Коммунистическая идея К. Маркса
Как известно, важное место в философских теориях занимает обоснование того или иного идеала общественного развития. Таким идеалом в философии Маркса стала социалистическая (коммунистическая) идея. Она возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему, а связана с целой традицией социально-философской мысли.
Социалистическая теория возникает как критика существующей цивилизации, которая в марксизме достигает ее предельного отрицания. При этом социализм (и тем более коммунизм) в представлении Маркса является не абстрактным отрицанием цивилизации, а таким, которое преодолевает ее с сохранением всего богатства достигнутого. Маркс своей теорией коммунизма выдвинул альтернативу не просто капитализму самому по себе, а всей до сих пор существующей цивилизации, которая на этапе капитализма достигает своего наивысшего расцвета. Решающую роль капитализма в развитии техногенной цивилизации Маркс не отрицал. Но история общества, подчеркивал он, всегда включает историю культуры, в центре которой духовное, нравственное развитие человеческой личности, чему капитализм объективно не способствует.
Вся предшествующая история цивилизации, по мысли Маркса, неуклонно утверждала принцип общественного разделения людей: разделение их труда, собственности, власти, национальное разделение. История цивилизации выступает как история победы разделенного или частного индивида (собственника или работника) над всеми формами первоначальной коллективности людей. При этом частное не есть синоним индивидуального. Существующая цивилизация не знает другого способа объединения людей, как их объединение в качестве частных индивидов, связанных между собою узами, не имеющими прямого отношения к их личности, индивидуальности. В этом смысле она и противостоит культуре, в которой принципом коммуникации между людьми является неповторимая самобытная личность, индивидуальность каждого человека, его свобода. В терминах социально-исторической теории Маркса различие между существующей цивилизацией и культурой выражается как различие между капитализмом в качестве высшего этапа всего цивилизованного развития и коммунизмом как культурной альтернативой этому развитию. Переход этот виделся Марксу как неизбежный в свете реализации прав человека не только на свою частную жизнь, но и на свое индивидуальное существование и развитие.
Кардинальная идея философских и социологических исследований Маркса состояла в том, что научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества ломают рамки классовых и национальных отношений, создают условия для освобождения человека. Согласно Марксу, история человечества превращается во всемирный процесс, который он обозначил как коммунизм с присущим ему производством вне наемного труда, отсутствием частной собственности в условиях свободной ассоциации свободных производителей. Труд в этом процессе превращается в средство саморазвития человека, в реализацию человеком его лучших личностных сторон, что в результате должно дать и качественно иное отношение человека к природе и другим людям.
Маркс, опираясь на историю западноевропейской культуры (что в общем-то имело ограниченный характер), попытался определить направленность развития общества. Он пришел к выводу, что общество, достигнув высокой степени своей материальной и культурной зрелости, решит проблему жизнеобеспечения и поставит во главу человека, создаст ему условия для всестороннего развития и проявления его способностей. Это будет общество «реального гуманизма».
Марксу (но не только ему) принадлежит заслуга критики в середине XIX века противоречий существующей цивилизации, ее негативных последствий для человека: социальных, духовных, культурных, экологических. Эта критика стала одной из основных тем всех философских течений XX века. Неприятие Марксом буржуазной цивилизации в качестве окончательной и единственно возможной формы человеческой жизни ставят его в один ряд с известными мыслителями прошлого и настоящего.
В последнее время многие положения марксизма подвергаются критике:
Ø утверждение первичности материи и вторичности сознания (особенно применительно к обществу, где важнейшую роль играют духовные начала);
Ø сведение личности к совокупности всех общественных отношений;
Ø учение об общественно-экономических формациях;
Ø принцип деления общества на классы и особенно обоснование классовой борьбы.
Все это еще раз доказывает, что ни одна теория, которая возникла достаточно давно, никогда не может претендовать на всю полноту истины. Не бывает так, чтобы она не опроверглась ни в одном своем положении и предвидении. Это справедливо и для марксизма.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Каковы исторические и теоретические истоки марксистской философии? 2. В чем суть подхода Маркса к проблеме отчуждения человека в обществе? 3. В чем отличие философии марксизма от предшествующего материализма? 4. Дайте характеристику основных идей марксистской философии. 5. В чем суть материалистического понимания истории? 6. Как понимается сущность человека в марксистской философии? 7. Как Вы понимаете мысль Маркса: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих»? 8. Раскройте взаимосвязь материальных и духовных факторов развития общества с позиций социальной философии марксизма. 9. Как марксизм решает вопрос о движущих силах общественного развития? 10. Раскройте содержание формационной концепции общественного развития. 11. Раскройте понимание идеала общественного развития в марксизме. 12. В чем сущность реального гуманизма с точки зрения Маркса? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир: а) Тезисы о Фейербахе; б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.; в) Немецкая идеология; г) Предисловие «К критике политической экономики». 2. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»: а) отчуждения человека; б) потребностей человека; в) духовного производства; г) материального производства. 3. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе: а) частная собственность; б) характер труда; в) социальное устройство общества; г) нравственные отношения. 4. В чем Маркс увидел источник развития общества: а) в развитии потребностей людей; б) в развитии производительных сил общества; в) в научно-техническом прогрессе; г) в противоречии субъекта и объекта. 5. Что лежит в основе формационной концепции истории: а) различие в культурных ценностях; б) способ производства; в) уровень духовного развития общества; г) тип государственного устройства. 6. По Марксу, сущность человека определяется: а) совокупностью всех общественных отношений; б) природой; в) духовностью; г) разумностью. 7. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций: а) материальные потребности людей; б) противоречие в способе материального производства; в) духовные потребности. 8. Материалистическое понимание истории есть: а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие; б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества; в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей; г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества. |
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 1968;