О сучках, задоринках подозрительности
Подозрительность и скептицизм некоторых заикающихся прямо поразительны.
Рядом дневников, бодрых статеек, бесед, рассуждений коллектив старается выработать правильное отношение в подобных случаях.
Еще интереснее вопрос о запинках, о так называемых сучках и задоринках. Индивидуальная речь, которую дает своим участникам коллектив, не гарантирует от запинок с абсолютной строгостью. Да и было бы совершенно несправедливо лишать бывшего заику права на... запинку, того неписаного права, которое широко использует каждый говорящий. Мыслима ли человеческая речь без единой задоринки, спотыкания, повторений? В жизни этого не бывает. С полным правом можно было бы спросить каждого боящегося запинок: «Позвольте, а ноги вы всегда ставите правильно, не спотыкаетесь? Что было бы с движениями ног, если бы всегда о них думать!» Но заикающийся привык считать запинки, свои и чужие. Этой привычкой он обязан родным и знакомым, печальникам и скорбникам по поводу его речи. Коллективист Л. в своем выступлении на тему о запинках откровенно признался, что, слушая одного из лучших ораторов, он интересовался исключительно формальной стороной речи и насчитал в ней в течение сорока минут восемьдесят три запинки. Оратор, которого слушал наш коллективист, никогда не заикался и известен в стране как лучший трибун. Что же говорить о посредственных ораторах!
Серия бесед должна умерить подозрительность нашего коллективиста. Не думать о запинках, которые не есть заикание. Дело не в них, а в общем самочувствии. Речь не может журчать, как ручей, или шипеть, как граммофонная пластинка. Речь чересчур гладкая, без единой запинки, производит неприятное впечатление, как заученная, многократно повторенная, неискренняя. Речь должна строиться на глазах у публики, слушателя, собеседника. А строительство — импровизация — невозможно без сучков и задоринок. Не гладкая, «причесанная» речь волнует аудиторию. Речь, чтобы быть убедительной, должна исходить от взволнованного человека и производить впечатление волнующее. Апатичиый и вялый оратор никого не убедит и себя усыпит. С этим почти соглашаются, но возражают против предварительного волнения у оратора или актера. И это неверно. Одаренный оратор или актер, еще до выхода на сцену или трибуну, испытывает легкое волнение — перед мощью и красотой человеческого слова. И это относится даже к закаленным ораторам или актерам, чувствующим счастье своего дарования и ответственность вместе с тем! Так что запинки и некоторое волнение перед и во время речи, особенно в ответственных случаях, вполне законны у выздоравливающего от заикания, как они законны у всякого человека. Лучше черкать на бумаге, чем устно. И перед докладами и большими выступлениями рекомендуется тщательная подготовка с пером в руках. Но и в этом случае отдельные запинки неизбежны и вполне оправданны.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 645;