Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
(1770—1831) — нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. Выдающийся немецкий философ Гегель разработал всеобъемлющую универсальную теоретическую систему реальности. Фундаментальным понятием этой системы стал объективно существующий абсолютный дух, который живет и развивается согласно объективным законам диалектики. На определенном этапе развития абсолютный дух выпускает из себя противоположность – природу, которая порождает субъективный дух. Он проходит все ступени развития, достигая на высших ступенях своих высших уровней – искусства, религии и наивысшее – философии.
Гегель анализирует и проблему свободы. Согласно Гегелю, все историческое движение является движением в развитии идеи свободы.
Свобода должна иметь утверждающее значение, иначе она становится формальной свободой или личностной волей. Отождествляя свободу с личностной волей, люди становятся несвободными, т.к. ограничения желаний и пристрастий воспринимают за ограничение свободы.
Действительная, позитивная свобода предполагает ограничения определенного типа. Источником ограничений является разум. Таким образом, свобода в своей основе имеет разум. Единством разума и свободы является . Гегелевская концепция объективной диалектики вела к завершению какого-либо движения и развития вообще.
Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные. Содержание: любая вещь – единство количества и качества. Качество – совокупность всех свойств вещи, определяющих ее уникальную неповторимость. Количество – степень наличия качества. Любая вещь сама собою только в границах единства количества и качества. Такое единство – мера. Если количество выходит за границы меры, вещь переходит в другую вещь. 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Сущность: развивает приемственный и циклический характер развития. Любое новое возникает из старого. Это развития осуществляется в ритме не менее 2 отрицаний. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе".Он раскрывает источник развития, показывает, откуда берется движение. Содержание: все вещи стоят из множества противоположных свойств, которые вступая во взаимодействие, дают толчок движения. Специфика: свойства вступают во взаимодействие только в границах самой вещи.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1011;