Не бороться прямо!
Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы. Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Д е ж е р и н говорит: «Больной будет излечен тогда только, когда вполне искренно он сможет сказать по поводу своих расстройств: "Я о них больше не думаю"».
Не бояться более врага — это и значит пренебрегать им. Мы учим в коллективе — быть индифферентным к своей речи и ко всему, что касается ее; снять свое ненужное, вредное шефство со своей речи и создать правильную пропорцию: столько же думать о речи, сколько и о ногах.
Нам следует все же подробнее разобрать эмоцию страха. Есть люди — не заики, боящиеся публичных выступлений. Всем известны заикающиеся ораторы, декламаторы, певцы, музыканты <...>. У музыканта — пианиста, скрипача — от сильного волнения, боязни, страха — дрожь в пальцах; у певца, актера — спазм в голосе и т. д. Это лишь подтверждает мысль, что между патологией и «нормой» существует множество переходов, что особенно заметно на психическом здоровье людей. Примеры — названные факты. Важно только установить, на каком именно переходе, «на какой именно версте» находится в данное время человек от настоящей патологии.
Нельзя забывать, что навязчивость возрастает — и количественно, и качественно, и по своей продолжительности — по мере усиления боязни, робости, страха. Как же преодолеваются страх, боязнь, робость? Во всяком случае не гипнозом и его волшебными заклинаниями, а спокойным, логическим размышлением и практикой побед до наступления нежелательных ощущений. Следует сосредоточиться и самостоятельно обсудить: почему я боюсь такой-то ситуации? Предупредить страх — предупредить заикание.
В обсуждении разбираемой темы обычно всплывает вопрос о развязности как противоядии от навязчивости. Так как коллектив рекомендует участникам освободиться от напряженности, развязать себя, то из этого правильно заключить: а не следует ли максимум внимания обратить на развитие смелости, храбрости и даже развязности?
Именно так!
Развязность не есть уловка, а лишь высшая степень смелости, уверенности. Храбрецы и смельчаки в коллективе способны на героические подвиги, ответственнейшие выступления и т. д., увлекая за собой других.
В заключение приведем образцы лозунгового творчества коллективистов, являющегося обычно следствием разобранной беседы. Творчество коллектива — железный фонд бодрости для всей организации. Конкурс и соревнование среди участников коллектива на лучшее убеждение, рассуждение, на большее количество и лучшее качество побед приводят к весьма хорошим результатам. Вот ряд лозунгов:
— «Я не знаю отступлений, не знаю защиты, — я знаю одно лишь наступление. Начало защиты есть уже переход в наступление!»
— «Ни обстановка, ни тема, ни аудитория, ни момент —ничто не способно оказать никакого решительно влияния на меня, на мою речь — спокойную, совершенную, образцовую!»
— «Было бы что сказать, а скажу я хорошо, плавно, уверенно».
— «Несколько лет играл я роль заики в жизни. Сейчас перехожу к другим ролям, более смелым. Жизнь коротка, надо торопиться!»
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 601;