Медленная речь. Ее виды
Коллективно-психологический метод лечения заикания вовсе не упраздняет всех известных видов медленной неза-икливой речи, а лишь утверждает, что применение их в коллективе дает реальный эффект.
Разберем последовательно все виды медленной речи:
1)речь шепотная;
2) речь отраженная;
3) речь-диктовка;
4) речь тихая;
5) речь громкая;
6) речь коллективная;
7) речь-декламация;
8) речь умственная;
9) речь нараспев;
10) речь подражательная;
11) речь авторитетная.
Мы не выделяем в особый вид самый идеальный и желанный тип речи — речь выразительную, ибо элементы выразительности присущи и тихой речи, и громкой и т. д.
Может показаться, что названные виды — это и есть гимнастика речи, обычные речевые упражнения. Неверно. Гимнастику речи сторонники дидактического метода рассматривают как тренировку звукопроизношения, понимают слишком однобоко. Для нас же некоторые из перечисленных видов речи являются прямым переходом к речи обычной, естественной. Более того, человеку со здоровой речью они весьма полезны. Комбинируя виды речи, нетрудно выработать индивидуальную речь, к чему и стремится лечебный план в коллективе.
Искусство первых дней в коллективе — подсказать каждому участнику его вид речи, используя уцелевший язык его, шепотный, громкий и т. п. Нет такого больного, у которого все виды речи были бы одинаково поражены. Напротив, мы наблюдаем именно «уцелевшие языки». С них и нужно начать, будь то шепотная или громкая речь, лишь бы не обычная его заикливая речь. В таких случаях лечащийся отвлекается, занят мыслями о новом ритме речи. А когда пройдет отвлечение, останется привычка к иной речи, пусть немного искусственной: шероховатости потом сгладятся.
Если смотреть на речь отраженную, речь-диктовку, речь-декламацию, речь подражательную и речь коллективную как на временные и вспомогательные приемы, то остается шесть других речевых типов, наиболее ценных. Из них четыре весьма близки к естественной: речь громкая, речь тихая, речь нараспев, речь авторитетная; а речь шепотная, речь умственная — как предварительные к этим четырем.
Шепотная речь, следовательно, имеет два значения: и как уцелевший язык некоторых членов коллектива и как вспомогательный, «внутренний» прием других его участников.
Уместна ли в коллективе шепотная речь? Можно согласиться на нее в самых крайних случаях как на кратковременное явление. Есть ведь другие, более приемлемые для нас виды речи: певучая, тихая, громкая, авторитетная. Если громкая, особенно авторитетная речь, — дело будущего, то речь нараспев и даже тихая также не представляют затруднений почти для всякого заикающегося. Но если уж вводить шепотную речь как один из видов на несколько дней, то желательно для всей группы.
Отраженная речь, т. е. повторная речь с чужого голоса, еще меньше может претендовать на сколько-нибудь широкое применение в коллективе. Нет нужды воспитывать автоматов. Отраженная речь интересна тем, что она обычно удается в самых тяжелых случаях заикания. «С чужого голоса заикающийся легко может повторить любое слово», — замечает уже знакомый нам Блюме. Но речь нараспев не менее доступна больному. Правда, отраженная речь иногда бывает полезна как способ усвоения необходимого темпа речи. Только в этом ее значение в коллективе.
Такой же вспомогательный, временный характер имеет и речь-диктовка. Она противоположна отраженной речи, отличаясь от нее активностью: здесь человек сам говорит, даже диктует, а не повторяет произносимое другим. Мы предлагаем поочередно участникам коллектива диктовать группе знакомый отрывок или составленную тут же несложную фразу. При этом «диктовщику» предлагается ни на одну секунду не забывать, что он именно диктует, следовательно, должен произносить четко, громко, а главное, медленно, учитывая среднюю скорость письма. Опыт показал, что при такой диктовке заикание отсутствует. По просьбе плохо слышащих или просто нерасслышавших диктовщик повторяет несколько раз одну и ту же фразу совершенно свободно, даже с оттенком важности и авторитетности в голосе. Несомненно, при таком способе произношения на стороне произносителя решающее психологическое преимущество: он диктует как бы свою волю другим... его слушают, ему подчиняются, от него зависимы. Словом, элемент превосходства налицо!
Как один из приемов диктовочную речь, несомненно, можно практиковать в коллективе.
Тихая речь не представляет трудностей для многих лечащихся, тогда как громкая для них сложнее. Объясняется это тем, что тихая речь близка к шепотной, а последняя удается всем. Далее, при тихой речи не требуется больших усилий. Тихая речь интересует нас постольку, поскольку, вообще говоря, необходимо пропустить коллективистов через все виды речи, останавливаясь подольше на особо важных. Человеческая речь использует все виды речи, и нельзя лишать их и коллективистов. Тихая речь, однако, имеет тот недостаток, что она не вызывает активности, не будит инициативы, не зовет в бой.
В этом смысле громкая речь имеет для нас большую ценность. Но, вооружив нашего коллективиста надежной тихой речью, можно легче научить его постепенно повышать тон без ущерба для плавности и слитности речи. От тихой речи к громкой ведут естественные переходы. Громкая же речь воспитывает бойца, усиливает уверенность. Громкая речь помимо этого имеет и другое незаменимое преимущество: она приучает к медленности и четкости. Попробуйте в большой аудитории, и даже в общежитии, говорить громко и быстро. Это почти невозможно. Замечательным средством для работающих в коллективе является произнесение речей на большом расстоянии от слушателей: на площади, в степи, на берегу реки или моря.
Коллективная речь, помимо ее подготовительного значения, может применяться и самостоятельно в начале занятий, когда некоторые коллективисты, ввиду незнакомства и новизны, несколько стесняются друг друга. Тогда групповой вопрос и ответ (хором) себя оправдывают.
Нет нужды последовательно проводить все виды речи. Нас интересует в коллективе выработка индивидуальной речи к концу первой фазы. Как ни различна речь коллективистов, бесспорно одно: она должна быть медленной, слитной, ясной, плавной.
Умственную речь, т. е. мысленное воспроизведение чтения, разговора, весьма полезно сопровождать некоторыми слабыми движениями артикуляторных органов — губ, языка, дыхательного механизма. Умственная речь как слабое зачаточное произнесение слов предшествует не только шепотной речи, но и речи вообще. Ее значение для лечащегося — именно в возможности мыслить при помощи слов законченными редакциями фраз. Эта спокойная отделка фраз в уме, несомненно, сказывается весьма эффективно и в громкой устной речи.
Чтение имеет такое огромное значение, что в коллективе оно наряду с рассказом занимает выдающееся место. Чтение остается прекрасным средством совершенствовать свою речь на всех ступенях работы коллектива и даже по выходе из него.
Во многих случаях чтение давалось труднее устной речи. Это психологически вполне объяснимо. В устной речи заика может менять редакцию слов по своему усмотрению: важна здесь мысль, а не выбор слов. В чтении дан определенный текст, которого необходимо придерживаться строго. В устной речи, кроме того, можно делать длительные паузы перед «трудностями», подыскивая якобы нужные слова. Этим отводит глаза своим собеседникам опытный заика. В чтении этого делать нельзя. Отсюда практический вывод для работающего в коллективе: не ограничиваться устной речью, а обязательно проверить всех участников на таком важнейшем типе речи, каким является чтение.
Теперь о пении со словами. Тут действительно можно вывести всеобщий закон: при пении со словами отсутствует заикание. Пение тем и ценно для нас, что оно обладает всеми необходимыми нам свойствами: протяженностью, слитностью, ритмичностью. Меняя эти три главных особенности пения, можно постепенно приблизить его к несколько необычной, медленной, слегка напевной речи. Вопрос, следовательно, идет об ускорении ритма, о сокращении протяжности гласных звуков. Вот почему коллективное и индивидуальное словесное пение — прекрасное упражнение для голоса и речи.
Наконец, о подражании образцу и авторитетном тоне. Задача коллектива на первой фазе — не останавливаться на медленной индивидуальной речи. Ее нужно закрепить и обогатить еще одним элементом — авторитетностью и важностью тона речи. Замечено, что важный, авторитетный тон собеседника действует подавляюще на заику, усиливая заикание. Но ведь заика может перейти в наступление, пользуясь тем же оружием! Сначала это будет подражание образцу, пусть даже «врагу». Однако подражание не есть отраженная речь. Как бы ни было добросовестно подражание, оно всегда содержит в себе долю творчества, пусть незначительную. Расширив творческий элемент, получаем индивидуальную, обновленную речь с оттенком авторитетности, «солидности». С этим типом речи ассоциируются спокойствие и воля. А ничто так не нужно нашему коллективисту, как спокойствие и уверенность, решительность и энергия. Наступать, не отступая перед трудностями, — вот девиз лечащего от заикания.
Классический пример творческого подражания мы видим на сцене. Один выдающийся актер нашего времени — беспомощный заика в жизни, но изумительный оратор на сцене. Автору этих строк актер объяснил интересное явление исключительно тем, что он полностью входит в роль изображаемого им героя. «Если герой не заикается, — говорит он, — почему же я буду заикаться?!» Очевидно, роль воображения при этом громадна.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1180;