Основные идем философии К.Маркса
В основе марксистской философии лежат представления, во-первых, о том, что материя первична по отношению к сознанию и, следовательно, все существующее есть проявление материи или ее свойств и, во-вторых, о развитии реальности (принцип развития).
Особое значение имеет разработка Марксом и Энгельсом материалистического понимания истории. В соответствии с этой концепцией, общественное бытие, то есть материальная сторона общественной жизни, определяет общественное сознание, то есть духовную сторону общественной жизни.С другой стороны, общественное сознание отражает общественное бытие, соответствует ему и вместе с тем влияет на него.
Общественное бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов
1) Общественное производство материальных и духовных благ.
2) материальное условие непосредственного существования человека, не связанное с производством (быт, семья).
Эти 2 момента Маркс объединял и называл производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа.
3) Процесс взаимодействия общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.
Ядром общественного производства является способ производства - единство двух элементов: производительных сил и производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из:
1) Человек - главная производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в производство,
2) Средства труда - производственная техника - это второй канал вливания науки в производство.
3) Предмета труда.
Производственные отношения состоят из элементов:
1) Отношение собственности на средства производства : отношение обмена, распределения и потребления. Они связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений: определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений.
2) Базис общества - рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его составляющей.
Надстройка включает в себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка - определяемый элемент.
Вершиной системы положений диалектического познания является теория "Общественно-экономических формаций" - это исторически определенный тип общества со всеми присущими ему особенностями духовной и социальной жизни, сложившийся на базе к-л способа производства.
Культура, по Марксу, есть способ связи между людьми. Отсюда вывод Маркса о том, что для каждого человека величайшим богатством "является другой человек".
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1248;