Правильность речи детей и возможные ее недостатки

Если суммировать представления великих педаго­гов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правиль­ность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматичес­кую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную гром­кость, умеренность и уместность использования жес­тикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.

«Ребенок, — писал Ж.Ж. Руссо, — должен уметь говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произ­носить точно и без аффектации, знать и соблюдать просодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно. Голос должен быть и в речи, и в пении верным, ровным, гибким и звучным».

Красота речи, по мнению М.В. Ломоносова, заклю­чается «в чистоте штиля, в течении слова, в великоле­пии и силе оного». Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому «штилю» способствует прилежное изучение правил граммати­ки. Великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц». Силе слова помогает «старание о чистом выговоре при лю­дях, которые красоту языка знают и наблюдают». «Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва гово­рить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей».

В разной степени в анализируемых нами литера­турных источниках авторы указывают на возможные недостатки детской речи.Я.А. Коменский, например, обращает внимание на возможные задержки форми­рования правильной речи у некоторых детей, несовер­шенство детской речи в виде картавости, неясности произношения.

Ж.Ж. Руссо, пытаясь объяснить возможные за­держки речевого развития у детей, видит их причину в «той стремительности, с которой учат говорить преж­де времени детей». А отсюда, по его мнению, дети не понимают в полной мере того, что им говорят взрос­лые, а взрослые не вполне понимают то, что хотят сказать дети. От излишней торопливости в обучении речи детей у них «нет времени ни научиться хороше­му произношению, ни хорошо постичь то, что застав­ляют их говорить».

Руссо, впадая в крайность, утверждал в связи с этим противоестественность раннего обучения речи детей. И потому считал, что поспешность взрослых в обучении детей («как будто боятся, что дети не научат­ся говорить сами собой») может вести к задержке ре­чевого развития. В его представлении безрассудная торопливость в этом производит действие, совершен­но обратное тому, которого добиваются, а именно: дети начинают говорить позднее и менее внятно. Дескать, излишняя предупредительность к тому, что дети долж­ны сказать, избавляет их от необходимости отчетливо произносить, и они едва удостаиваются открыть рот. Поэтому многие из них на всю жизнь могут сохранить недостаток произношения и невнятный выговор.

Несмотря на некоторую путаницу в объяснении раннего обучения речи детей как причины задержки речевого развития, Руссо тем не менее верно замеча­ет, что задержка речи у детей отражается впослед­ствии и на ясности их произношения. «Дети, начина­ющие говорить слишком поздно, никогда не говорят так отчетливо, как прочие». Руссо также верно подме­чает, что причиной позднего развития речи у детей может быть неразвитость («неуклюжесть») их орга­нов речи. «Их орган не потому остается неуклюжим, что они поздно заговорили — напротив, они потому и начинают говорить поздно, что родились с неуклюжим органом».

Согласно своей точке зрения на природосообразность развития детской речи, он соответственно реко­мендовал неторопливое и самостоятельное развитие речи ребенка на лоне сельской жизни. «Воспитанные в деревне, среди сельской простоты дети приобретут более звонкий голос, они не усвоят невнятного лепета­ния городских детей», — писал он. И далее: «Не следу­ет ребенка торопить, чтобы он говорил, он и сам на­учится хорошо говорить по мере того, как будет чув­ствовать полезность этого».

В отличие от Руссо И. Г. Песталоцци наоборот счи­тал необходимым и обязательным раннее обучение детей правильной речи, говорил о необходимости «не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию».

Причиной недостатков детской речи К.Д. Ушинский называл слабое развитие внимания у ребенка, отчего может быть «речь его очень отрывиста и бес­связна, выговор слов плох». Другой причиной непра­вильной речи ребенка, по его мнению, может являться то обстоятельство, что овладевая языком взрослых, он еще не вырос до этого языка, и потому «множество слов, употребляемых ребенком, еще не сделалось его духов­ным достоянием».

К числу недостатков детской речи великие педаго­ги, как указывалось выше, относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фра­зовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также «излишне гладкое пустоговорение». В связи с этим настоятельно подчеркивается значи­мость воспитания у детей содержательности речи и разумного пользования ею.

«Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше, молчать», — писал Коменский. И предупреждал, что учить ребенка «толь­ко умению говорить и не учить вместе с тем пони­мать — это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхност­ное украшение». Две особенности, по его мнению, решительно отличают человека от животного: разум и речь. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы.

Пока дети еще учатся говорить, им нужно предо­ставлять возможность и свободу больше лепетать, го­ворить. Но когда они уже научатся говорить, будет весьма полезно научить их также и молчать. «Кто ду­мает, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен». Дети должны приучаться не болтать постоянно, не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать, когда того требует дело или окружающая об­становка.

Ж.Ж. Руссо, осуждая пустоговорение, излишнюю болтовню, писал, что «дар речи дан людям не для того, чтобы они пользовались им не лучше, чем животные своими криками. Мы опускаемся ниже животных, ког­да говорим для того, чтобы ничего не сказать».

В.Ф. Одоевский, чтобы предупредить детскую болт­ливость рекомендовал следить за своей речью с деть­ми, чтобы она была четкой, простой, краткой, без рас­сеянности и небрежности.

К.Д. Ушинский настоятельно требовал бороться с детской болтливостью. «Всякие упражнения речи, — писал он, — не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее».

В целях воспитания правильной во всех отноше­ниях устной речи детей Ушинский рекомендовал вы­делять в каждом классе ежедневно 10— 15 минут, что­бы приучить детей «к особенно ясному, отчетливому, слогораздельному произношению каких-либо неболь­ших, вполне ими сознанных фраз; причем должно на­блюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано». Тогда уче­ники привыкнут к ясному слогораздельному произно­шению фраз, и учителю не придется бороться с дур­ным произношением детей, «которое по большей час­ти является причиной и дурного правописания».

В конкретные, обязательные задачи наставника
Ушинский включал необходимость исправления недо­статков детской речи, пополнение словарного запаса ребенка и обучение его грамматически правильной речи.








Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 907;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.