И.Кант как основоположник нем. классич. фил. Теория познания Канта.
В его философии выделяют два этапа: докритический и критический. Докритический этап-развитие стихийного материализма. Занимается вопросами природы. Критический этап начинается с 1770 года.
Его учение – трансцендентальный идеализм. А основе лежит учение о «вещь в себе». Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздейст. на наши органы чувств и вызыв. ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка.ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе”. Достоверное знание - это математика и естествознание. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и объектами суждения. У К. пространство и время перестают быть формами вещей. Они становятся формами нашей чувственности. Ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Вещи сами по себе непознаваемы. Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.
Его работа «Критика чистого разума». Основные положения этой работы: 1) всякое знание начинается с опыта но не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный (доопытный характер) 2) Эмпирическое знание единично. А знание полученное априорным путем имеет необходимый всеобщий характер. 3) Доопытны только формы знания(факт, аксиома, гипотеза) Сами доопытные формы не являются вражденными. Смысл Кантовского априоризма: познающий индивид располагает сложившимися до него формами познания . Кант различает 2 вида суждения: 1) аналитические имеют поясняющий характер 2) синтетическое суждение расширяет наши знания. Любое тело протяжено - аналитическое суждение. Знания полученные опытным путем - синтетические.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1007;