Упражнение 3.9. Аналогии

Цели:

-развить способности к соединению противопо­ложных идей из разных областей опыта и ис­пользовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;

-потренироваться в умении смотреть на задачу глазами товарищей по группе, быть готовым к "стереоскопичности" взгляда на проблему, решению логической задачи;

- создать проблемную и недирективную среду, спо­собствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: писчие принадлежности, фломастеры, лоскуты цветной ткани, обрывки ве­рёвки, сухие ветки деревьев и любой иной реквиз­ит.

Время: 90-120 минут.

Ход игры

Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Ис­кать, что на что похоже, пытаться использовать аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений значит актуализировать опыт, задействовать его при решении новых задач.

Можно провести своеобразный КВН креативности, в котором каждая подгруппа (4-6 человек) должна будет выполнить серию индивидуальных и коллек­тивных заданий.

Приблизительная программа может выглядеть так.

1.Тренер объясняет важность работы по расшире­нию творческого поля и роль ассоциативного мыш­ления в тренировке креативности.

2.Команда разбивается на подгруппы, выбирает капитана.

3.Первое задание: назвать команду по имени од­ного из сказочных героев, обосновать свой выбор (5 минут на размышление, 3 балла).

4.Записать на карточке одну из актуальных про­блем, которую, по вашему мнению, должна решать на своих встречах ваша тренинговая группа.

По сигналу ведущего передайте карточку с напи­санным заданием группе, сидящей слева от вас. В свою очередь получите задание, над которым вам предстоит работать, от группы, сидящей справа от вас. У вас есть 10 минут на обсуждение полученно­го задания. После этого группа или ее представитель должны будут рассказать всем присутствующим, по­чему проблема является актуальной, какие пути ре­шения вы предлагаете, каких результатов в итоге тренинга надеетесь достигнуть. (6 баллов, общее вре­мя упражнения - 15-17 минут).

5.Найти максимум свойств, качеств, объединяющих:

- солнце и электричку,

- зебру и матрац,

- осень и балет,

- мужчину и кофе,

- авторучку и ракету,

- любовь и Интернет.

Упражнение может быть как групповым, так и ин­дивидуальным. Время на размышление - 3 минуты, оценка - до 4 баллов.

6.Перефразировать следующие предложения, т.е. высказать идею другими словами, и как можно бо­лее близко к оригинальному тексту (дать максимально возможное количество вариантов!):

- Любви все возрасты покорны.

- Не было бы счастья, да несчастье помогло.

- Я так хочу, чтобы лето не кончалось!

Работа продолжается 3-6 минут, "стоимость" кон­курса - 4 балла.

7. Придумать как можно больше вариантов ис­пользования не по прямому назначению следующих предметов:

- утюг,

- пуговица,

- канцелярская скрепка,

- банан.

Время на обдумывание – 5-7минут, задание инди­видуальное или групповое, максимальный балл - 6.

8.Убедить соперника из команды слева, что:

- в холодильнике очень жарко;

- пучком ваты можно убить человека;

- есть жизнь на Марсе;

- что вы обязательно выиграете этот конкурс.

Задание идет 5 минут. Его "вес" - 4 балла.

9. Представьте, что вы стали обладателем:

- лунного камня;

- сломанной авторучки;

- отброшенного ящерицей хвоста;

- неисправного хлебоуборочного комбайна.

В течение 10 минут подумайте и дайте соперни­кам убедительное объяснение того, почему именно сейчас, именно для вас этот предмет играет критиче­ски важную роль. Что вы собираетесь с ним делать? Почему он так абсолютно необходим вам именно здесь и сейчас? Задание индивидуальное или командное, "вес" конкурса — 6 баллов.

10. Вам необходимо через 8 минут дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений:

- землетрясения;

- старта космической ракеты;

- утра в сосновом бору;

- марсианского пейзажа.

Ваше описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным.

На обдумывание дается 5 минут, максимум -5 баллов.

11. Помните сказочных персонажей — Кентавра, Тяни-Толкая?..

Вашей команде дается 20 минут, чтобы придумать своего сказочного персонажа - животного, соединя­ющего как физиологически (в строении тела, физи­ческих особенностях и возможностях), так и в свой­ствах характера характеристики нескольких других реальных живых существ. Придумайте имя вашему животному, поработайте над его внешностью, поход­кой, голосом. Через 20 минут вам придется показать продукт своего творчества на нашей импровизиро­ванной сцене. В показе могут участвовать как один человек, так и вся команда. Дерзайте! Максимальная оценка этого задания - 8 баллов.








Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 2551;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.