Настроение до лечения
Психология заики еще не написана. Отдельные меткие штрихи попадаются в литературе — научной и художественной. Изобразить себя с максимальной правдивостью могли бы сами заики. Поэтому весьма важны показания самих больных — в виде автобиографий, дневников, воспоминаний. Этот материал является незаменимым вкладом в общий фонд коллектива.
Одна черта поражает нас особенно в психологии заики: воинствующий протест против недостатка и... глухое примирение с ним одновременно. «Из уст больных заиканием мы часто слышим жалобы, что они готовы бы лучше потерять обе ноги или ослепнуть на оба глаза взамен возвращения речи» (проф. И.А. Сикорский). Очевидно, так говорить может заика в минуты сильного отчаяния, которые у него не так уж редки. И рядом с этим — какое-то наивное представление об особенностях своего заболевания.
Боящимся трудностей заикам надо бы напомнить героические страницы из жизни ряда выдающихся личностей. Елена Келлер — вот пример заикающимся всего мира! Своей силой воли, энергией, инициативой она затмила славу Наполеона! Слепая и глухонемая, она добилась высшего образования, совершила ряд путешествий, написала серию блестящих книг! Стоит только вдуматься, какие гигантские затруднения преодолела знаменитая американка, как высоко она подняла мощь человека в борьбе с природой. Что такое заикание в сравнении со слепотой и глухонемотой! Эти примеры можно было бы умножить. Такие замечательные — не в смысле своего заикания! — заики, как Демосфен, Демулен, Аристотель, Гегель, излечились, будучи захвачены иной страстью, иными устремлениями.
Молчание. «Паек»
Целесообразно ли молчание до лечения и в первые дни занятий? На первый взгляд молчание имеет смысл: забываются несколько старые, привычные речевые движения, уловки; ослабевают навязчивые представления; человек успокаивается, не тратя усилий на бесцельную борьбу с затруднениями в речи. Это положительные явления как будто оправдывают молчание. И однако, надо признать: молчание, особенно длительное, действует угнетающе на больного. Это — почти правило. Разумеется, лучше молчать, чем заикаться. Но надо иметь в виду, что забрасывание своей речи, ограничение индивидуального речевого опыта в такой же мере нежелательно, как забрасывание правой руки у левши. И лучшим средством следует считать установление речевого режима, своеобразного речевого «пайка» для всех членов коллектива. Посадить на речевой паек является необходимым предостережением против излишней речевой продукции, речевого возбуждения некоторых членов коллектива. Вознаграждая себя за вынужденное молчание до коллектива, они теперь, среди своих, не скупятся на слова, не обращая внимания на «брак» в их речи.
Только так можно разрешить этот вопрос в коллективе: ведь люди собираются, чтобы говорить, а не смотреть друг на друга!
Наша речь зависит, между прочим, от целого ряда выразительных движений: от осанки, походки, мимики, жеста. Мы сейчас не говорим об уловках, о речи стоя или на ходу, о гримасах и механической жестикуляции. В частности, овладеть жестом в речи — вообще большое искусство, и не об этом идет речь. Работающим в коллективе следует лишь запомнить, что от осанки, смелой и гордой, от походки, уверенной и прямой, от движений, энергичных и четких, зависит многое. Все это — спутники и союзники хорошей речи; в центре же нашего внимания — речь медленная, плавная, ритмичная. Добиваться богатой, выразительной речи со всеми ее оттенками не приходится, по крайней мере вначале. Это могло бы разбудить дремлющие сомнения в произношении того или иного звука, слова и т. д.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 607;