Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции

 

Один из важнейших факторов, определяющих характер культуры второй половиныXX в., — научно-техническая революция. Ее влияние проявляется во всех сторонах материальной и духовной жизни общества. Под ее влиянием произошла и индустриализация культуры.

Развиваться быстрыми темпами и играть все большую роль индустрия массовой культуры начала с середины 40-х гг., после Второй мировой войны. На поточную основу было поставлено производство фильмов, литературных произведений, продукции новых отраслей, таких, как телевидение, видеозапись. И именно в США это явление нашло наибольшее распространение.

Как особенности исторического развития США, так и их доминирующее положение в западном мире привели к тому, что, говоря о массовой культуре, в первую очередь имеют в виду массовую культуру американскую, ту, которая определяет духовную жизнь в США и экспортируется в капиталистические европейские, а с 90-х гг. и в бывшие социалистические страны, а также развивающиеся государства. Последнее обстоятельство свидетельствует о постоянном стремлении США не только к экономическому, политическому, но также и к идеологическому, духовному господству в мире.

В развитии массовой культуры в Америке в значительной степени проявилась специфика политики «переплавки в тигле».

После Второй мировой войны индустрия американской массовой культуры, получив еще большее развитие внутри страны, захлестнула своей продукцией Западную Европу.

США не были ареной боевых действий во время войны, страна не была разрушена, а американцам не пришлось пережить ни оккупации, ни голода, ни тех трудностей, которые выпали на долю народов Европы и Азии. США не столкнулись с трудностями послевоенного восстановления экономики и прежнего, мирного уклада жизни. Напротив, США развивали промышленность, страна богатела.

Претендуя на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям. Европейские же страны, разрушенные войной, не имели возможности в послевоенные годы активно развивать собственную культуру. Европейской культуре в результате фашистской оккупации был нанесен огромный урон, сказывался недостаток технической и финансовой базы для развития собственной культуры. Следует также отметить, что часть творческой интеллигенции стран Западной Европы была истреблена нацистами или эмигрировала в США. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после всех ужасов войны уводила массового потребителя от тяжелой действительности в призрачный мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей, «равных» для всех шансов на успех и счастье.

27 января 1948 г. в США был подписан закон об обмене в области информации и культуры, который получил название закона Смита — Мундта. Этот закон уполномочивал американское правительство принимать необходимые меры, призванные содействовать росту взаимопонимания между американским народом и народами других стран.

Естественно, что в Европу потянулись американцы — военнослужащие, бизнесмены, советники и специалисты в различных областях, в том числе и представители пропагандистских и информационных служб, а также туристы. Они везли в Европу из-за океана и пропагандировали посредством «легкой» литературы, газет, видеодисков, развлекательных фильмов, рекламных проспектов продукцию массовой культуры. Позже к этой кампании присоединилось и Информационное агентство США (ЮСИА), учрежденное в 1953 г.

Подлинным зачинателем эстетики массовой культуры был Голливуд, хозяева которого разработали и систематизировали экономические и организационные методы, идейные и рекламно-пропагандистские цели конвейерного способа производства кинокартин, изгоняя всеми способами творческое соревнование талантов и подменяя его коммерческой конкуренцией.

Подчинение развлекательного жанра задаче максимального извлечения прибыли и стремлению угодить всем вкусам приводит к тому, что коммерческая продукция боится подлинного новаторства и, не питаясь живительными соками многогранной жизни, неизбежно вертится вокруг ограниченного апробированного круга тем и сюжетных построений: секс, приключения и бездумное веселье — вот те находки, заимствованные, как правило, из бульварной литературы, которые сейчас составляют главное содержание почти всех видов коммерческого искусства США.

«Голливудизации» постепенно подверглись и книгопечатание, и пресса, и репродуцированная живопись, и музыка. И это вполне отвечает целям хозяев так называемой культуры для масс.

«Облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы в конце концов совсем выключить мышление», — так сформулировал их цели в свое время бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян.

В настоящее время европейский культурный рынок буквально наводнен голливудскими фильмами, американскими книгами, музыкой, телевизионными программами. Американские идеи проповедуются через многочисленные каналы средств массовой коммуникации, которые находятся опять же в руках американских концернов. Особенно наглядно преобладание американских концернов в рекламном деле. Из десяти крупнейших рекламных агентств в мире семь прямо принадлежат американским владельцам, два косвенно находятся под американским влиянием и только одна находится не под американским (а японским) контролем.

По данным ЮНЕСКО, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 65% объема информации, более 50% кинофильмов, 60% грампластинок, видео- и магнитофонных кассет, 89% коммерческой информации, 65% торговой рекламы, т. е. информационный и культурный рынок стран мира находится под контролем и сильнейшим влиянием американских информационных средств.

Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства.

Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления.

 

Будучи молодым капиталистическим государством, США уже в XIX в. совершили большой скачок в развитии культуры, вобрав и переплавив привнесенное другими цивилизациями (европейской, африканской, индейской). В XX в. США сумели добиться исключительных успехов практически во всех видах искусства, литературе, архитектуре, музыке, науке, образовании, искусстве кино.

США в XX в. дали миру большое число лауреатов Нобелевской премии в области науки; США вместе с СССР стали первопроходцем в освоении космоса. К началу 80-х годов в США наука — важнейший приоритет государства.

Могут гордиться Штаты своей литературой XX в., именами таких писателей, как Д. Лондон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф. Фитцджеральд, Д. Стейнбек.

Самоуверенность американской нации, всепобеждающая раскованность, желание превзойти достигнутое другими цивилизациями значительно приумножили разнообразие направлений не только в литературе, но особенно в изобразительном искусстве, о чем свидетельствуют ташизм, регионализм, поп-арт, гиперреализм, фотореализм и др.

В XX в. интенсивно происходил процесс становления национальной композиторской школы в разных областях музыкального творчества, где самые яркие представители — Д. Гершвин, Л. Бернстайн. В конце столетия усилились течения модернизма и использования электронной музыки.

Особенности культурной жизни США — приглашения иностранных гастролеров — дирижеров, скрипачей, певцов; по такой системе работает крупнейший театр США и мира «Метрополитен-опера».

Отличительная черта организации театрального дела — существование центра театральной жизни США — Бродвея, театры которого являются ведущими, но не имеют постоянной труппы. Во многих городах имеются общинные театры. Приметой американской театральной культуры является широко распространенные и пышно оформленные музыкальные комедии — мюзиклы. Недосягаемой высоты достигло джазовое искусство — и композиторское и исполнительское. Много интересного создано американцами в архитектуре и строительстве, особенно из таких материалов, как стекло, сталь, алюминий.

США — яидер в киноискусстве. Голливуд — самая крупная фабрика, производящая и кинофильмы и кинозвезд. Здесь ежегодно присуждается самая престижная премия — «Оскар».

Доминирующее положение в мире позволяет американцам быть исключительно активными в пропаганде своих воззрений, верований, своего образа жизни, своих идеалов культуры. И этим целям как нельзя более служит созданная по американским стандартам массовая культура, подлинным зачинателем эстетики которой был Голливуд.

 

 


 


1 Эвдемонизм — этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.

2 См.: Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. - С. 202.

 

1 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.292-293.

2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218-219.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1991. — С. 320—321.

1 Конформизм (от позднелат. conibnnis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующих порядков, господствующих мнений, отсутствие собственных позиций.

 

1 Архетип (от греч.arche — начало и týpos — образ) — в аналитической психологии К. Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т. д.

 

2 Манкуртизм — социально-психологическое понятие, характеризующееся разложением системы ценностей, созданных и накопленных опытом предшествующих поколений, и пренебрежительным отношением к ним современных людей, потерявших историческое сознание (память).

 

1 Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164.

1 Экзистенциализм (позднелат. exsistentia — существование) — философия существования. Направление в философии, возникшее в начале XX в.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика 1994. — С. 32.

2 Там же. С. 55.

3Упанишады (санскр. — сокровенное знание) — заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы. Упанишады являются основой всех ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) религиозно-философских систем Индии.

4 Будда (санскр. букв. — просветленный) — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме Шахья Муни (623—544 до н. э.)

5 Заратустра (Зороастр) (V—1-я пол. VI вв.) —'пророк и реформатор древнеиранской религии. Для его религии характерен дуализм добра и зла, человеку вменялось вести праведный образ.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. — М., 1994. — С. 67.

 

1 Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — сочетание разнообразных воззрений.

1 Об описании других этапов см.: Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства Изд-во МГУ, 1982. - С. 10-12.

 

1 См.: Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. — Тверь, 1993. — С 11— 12.

1 От греч. petros — камень и gliphe — резьба,' то же, что наскальные изображения.

 

1 От terra mama — жирная земля.

 

2 Ямная культура эпохи энеолита (2-я пол. Ill — нач. II тыс. до н.э.) в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами.

 

3 От бретон. сгот—круг и lech — камень.

1 Мегалит — от греч. megas — большой и lithos— камень.

2 От бретон. dol—стол и men- камень.

3 См.: Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. — М., 1980. — С.

4 От бретон. men — камень и hir —.длинный.

 

1 Фрэзер Дж. Золотая ветвь — М.: Политиздат, 1983.

2 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990. — С. 408.

 

1 Боас Ф.Ум первобытного человека. — М. — Л., 1926. — С. 64

1 Иероглиф — рисуночное символическое письмо - важнейшая составная часть культуры Древнего Египта.

 

1 Первым древнеегипетские надписи расшифровал французский ученый Ж.Ф. Шампольон (1790-1832), основатель египтологии.

1 Мусейон — от греч. nwseion — храм муз.

 

1 Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы—письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова "видеть", "смотреть", нога — слова "ходить" или "стоять" и пр.

 

1 Традиция ошибочно связывает сооружение висячих садов с именем ассирийской царицы Семирамиды (IX в. до н.э.), тогда как сады созданы при Навуходоносоре II в VI в. до н.э.

1 Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, I960. — С. 9.

1 Дравидская мифология — мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу и др.). Подробнее см.: Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1980. T.I. — С. 393 — 394.

1 Санскрит (букв. очищенный, обработанный) — один из основных древнеиндийских языков. Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Ученый брахман (жрец) Панини, живший в V—IV вв. до н.э., создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита.

1 Нирвана — центральное понятие джайнизма и буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений.

 

1 Ступа — санскр. букв. куча земли, камней.

1 Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае//Китай: традиции и современность. — М., 1976. — С. 68—70.

2 См.: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. — С. 148.

1 Ахейцы — одно из основных греческих племен в Фессалии (Северная Греция).

1 Политеизм (от поли...и греч. theos — бог) — многобожие, вера во многих богов.

2 В греческой мифологии — дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мелъпомена— трагедии, ^Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимнш — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии.

1 Агонистика (греч. agon — борьба) — стремление к успеху в спорте, музыке; поэзии и т. д.

1 Сафо приписывают воспевание лесбийской любви.

2 Понятие «эзопов язык» вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание. Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

1 Софисты — от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец.

1 Гетера (от греч. hetaira — подруга, любовница) — в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.

2 Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

1 Киники (от греч. kynosaiges — Киносарг, холм в Афинах, где основатель школы Антисфен занимался с учениками) высшим благом признавали духовную свободу человека.

2 Гедонисты (от греч. hedone — удовольствие) высшим .благом считали наслаждение.

1 Выражение "черта Апеллеса" означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом.

1 Софокл «Антигона»

1 Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида» (30—19 до н.э.)

1 Гладиатор (от лат. gladius — меч) — рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями; обучались в специальных школах.

1 От лат. res publica — букв. общественное дело.

2 От греч. ekiektikos — выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п.

1 Базилика (от греч basilike — царский дом) — прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части.

1 Евангелия (от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий — апостолы или их ученики. Время написания — 2-я пол. ib. — нач. II в. н.э.

1 Катакомбы (лат. coemetena — кладбище) — подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев.

1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992.

1 Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька», «лелеять».

2 Космогония — от греч. слов «космос» — мир, Вселенная, «гонеа» — рождение.

1 Русские Веды. — М.: Наука и религия, 1992. — С. 8—11.

1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 54—55; Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.: Инсан, 1992. — С. 90.

2 Русские Веды. С. 8.

3 Упанишады. Т.Н. - М.: Наука, 1992. - С. 39.

1 Монотеизм — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.

2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 110.

3 Манизм (от лат. Manes) – душа умерших предков.

1 Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т 1. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. — С 17.

2 Сквозь века. — М.: Знание, 1986 — С. 15 — 24.

1 Хрестоматия по истории России. С. 20—22.

2 Древнерусская литература: Книга для чтения. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 21-22.

1 Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями — ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и Северного Кавказа.

1 Массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

2 Архантроп (от греч. archaios — древний и ап1гбро&-человек) — обобщенное название древнейших ископаемых людей (питекантропы, синантропы, неандертальцы и др.).

1 Топоним (греч. topos — место) — географическое название.

2 От индейского слова «эскимантьик» — поедающий сырое мясо.

1 Основатель английской колонии в Северной Америке (Пенсильвании).

2 Американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США.

1 Изогнутая деревянная палица.

2 Военный трофей в виде кожи, снятой с головы вместе с волосами.

1 Религиозные традиции мира. В 2 т. Т 1. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 274.

2 Эманация (позднелат. emanatio) — истечение, исхождение — переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое — Бог) к низшим, менее совершенным.

1 Шаман — от эвенкийск. шамаан, саман — возбужденный, исступленный человек.

2 Лабораторные исследования показали, что барабанный бой, звуки трещотки вызывают изменения состояния центральной нервной системы; ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга, а продолжительный танец способствует выбросу большого количества энергии. Все вместе это приводит к экстатическому состоянию — трансу.

1 Тотем — на яз. оджибве от отем — его род.

2 Североамериканские индейцы создали целую религию — пейотизм (мескализм). Сходный культ у индейцев пуэбло был связан с дурманом (толоаче). За ним каждый год после предварительного очищения (поста, бани и т.п.) в пустыню отправлялись целые экспедиции. Иногда дурман и кактус заменялись водой зеленого табака.

1 Связано это с тем, что в «другой реальности» форма не играет решающей роли. Там сохраняется родство людей и животных, и они по-прежнему понимают друг друга.

1 Под харизмой (от греч. charisma — милость, божественный дар) понималась способность, дарованная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.

 

1 Филиокве (от fllioque — и от сына) добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы: об исхододении святого духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Православная церковь не приняла филиокве.

1 Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд. — М., 1984. — С. 182.

1 От итал. gotico — готский, по названию германского племени готов.

1 Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения//Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82.

1 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 61—62.

1 Капелла — католическая часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме.

2 Франциск Ассизский (1181—1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, в 1228 г. канонизирован.

1 См., например: Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры//Избранное. М., 1996.

1 В христианской церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей; то же, что духовенство.

1 Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — программное стремление выражать субъективную, внутреннюю идею художественного образа, рождающегося в душе художника.

1 Лозинский С.Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — С. 226—227.

1 Поэт Ганс Сакс фигурирует в опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

1 Название группы произошло от одноименного созвездия, состоящего из семи звезд.

1 Реконкиста — отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII--XV вв территорий, захваченных арабами.

1 Гардарика — скандинавское название Руси, означающее "страна городов".

1 См. Хрестоматия по истории России. В 4 т. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. Т. I. — С. 39.

1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. — М.: Христианская литература, 1992. - С. 37.

1 Триодь (от грвч. triodion) — православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам.

1 Апокриф (греч. apokiyphos — тайный, сокровенный) — произведение иудейской и раннехристианской литературы, не включенное в библейский канон.

2 Патерик (от греч. pater— отец) — в православии сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов, признанных священными.

 

1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М , 1982 — С 53.

1 Слово о полку Игореве и его время. – М.: Наука, 1985. – С.21.

2 Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. — М.: Просвещение, 1989. С. 93.

1 Потир (греч.ро1ег — чаша, кубок) — сосуд для освящения вина или принятия причастия.

2 Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

1 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в. Из собр. Государственного Владимире-Суздальского музея-заповедника. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 14—15. Илл. № 1—5.

1 Род многоствольной флейты.

1 Включен в список Всемирного наследия. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия .Ратифицировали Конвенцию 123 страны, в том числе и Россия. В списке Всемирного наследия 358 объектов из 80 стран.

1 Пилястра (от лат. pila — столб) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены.

1 Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. — С. 68.

2 Деисус — искаженное греческое слово "деисис" — моление. Известны деисусы оплечные (по плечи), поясные (по пояс) и во весь рост. Наиболее древними в иконописи являются оплечные деисусы из трех фигур.

1 Известняк, привозимый из подмосковного села Мячково.

1 В настоящее время в Андрониковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

1 Уния (церк.) — объединение православной и католической церкви с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений.

1 Опасаясь опалы, Андрей Курбский в 1563 г. бежал в Литву.

2 Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.

3 Псалтырь — сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.

1 «Апостол» — богослужебная книга, включающая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий.

2 Терракота — неглазурованное керамическое изделие, в основном красно-коричневого и кремового цвета.

1 Восьмерик — в русской архитектуре восьмиугольное в плане сооружение или его часть.

 

1 Акафист — хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых.

1 Ныне Стамбул

1 Колоны (лат. coloni) — одна из категорий зависимых крестьян.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 122.

1 Канон (греч. kanon — правило) — вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней».

1 Нынешний купол, реконструированный в 989 г. после землятрясения армянским архитектором Трдатом, меньше первоначального.

2 «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение. О, Соломон, я победил тебя!» — воскликнул император Юстиниан, открывая 27 декабря 537 г. храм Софии.

1 Ныне Салоники

1 Мелос (греч. melos) — напев, мелодия, собственно музыкальная сторона песни.

1 Слово «Суда» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида; теперь полагают, что Суда обозначает «оплот» , «твердыню» (знаний).

1 Ислам (араб. букв. покорность) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом).

1 В русском языке встречаются также варианты написания имени пророка — Магомет и близкий к арабскому произношению — Мухаммад.

2 Мусульманская теократия во главе с халифом — верховным правителем, соединившим духовную и светскую власть.

1 Суннизм — одно из основных направлений в исламе Наряду с Кораном признает Сунну (Связанное Предание) Не признает возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и особого права Алидов (потомков Али) на имамат

2 Шиизм — одно из двух основных направлений в исламе Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов

 

1 Родионов М. Голубая бусина на медной ладони. — М , 1988 — С. 40.

1 Хаджж — паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам. Одна из основных обязанностей мусульманина.

1 Шариат (от араб. шариа, букв. надлежащий путь) — важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман.

1 Родионов М. Голубая бусина. С. 79.

2 Джинн (араб , букв. дух), по Корану — фантастическое существо из "чистого" (бездымного) огня, сотворенное Аллахом.

1 На санскрите понятию философия соответствует слово «даршана», что буквально означает взгляд, видение.

1 От греч. panegyrihos logos — похвальная публичная речь; литературный жанр, восхваляющий божество или власть.

1 Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока.

1 Газель (араб. газаль) — распространенный на Востоке вид лирического стихотворения, состоящего из двустиший и связанного единой рифмой.

1 От позднелат. praecessio — движение вперед.

1 В Европе этот процесс открыли в 1863 г. Мартен и Сименс.

1 Пантеизм (от пан... и греч. theos — бог) — религиозное и философское учения, отождествляющие бога и мировое целое.

1 Современная китайская живопись водяными красками на шелковых и бумажных свитках называется гохуа (кит. — национальная живопись).

1 Несторианство — течение в христианстве, основанное Константинопольским патриархом Несторием в Византии в 428—431 гг. и утверждавшее, что Христос, рожденный человеком, лишь впоследствии стал сыном божьим (мессией). Осуждено как ересь на Эфесском Соборе 431 г. Пользовалось влиянием до XIIT в. в Иране и от Средней Азии до Китая.

1 Микадо (япон.букв. величественные врата) — титул императора Японии.

1 Акутагава Рюноекэ. Паутинка. Новеллы. — М.: Правда, 1987. — С. 226—227.

1 Светлов Г. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Пара. История, религия, культура. — М.: Искусство, 1994. — С. 113.

1 Катакана — система, используемая для записи заимствованных слов, применяется с VIII в.

1 Ноо (но, ногаку) — один из жанров традиционного театра Японии.

1 Кабуки — от японск. "мастерство музыки и танца".

1 Гейши - профессиональные танцовщицы, певицы, музыкантши, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах.

1 Сельва — густой, труднопроходимый тропический лес из саподельи, сейбы, кедра, каучукового дерева, различных пальм и проч., густо переплетенных лианами.

2 Существуют различные способы транслитерации термина, который обозначает особую культурно-географическую область, впервые выделенную мексиканским ученым П. Кирхгофом на основе ряда общих черт культуры; включает 2/3 материковой Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, частично Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику; в научной литературе получила название зоны высоких цивилизаций

3 Озерные огороды, плавучие сады. На плетенку из тростника, водяных лилий и водорослей ежегодно набрасывали слой земли, ила и сажали овощи; под новыми слоями земли плоты оседали в воду и становились островами.

1 Ольмеки (от ацтекс. олли) — каучук, дословно «люди с земли резиновых деревьев».

1 Их окружность в среднем равна б м 58 см, а высота — 2,5 м.

2 Ольмеки, как и все культуры Мезоамерики, не знали колеса, тягловых и вьючных животных.

3 Земляные насыпи, курганы.

1 Игра в мяч, сопровождаемая танцами, упоминается в "Одиссее" Гомера.

1 «Дымящееся Зеркало» — вечно юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы.

2 «Оперенный Змей» — бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов.

3 «Колибри-слева» — бог войны; назван так потому, что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри.

1 Для сравнения в конце XIX в. такой была численность жителей городов Риги, Вильнюса, Харькова, Тифлиса.

2 В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ратифицировали Конвенцию 123 страны-участницы, в том числе и Россия. Город Теотиуакан включен в список Всемирного наследия (358 объектов из 80 стран).

3 Название дали ацтеки в XIV в. Впервые увидев покрытые землей и растительностью пирамиды, они приняли их за могилы.

4 По форме и функциональному назначению пирамиды отличались от египетских пирамид. Они служили не усыпальницами, а использовались для проведения религиозных ритуалов.

1 Мифическая гора — источник пищи, дождя, семян, изобилия.

1 Каараска Д. Религии Мезоамерики//Религиозные традиции мира — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146.

2 На языке науатль — «место тростника»; существовал с IX по XII вв. н.э.

3 Длительное время считалось, что Теотиуакан был столицей тольтеков, но после систематических археологических раскопок Тулы (штат Идальго) выяснилось, что именно она былаих главным городом.

1 См.: Испанская версия М. Леона Порткльи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. Знание,1985. — С. 134

 

1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146—161.

2 Название года рождения входило в имена тольтеков.

3 Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М., 1985. — С 123—124

1 Анналы Теночтитлана//Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 147.

2 Испанская версия М. Леона Т1ортилъи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М.: Знание, 1985. — С. 124.

3 Интересно, что все крупные события в жизни Кетцалькоатля происходили именно в этот год (рождение, приход к власти, смерть). В этом же году на американскую землю высадились испанские конкистадоры во главе с Кортесом, которого приняли за возвратившегося Кетцалькоатля.

1 Oт слова «альмехенооб», букв. «те, кто имеет оба имени»: по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери — только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

1 Черная краска символизировала скорбь и использовалась в трауре. Синей краской натирались тела жертв.

1 По современньм данньм, год длится 365, 242198 дней.

1 Название города придумали археологи, переведя на язык майя слою «раскрашенные стены».

2 В этом учебнике принято написание «ацтеки», хотя ближе к транскрипции «астеки», т.е. «люди из Астлана».

3 Орел, сидящий на вершине кактуса и пожирающий змею, был затем изображен на гербе ацтеков и на гербе современной Мексики.

1 Конкистадоры — испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия для завоевания новых земель.

2 Чистоплотность была правилом жизни ацтеков: они совершали обязательные ежедневные омовения: муж имел право наказать жену, которая не приготовила ему теплой воды для купания ко времени его возвращения; к тому же после каждого приема пищи ацтеки чистили зубы зубными щетками.

1 Население средневековых столиц, например Лондона, составляло около 200 тыс. человек.

1 Правильнее Мокгекусома. Получившая распространение транслитерация "Монтесума" связана с неправильным прочтением имени, имевшим место в романе Р. Хаггарда «Дочь Моктесумы».

1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс,1996. — С. 181.

1 Примером является великий каменный календарь, высеченный около 1502 г.: в центре изображен бог солнца текущего века, окруженный четырьмя мифическими датами - символами предыдущих эпох творения и разрушения. Центральное ядро камня окружают знаки двадцати дней, остроконечные звездные лучи выходят за пределы звездного пояса, а обрамляют календарь два небесных змея — символы беспощадного времени.

2 Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. I. — Л.—М., 1957. — С. 118.

1 Флорентийский кодекс//Портилья Л. Философия нагуa. — М.: Иностранная литература, 1961. С. 246

1 Область Центральных Анд включает почти всю территорию нынешних Перу, Боливии (за исключением восточных тропических районов), южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Она распадается на три географические зоны: прибрежную (пустыня, пересекаемая в некоторых местах реками, в долинах которых возникают основные культуры доинкской эпохи), горную (в бассейнах рек которой обитало большинство индейского населения Центральных Анд) и Восточные Анды с прилегающими к ней низменностями —Монтанья (мир первобытных культур).

2 В эту территорию входили земли, расположенные между Мезоамерикой и Центральными Андами.

1 Петроглифы (от rpeч.petrós — камень и gluphe — резьба) — древние изображения на стенах пещер, на скалах, камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом.

1 Древние перуанские жрецы знали и гончарный круг, и даже токарный станок, но считали кощунством их применение для изготовления предметов повседневного обихода. Эти приспособления использовались только для производства парадных ритуальных сосудов и культовых каменных предметов.

1 Полихромия — многоцветность произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры.

1 Пончо — короткий плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.

2 Особый вид плота под парусами.

1 Геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.

1 Термин «инка», образованный от слова «солнце», на языке индейцев кечуа означает название государства; его жителей; титул их верховного правителя.

1 Дорога такой длины могла бы пересечь весь Европейский континент, начинаясь от Атлантического побережья и заканчиваясь на западе Сибири.

2 Стингл М. Государство инков. — М.: Прогресс, 1986. — С. 347.

1 Кант И. Соч. В 6 т. - М„ 1963-1966. Т. VI. - С. 27.

2 Деизм (от лат. деиз — бог) — форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.

1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.:Политиздат, 1991. — С. 343.

1 Левиафан (др.-евр. — изогнутая, скрученная змея) — в книге Иова — крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека.

1 Составители «Энциклопедии» получили название энциклопедистов.

1 Пиэтет (от лат. pietas) — глубокое уважение к кому-либо или к чему-либо.

2 Цит по Гулыга А. Кант. — М.: Молодая гвардия. 1981. — С. 243.

1 Цит. по: Человек'. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат. 1991. — С. 373.

2 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 390.

1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 416.

1 Стиль, распространившийся в Европе в 1600—1750 гг., которому присущи выразительность, пышность, динамика.

1 Комедия дель арте — итальянский импровизированный театр, комедия масок. Основные маски: «слуги» — Бригелла, Арлекин, Серветта, Пульчинелла; сатирические — старик-купец Панталоне, Капитан и др.

1 Вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух или более мелодий.

1 Подробнее см.: Философский энциклопедический словарь. —М.: Советская энциклопедия, 1983. - С.780.

1 Всемирная история. Т. VI. — М., 1959. — С. 626.

1 Бурбоны — королевская династия во Франции в 1589—1792, 1814—1815, 1815—1830 гг. Лилия королевский и государственный герб Франции в период Средневековья.

1 Театр открыт в 1876 г. С 1882 г. функционирует во время ежегодных Байрёйтских фестивалей.

1 Опера-сериа (итал. opera seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы, сложившийся в начале XVIII в. Для этого жанра типично господство историко-мифологического и легендарно-сказочных сюжетов и ярко выраженное разделение функций слова и собственно музыки.

2 Опера-буффа (итал. opera buffa — комическая опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е г. XVIII в. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2—3 действующих лица, веселая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля, а также речитатив, а не разговорные диалоги.

1 Бельканто (итал. bel canto — прекрасное пение) — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII в., отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, виртуозностью колоратуры.

1 Способ печати, разработанный в 1798 г. Основан на принципе отделения жира от воды. Рисунок выполняется жирным мелком на абсорбирующей поверхности камня, которая затем смачивается. Мокрый камень отторгает жирную краску, нанесенную на его поверхность, и мел ее впитывает, так что рисунок можно печатать.

1 Пленэр (фран. plein air, букв. — открытый воздух) — в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.

1 Офорт (от франц. азотная кислота) — вид гравюры, где рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение запоняется краской и оттискивается на бумагу.

1 Инверсия (от лат. перестановка) — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение.

1 Миракль (от франц. miracle, от лат. rniraculun — чудо) —жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, в основе сюжета которой «чудо», совершаемое святым или девой Марией.

1 Цит. по кн.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. — М.: Искусство, 1993. — С. 6.

 

1 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

2 Азбуковники — толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размещались в алфавитном порядке.

1 Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605—1681) церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). У реформы оказалось много противников, требовавших возврата к старым традициям, названных старообрядцами.

1 Другие названия — «нарышкинское барокко», «русское барокко». Барокко (от итал. странный, причудливый) — направление в литературе и искусстве в XVI — начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

1 Парсуна (искаженное слово «персона») — условное наименование портретной живописи XVI — XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого.

1 Знаменное пение — одноголосое пение.

2 Партесное пение — многоголосое пение.

1 Сентиментализм (от франц. чувство) — направление в литературе и искусстве в конце XVIII — начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы.

1 Дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде.

1 Эрмитаж (от франц. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—1767, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771— 1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—1852, архитектор Л. фон Кденце), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Дж. Кваренги).

1 О русском сентиментализме см. гл. 24.

1 Ампир (от фр. empire, букв. — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.

1 Оперу Даргомыжский не успел завершить: первую картину дописал Ц.А. Кюи, инструментовал оперу Н.А. Римский-Корсаков.

1 На средства К.Т. Солдатенкова построена также бесплатная больница (ныне клиническая больница им. С.П. Боткина).

1 Цит. по: Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX—XX вв. Уч. пособие. — М.: Простор, 1996. — С. 205.

1 Импрессионизм (от франц. imhression — впечатление). Сложился во французской живописи 60— 70 гг. XIX в. Подробнее см. гл. 23.

2 Модерн (от франц. moderne — новейший современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — началаXX вв.

1 Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг.

1 Супрематизм (от лат. supremus — наивысший). Разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.

 

1 Пуритане — последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII вв., выступавшие за углубление реформации.

1 Трансцендентальный (от лат. — перешагивающий, выходящий за пределы) – в данном случае отход от единой трактовки христианства.

1 Фронтир — понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель в США.

2 Пенталогия— пятитомник.

1 Аболиционизм (отмена, уничтожение) — в данном случае за отмену рабства негров в южных штатах США.

2 Тему этого памфлета Торо дал его отказ платить налоги — он выступает в защиту мирного неподчинения несправедливым законам. Памфлет оказал большое влияние даже на умы людей в XX в.

1 Небоскреб — здание настолько высокое, что кажется, что оно «скребет небо». Небоскребы начали строить в 1868 г. в США, так как цены на землю были очень высокие, а геологические показатели позволили использовать такое строительство. В Чикаго в 1883—1885 г. было построено одно из первых высоких зданий — Хауминшуренс-билдинг — десятиэтажное здание с металлическим каркасом.

1 Этатизм (от франц. etat —государство) — политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.

1 Бердяев Н.А. Новое средневековье//Вестник высшей школы, 1991. № 3—4.

1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.— М.,1992. — С.433.

2 Ленин В.И. Пот. собр. соч. Т. 32. С. 318.

3 Введением культурологию—М.: Владос, 1995. — С. 282.

1 Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества.

2 См.: Гвардини Р. Конец Нового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.

1 От франц. dadaisme, от dada — конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление, зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара — автор термина «дадаизм» и др).

2 От франц. surrealisme — сверхреализм. Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).

1 Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов (классической древности. Библии и др.).

 

1 Аллюзия — от лат. allusio — шутка, намек.

1 Врачи отмечают рост расстройства по этой причине слухового аппарата у молодых людей.

1 Атональность — отсутствие тональности, в музыке нет определенного тонального (ладового) центра.

2 Додекафония — вид композиторской техникиXX в., когда музыкальная ткань выводится из двенадцати звучных серий.

1 Во второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен.

1 От фр. maiginal, лат. margo — край, граница. Человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

1 Имажинизм (от аист. image — образ) — литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей.

 

1 А.И. Солженицын — лауреат Нобелевской премии 1970 г. В лекции на церемонии вручения премии он сказал: «Спасение человечества должно стать долгом каждого; только тогда оно возможно».

1 От греч. pragma — дело, действие. Философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

1 От лат. persona — личность. Философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью.

2 Фидеизм (от лат. fidis — вера) — религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом.

1 От греч. baptizo — погружать, крестить в воде. Баптисты не признают таинства; крещение совершают над взрослыми.

2 Отделение цветного населения от белых и поселение его в специально отведенных районах.

1 Декаданс (от фр. decadence) — упадок, вырождение, разложение культуры.

1 Сведение сложного к более простому.

2 Эскейпизм (от англ. escape — бежать, спастись) — стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

1 Направление в искусстве, отказывающееся от изображения реального.

2 Разновидность абстрактного искусства.

3 Направление, считающее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

1 От англ. pop-art, сокр. от popular art — общедоступное искусство.

Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции

Государство – это закономерный этап самостоятельного развития общества. Это результат совершенствования орудий труда, неолитической революции, роста производительности труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, классов, классового антагонизма.

Государство представляет собой универсальную, наиболее совершенную, мощную, располагающую аппаратом принуждения политическую организацию, предназначенную для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.

Государство можно определить также как политическую организацию управления обществом, состоящую из особого аппарата, осуществляющего на правовой основе общесоциальные функции.

Современное демократическое государство – орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Выделим основные признаки государства.

1. Публичная властьодин из ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Это не власть всего общества, она стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

2. Разделение населения и власти по административно-территориальному принципу.

3. Суверенитетозначает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политике, ее полноправие в определении жизни общества в пределах свей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Налогообложение составляет один из важнейших признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества.

5. Издание правовых норм. Государство не может существовать без права. право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений.

Кроме того, к признакам государства относятся единое экономическое, информационное, энергетическое пространство, национальная или многонациональная культура, менталитет, идеология, государственная символика.

Процесс познания государства следует начинать с вопроса о его возникновении.

Существуют различные теории происхождения государства.

Теологическая теория(А. Августин, Ф. Аквинский и др.) была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Государь рассматривался как помазанник божий, неподчинение ему приравнивалось к неподчинению богу. Данная теория получила широкое распространение в средние века для обоснования неограниченной власти церкви. Она подчеркивала особую роль храмов, жрецов, религиозных основ происхождения государства и права.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский и др.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является вождем всех своих подданных.

Возникновение органической теориисвязывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше (Платон, Спенсер и др.). Теория сравнивала государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Теория насилиятакже возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Представителями психологической теории,возникшей в XIX в., были
З. Фрейд, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости и пр. Сильные и волевые личности становились господствующим классом, а слабые и безвольные – угнетенным.

Теория общественного договора (естественного права)была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы,
Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Историко-материалистическая теория(К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, цели и функционирование.

Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. По вопросу сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными являются классовый и общесоциальный подходы.

Суть классового подхода состоит в том, что государство рассматривается как орудие неограниченной власти с диктатурой господствующего класса. Государство выражает волю господствующего класса и поддерживает его интересы. Это характерно для рабовладельческого, феодального, социалистического, раннего буржуазного государства.

Общесоциальный подход заключается в том, что государство выступает как надклассовое образование, инструмент сглаживания классовых, социальных противоречий, выражает интересы всего общества.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса. С ростом демократизации государства его общесоциальная сущность растет, а классовая – сужается.

Сущность государства определяется теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества, с изменением которых меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях.

В науке общей теории государства и права функции государства принято классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны. Внешние функции раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Рассмотрим внутренние функции государства.

Политическая функция заключается вобеспечении государственного суверенитета, защите конституционного строя, реализации волеизъявления народа в законодательстве и иных государственных решениях, создании необходимых и достаточных условий для становления правового государства и формирования гражданского общества и т.п.

Экономическая функция сводится к выработке экономической политики, управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собствен­ность, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию сво­бодного предпринимательства и свободы труда, пресечению недобросовестной конкуренции (монопо­лизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя и т.п.

Выполнение социальной функции гарантирует занятость трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке (инвалиды, пожилые лица, многодетные семьи, дети-сироты, беженцы, безработные и др.), нормальные условия жизни всех членов общества. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и учреждений культуры.

Экологическая функция обусловлена обязан­ностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в деятельности государ­ства. Как известно, бюджет страны и его структурных и региональных единиц практически целиком состоит из налогов и обязательных платежей. Вторая составляющая рассматриваемой функции – финансовый контроль, направленный на проверку выполнения финансовых обязательств перед государством всеми субъектами финансовых отношений; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль над законностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Функция охраны конституционного строя, защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства. В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. И если лицо не получит защиты своих прав внутри данного государства, оно может обратиться в международные органы.

Внешние функцииотражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами. В частности, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств взаимной зависимостью их друг от друга. В настоящее время получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров.

Функция обороны направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции; происходит отказ от безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете страны и благосостоянии населения. Большинство стран, в том числе и Республика Беларусь, придерживаются принципа достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требования национальной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами; сотрудничество государств, в таких областях, как борьба с организованной преступностью, в том числе с наркобизнесом, контрабандой, международным терроризмом; участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов (в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, это требует вмешательства мирового сообщества).

Функция сотрудничества по глобальным проблемам сегодня приобретает особую актуальность. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом, требующих международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф.

 








Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 834;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.198 сек.