:

1) прямая обзорная носо-лобная Ro-грамма позволяет выявить множественные переломы, некоторые из которых не получают четкого клинического проявления и являются случайной Ro-логической находкой;

2) для суждения о состоянии альвеолярных отростков, кортикальных пластинок альвеол и зубов в области перелома получают внутриротовые контактные Ro-граммы. При невозможности их выполнения - внеротовые Ro-граммы в косых контактных проекциях, дополнительно в каждом отдельном случае выбор методики определяется локализацией перелома.

3) для исследования передних отделов челюсти - панорамная Ro-грамма;

4) ортопантомограмма и боковые Ro-граммы – для исследования травм мыщелкового отростка, тела и ветви н/ч.

5) томограммы ВНЧС в боковой проекции с открытым ртом – если установлены переломы головки и высоко расположенные переломы шейки н/ч.

Рентгенодиагностика исхода трав­мы костей лицевого черепа требует четкого выявления размера, положе­ния и характера оставшихся дефек­тов и деформаций, что наиболее ин­формативно при выполнении трех­мерной КТ, проведении стереоли-тографического моделирования де­фекта. Это дает возможность полу­чить точное представление о слож­ных дефектах и деформациях челю­стей и других костей лицевого че­репа после травмы и планировать реконструктивно-восстановительное лечение детей и подростков. Эффек­тивно использование телерентгено­графии, цефалометрии для расчета перспективы роста ребенка в соот­ветствии с его биологическим и хро­нологическим возрастом при прове­дении восстановительных операций.

Контактные внутриротовые рент­генограммы необходимы при диа­гностике травм альвеолярного от­ростка и зубов. Однако при травмах альвеолярного отростка их нужно сочетать с обзорной рентгеногра­фией, зонографией, ортопантомографией, томографией и др.

При травмах мягких тканей, осо­бенно при ушибах, кровоизлия­ниях и гематомах, эффективным методом распознавания распро­страненности, анатомо-топогра-фического положения области травмы, соотношения последней с другими анатомическими обра­зованиями остается эхография. Она уместна как метод диагнос­тики и контроля этапов лечения ребенка и установления исхода повреждения.

Во всех представленных вариантах исходов травм мягких тканей и костей лица наблюдается деформация прикуса. У детей на долгий период остается стойкое наруше­ние психоэмоционального состоя­ния.

Исходы травм мягких тканей и костей лица

1. В области волосистой части го­ловы (независимо от этиологии):

алопеция; атрофический рубцовый массив разной площади и формы; дефекты покровных костей че­репа (чаще после электротравм, флегмоны новорожденного).

4) В области мягких тканей лица (в зависимости от этиологии):

обширные бытовые травмы — рубцы и их атрофические мас­сивы разной формы и площади, подвижные. У естественных от­верстий вывороты или атрезии могут сочетаться с дефектами носа, век, губ и других отделов лица;

после ожога, химических по­вреждений — рубцы и рубцовые массивы (келоидные и гиперт­рофические, атрезии естествен­ных отверстий, в области век вывороты);

в области шеи — келоидные рубцы, деформации — костей лица и челюсти, шейного отде­ла позвоночника.

3. Исходы повреждений костей лицевого черепа:

вторичная адентия — ретенция постоянного зуба, близко рас­положенного от линии перело­ма, или задержка его прорезы­вания;

деформации и недоразвитие ко­стей лица;

ВДОА, анкилоз, неоартроз, ВНЧС.








Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 6040;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.