Шрифты и их параметры
Шрифт — это средство графической организации текстового документа.
Прежде чем приступить к описанию шрифтов, рассмотрим традиционно используемую систему измерений, поскольку параметры шрифтов и набора описываются в типографских единицах измерения.
Система измерений. Наряду с метрической системой для описания параметров текстового набора традиционно используется типографская система измерений, разработанная в 1785 г. французским типографом Дидо. В основу типографской системы был положен дюйм, во Франции равный 27,077 мм, так как метрическая система к тому времени еще не была принята. Типографская система применялась и в настоящее время все еще ограниченно применяется для описания параметров набора (размеры шрифта, форматы строк, полос и т.д.) в нормативных материалах и стандартах России.
Основной единицей типографской системы измерения является типографский пункт (п.), равный 1/п дюйма (1 п. = 0,376065 мм » « 0,376 мм). Более крупные единицы: 1 цицеро = 12 п., 1 кв. (квадрат) = = 48 п.
В США, Великобритании и некоторых других странах была принята аналогичная первой англо-американская типографская система, в основу которой также положен дюйм (inch, in), равный в Великобритании 25,4 мм, В англо-американской системе 1 пункт (пт, point, pt) & 1/72,27 дюйма ~ 0,3514 мм. Более крупной единицей является пика (пайка, pica): 1 пика = 12 пт.
Для последних лет было характерным широкое внедрение компьютерной техники, в том числе в издательско-полиграфические процессы, и поступление соответствующих программных продуктов из англоязычных стран. В указанных программных продуктах для описания параметров шрифтов и шрифтового набора используется англо-американская система.
Однако для унификации шкал и расчетов используют целочисленные соотношения: 1 пункт (пт, point, pt) = 1/72 дюйма » 0,353 мм, так называемый PostScript-пункт,
Поскольку в государственных стандартах РФ параметры книжно-журнальной продукции нормируются в типографской системе (Дидо), при пользовании такими программами следует внимательно относиться к установке параметров шрифтового набора для соблюдения существующих санитарно-гигиенических требований к набору и оформлению изданий.
Для нормативного набора с соблюдением существующих требований следует перед началом набора (верстки) установить параметры шрифта, руководствуясь вышеприведенными соотношениями.
Кроме указанных единиц измерения, в компьютерном наборе используется относительная единица — шпация, характеризующая горизонтальный размер шрифта. Круглая шпация равна кеглю шрифта или примерно ширине прописной буквы А, полукруглая шпация составляет 0,5 кегля или ширину прописной буквы N, тонкая шпация — 0,25 кегля или ширину строчной буквы t(f). Классические правила набора регламентируют нормативные отбивки в тексте в пунктах без указания на кегль шрифта. Однако для лучшего восприятия текста важны не абсолютные расстояния, а их отношение к величине символов (кеглю). Поэтому использование относительной единицы, а также шпации как элемента набора — постоянного пробела — делает отбивки пропорциональными кеглю.
Понятие и параметры шрифта. Рассматривая процесс обработки текстовой информации как область информационных технологий, шрифтом называют совокупность (систему) знаков набора, предназначенных для визуализации текстовой информации на всех этапах ее обработки.
В типографике существенным является признак, в соответствии с которым указанная совокупность знаков набора может быть названа шрифтом, а именно: рисунки символов базируются на некоторой общей для всех, единой графической основе (концепции рисунка).
Шрифт как знаковая система включает строчные или прописные буквы одного или нескольких алфавитов с относящимися к ним знаками препинания, лигатуры, логотипы, цифры, специальные символы и оформительские элементы.
Изображение шрифтового знака называют печатным очком или очком, что связано с исторической традицией именовать, таким образом, печатающий элемент литеры. Оно формируется из основных и соединительных элементов (рис. 16.5). Основными являются вертикальные штрихи, соединительными — горизонтальные, наклонные или округленные штрихи, которые у большинства шрифтов тоньше основных. Соотношение ширины са основных и — сб соединительных штрихов — контрастность К шрифта:
К= са / сб.
Расстояния с между основными штрихами называются внутрисимвольными (внутрибуквенными) просветами.
Рис. 16.5. Строение символов шрифта:
1 - основной шрих (са);
2 - соединительный штрих (сб);
3 - засечка (сериф);
4 - верхний выносной элемент;
5 - нижний выносной элемент;
6 - наплыв;
7 - внутрисимвольный (внутрибуквенный) просвет с;
8 - овал;
9 - полуовал;
10 - концевой элемент;
11 - каплевидный элемент;
12 - точка;
13 - диакритический знак;
14— свисающий элемент,
15 — линия шрифта;
16 — линия округлых букв;
17 - высота строчного символа hc;
18 - высота прописного символа hn;
19 - межсимвольное расстояние
Рисунки прописных и строчных букв могут различаться: в русском алфавите это буквы Аа, Бб, Ее, Рр, Сс, Уу, Фф. В состав шрифта входят также капительные буквы, которые имеют рисунок прописных, а размер — строчных (строго говоря, рисунок капительных символов имеет несколько отличные пропорции и размер соответственно от прописных и строчных символов). Такую разницу в рисунке можно использовать для выделений.
Иногда термином «капитель» именуют прописные символы (большая капитель), а собственно капительные символы — термином «малая капитель».
Основные штрихи большинства шрифтов заканчиваются засечками (серифами) различной толщины и формы: горизонтальными, вертикальными, односторонними, двухсторонними или каплевидными у округлых букв. Если знаки шрифта не имеют засечек, то шрифт называется рубленым.
У ряда строчных знаков имеются выносные элементы: нижние (р, у, ф, q) и верхние (б, ф, h, d), некоторые символы (щ, ц, д, ъ) имеют соответственно левые и правые выносные элементы, которые еще называют свисающими. У некоторых знаков (ë, é, ç, ř, ů, ŭ, ŗ) есть дополнительные над- или подбуквенные элементы, называемые акцентами (диакритическими знаками) и указывающие изменение произношения. Печатное очко отдельных символов состоит из двух или более отдельно расположенных графических элементов (ы, i, j, %).
По геометрии рисунка знаки шрифта можно разделить на прямоугольные (н, п), округлые (о, с) и треугольные (А, у); симметричные (н, Ф) и несимметричные (ю, щ).
Изображения всех знаков шрифта (без учета выносных элементов) расположены на одной линии, называемой линией шрифта (базовой линией).
Округлые буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных, поэтому для устранения этого впечатления их делают немногим большими, а также выводят за линию шрифта на линию округлых букв, чтобы глаз воспринимал эти буквы расположёнными на линии. Различают также верхние линии строчных и прописных, в том числе прямоугольных и округлых букв.
Другой особенностью рисунка шрифта является то, что визуальная (оптическая) середина всех букв несколько выше истинной геометрической (размерной).
Кроме этого, в шрифте используется значительное число приемов для компенсации оптических эффектов (иллюзий), связанных с восприятием геометрических форм.
В шрифтах для всех способов набора каждый знак изображается на прямоугольном поле, называемом шрифтовым полем знака (или кегельной площадкой, рис. 16.46, 16.6. 16.7). Шрифтовое поле знака больше видимого изображения букв и включает помимо изображения знака, составляющего печатное очко, боковые (левое и правое), верхнее и нижнее поля (заплечики).
Изображения всех знаков шрифта располагаются на шрифтовом поле по горизонтали на расстоянии полуапрошей, образуемых правым и левым заплечиками, соответственно от правой и левой границ шрифтового поля (рис. 16.46). По вертикали изображения символов (без учета выносных элементов) выведены на линию шрифта (линию округлых букв). Высота печатного очка, т.е. изображения знака, строчных букв hc составляет в различных шрифтах 0,39—0,47 от высоты шрифтового поля, остальное пространство занимают верхнее и нижнее поля (0,53—0,61). Размеры шрифтового поля знака по высоте к и ширине е принимают за размерные характеристики самого знака (рис. 16.6).
Высота шрифтовых полей k всех знаков данного шрифта одинакова и называется кеглем. Кегль является универсальным размерным па-
Рис. 16.6. Формирование межсимвольных пробелов |
Рис. 16.7. Формирование межстрочных пробелов
раметром для всех шрифтов и определяет высоту строки текста, набранного данным шрифтом.
Величина межстрочных пробелов определяется интерлиньяжем i. В общем случае интерлиньяж — это расстояние между линиями шрифта соседних строк: верхней и нижней (рис. 16.6, 16.7). При равенстве кегля и интерлиньяжа (k = i, рис. 16.6, строки 1,2,3) шрифтовые поля знаков соседних строк соприкасаются и межстрочные пробелы образуются за счет верхних и нижних полей. При интерлиньяже большем чем кегль (рис. 16.7, строки 5,6), шрифтовые поля знаков находятся на определенном расстоянии друг от друга и межстрочные пробелы становятся больше (увеличенный интерлиньяж iУB). При уменьшенном интерлиньяже iУМ шрифтовые поля знаков частично накладываются друг на друга, и межстрочные пробелы уменьшаются (строки 4, 5) Рисунок 16.7 дает наглядное представление о том, что следует иметь в виду под межстрочными расстояниями.
Визуальное межстрочное расстояние iMC B — это расстояние между линией шрифта верхней строки и верхней линией прямоугольных строчных букв нижней строки (именно строчные буквы составляют большинство символов строки и определяют ее визуальную высоту). Визуальное межстрочное расстояние характеризует визуальный межстрочный пробел, который воспринимается как площадь белого между соседними строками текста.
Конструктивное межстрочное расстояние iMC — высота конструктивного межстрочного пробела — технологический параметр набора, показывающий, на каком расстоянии друг от друга отстоят шрифтовые поля символов, составляющих соседние строки. При уменьшенном интерлиньяже конструктивное межстрочное расстояние может быть отрицательным.
Второй размерный параметр знака — это ширина (ширина шрифтового поля). Ширины знаков, а следовательно, их шрифтовых полей различны (для сравнения: Ж, Ш, Г, ы, а, г, l) и могут подразделяться на несколько размерных групп (в металлическом наборе до 18 групп по ширине). Ширина шрифтовых полей знаков, а также относительное расположение полей знаков в строке (в пределах одного слова) характеризуют плотность набора, определяемую межсимвольными пробелами.
Если в строке боковые границы шрифтовых полей соприкасаются (строки 1, 4, рис. 16.6, 16.7), то плотность набора считается нормальной (межсимвольные пробелы определяются только боковыми заплечиками — полуапрошами). При плотном наборе (строки 2» 5) шрифтовые поля соседних знаков частично перекрываются, при разреженном наборе (строки 3,6) — отстоят друг от друга на некотором расстоянии.
Конструктивные межсимвольные расстояния r —технологический параметр набора, показывающий, каким образом следует позиционировать шрифтовые поля символов при формировании слова (строки) относительно друг друга. При плотном наборе композиционные межсимвольные расстояния могут быть отрицательными.
Визуальные межсимвольные расстояния rВ как указывалось выше, определяются крайними, соответственно правой и левой, точками соседних символов. Однако в отличие от визуальных межстрочных расстояний межсимвольные расстояния не могут служить описанием межсимвольного пробела, поскольку восприятие пробела (площади) определяется в первую очередь рисунками соседних символов (рис. 16.8).
Апроши (фр. approche — подход, приближение) — межсимвольные пробелы в словах текста. В сложившемся употреблении термином «апрош» обозначают также межсимвольное расстояние. Апроши необходимы, чтобы изображение знаков (символов) шрифта не сливались («слипались») при наборе между собой.
Строго говоря, каждый апрош состоит из двух таких расстояний или пробегов двух соседних знаков, поэтому правильнее называть эти величины для каждого отдельного символа шрифта полу апрошами.
В каждом символе шрифта заложены определенные значения базовых полуапрошей, которые соответствуют боковым полям символа (заплечикам) — левому и правому, указанным образом, расположенным на шрифтовом поле знака. Базовые полуапроши, таким образом, являются полуапрошами символов (знаков) шрифта. Величины полуапрошей определяются индивидуально для каждого символа шрифта и закладываются в качестве параметра символа при разработке шрифта. От того, насколько качественно разработчиками шрифта определены их значения, зависит визуальное восприятие шрифта.
Слишком плотные и узкие апроши приводят к визуальному «слипанию» знаков, а слишком широкие — к тому, что каждая буква воспринимается по отдельности, И то и другое препятствует нормальному чтению. В этой связи базовые апроши (полуапроши), соответствующие нормальной плотности набора, должны создавать оптимальные межсимвольные пробелы с точки зрения визуального восприятия текста. Размеры полуапрошей символов определяются исходя из того, что площади межсимвольных пробелов должны быть визуально равномерными.
Межсимвольный пробел визуально определяется как площадь белого между символами. В зависимости от рисунка двух соседних символов, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии» межсимвольные пробелы могут, и будут восприниматься (выглядеть) различными.
Для того чтобы устранить эту особенность восприятия межсимвольных пробелов, базовые полуапроши символов шрифта различаются.
Несмотря на различия величин базовых полуапрошей, при сочетании в слове на соседних позициях определенных символов не всегда удается добиться визуального равномерного межсимвольного пробела (рис. 16.8). Для таких пар символов уменьшение соответствующих базовых полуапрошей не дает достаточного эффекта. В этом случае для достижения визуального равномерного межсимвольного пробела применяют кернинг.
аГо Ту AV
бГо Ту AV
Рис. 16.8. Кернинговыс пары символов шрифта: а — без кернинга, б — с применением кернинга
Под кернингом понимают изменение, чаше всего, уменьшение, межсимвольного расстояния для двух соседних символов слова текста. Если при нормальном наборе текста шрифтовые поля символов соприкасаются друге другом и межсимвольные расстояния определяются только величинами базовых полуапрошей, то при кернинге шрифтовые поля двух соседних символов перекрываются, и отдельные элементы их изображения располагаются частично и на шрифтовых полях друг друга. Очевидно, что кернинг для конкретных пар символов индивидуален и устанавливается таким, чтобы визуально выровнять межсимвольные пробелы в тексте.
Практика показывает, что для качественного набора необходимо использовать 300—700 кернинговых пар для различных сочетаний букв. В некоторых шрифтах кернинг используется по умолчанию, при наборе текста другими шрифтами требуется указание на кернинг.
Важной технологической особенностью текстового набора является зависимость апрошей от кегля применяемого шрифта. Чем меньше размер шрифта, тем относительно шире должны быть апроши. Поэтому при увеличении кегля шрифта требуется уменьшать базовые полуапроши для всех символов, а при уменьшении кегля — увеличивать. Это необходимо для улучшения визуального восприятия текста, чтобы слова, набранные крупным шрифтом, не выглядели слишком разреженными, а набранные мелким шрифтом — слишком плотными.
Здесь следует отметить, что исторически гарнитуры шрифтов высокого качества дизайна имели несколько отличающийся рисунок для различных кеглей. Названные «оптическими» такие вариации рисунка оптимизировали восприятие текста, набранного шрифтами специфического размера: мелкого и крупного.
Другим технологическим фактором является плотность набора. Как уже говорилось выше, при нормальной плотности набора шрифтовые поля соседних символов соприкасаются друг с другом, имеют общую боковую границу. При плотном наборе шрифтовые поля символов перекрываются и апроши уменьшаются, а при разреженном наборе с увеличенными апрошами шрифтовые поля символов отстоят друг от друга на определенном расстоянии. Равномерное изменение межсимвольных расстояний в отдельном слове или нескольких словах, строке, абзаце, фрагменте текста носит название тренинга.
Трекинг может быть заданным и одинаковым во всем тексте в зависимости от вида документа и задач, решаемых при его оформлении. Например, трекинг следует применять при наборе шрифтами достаточно крупного кегля (т.е. с уменьшенным межсимвольным расстоянием) и, наоборот, слишком мелкого (с увеличенным межсимвольным расстоянием). Кроме того, трекинг используется как оформительский прием для шрифтового выделения слова, словосочетания, предложения (а именно набор вразрядку).
Кроме того, трекинг бывает вынужденным и используется, как правило, в пределах одной строки для доведения ее до заданного формата совместно с изменением межсловных пробелов.
Классификация шрифтов. По области применения шрифты бывают:
— текстовые (предназначенные для набора больших по объему текстовых документов);
— выделительные (для смысловой акцентировки отдельных слов, фраз, фрагментов текста);
— титульные (для набора заголовков);
— акцидентные;
— специальные (содержащие специальные знаки).
Другим признаком классификации является алфавит, т.е. шрифты могут быть отнесены к какому-либо определенному алфавиту. Существуют также шрифты, которые поддерживают несколько национальных языков, а шрифты стандарта Unicode могут поддерживать практически все основные алфавиты, включая китайский, японский, корейский.
Стандартные шрифты, используемые для набора текстов, классифицируют по трем признакам: рисунку, начертанию и размерам.
Единой общепринятой классификации шрифтов по рисунку в настоящее время не существует.
В национальных стандартах, в классификациях международных организаций (например, АТурI (Association Typographique Internationale — Международная типографическая ассоциация), классификациях производителей шрифтов (корпоративные классификации), отдельных авторов шрифты классифицируются по-разному. Однако в основу самых известных классификаций положены два основных принципа: исторический и морфологический (формальный), причем историческая классификация всегда дополняется, а затем поглощается классификацией морфологической.
В общем случае по рисунку можно классифицировать шрифты по трем основным группам (рис. 16.9): шрифты с засечками (антиква, antique), шрифты без засечек (гротески, grotesque, или рубленые) и шрифты свободного стиля (декоративные, рукописные и т.п.).
Рис. 16.9. Классификация шрифтов по основным графическим признакам
Шрифты с засечками (антиквенные), serif. Засечки или серифы — горизонтальные элементы окончания основных (а иногда и соединительных) штрихов, имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т.д.
Гротески или рубленые шрифты, sans serif— это шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста.
К шрифтам свободного стиля можно отнести декоративные, рукописные, рекламные и прочие шрифты, которые нельзя отнести, к двум указанным выше группам. Они предназначены в основном для набора акцидентной продукции.
Среди более подробных классификаций отметим классификацию ф. РаrаТуре, единственную на сегодняшний день шрифтовую систему российской разработки. Согласно этой классификации (рис. 16.10) шрифты подразделяются:
— на антиквенные шрифты с засечками (антиквы):
антиква старого стиля — ренессансная (венецианская, французская, голландская, английская, современные версии),
переходная антиква,
антиква нового стиля — классицистическая,
брусковая антиква — с прямоугольными засечками (египетская, итальянская — с обратным контрастом, Кларендон — малоконтрастная),
латинская антиква;
Рис. 16.10. Классификация шрифтов по рисунку
— гротески или рубленые шрифты — без засечек:
старые гротески,
геометрические,
гуманистические,
неогротески,
шрифты с едва наметившимися засечками;
— декоративные шрифты (модерн, арт-деко, оп-арт, трафаретные,
машинописные, компьютерные (экранные), трехмерные, другие);
— рукописные и каллиграфические шрифты (ширококонечное перо, остроконечное перо, кисть, монолинейные рукописные, имитирующие почерк, другие);
— готические шрифты,
— старославянские (полуустав, устав, вязь, другие)
— экспериментальные,
— символьные (математические, фонетические, музыкальные, орнаменты, другие).
Согласно российскому стандарту шрифты в зависимости от принципов их построения и важнейших графических признаков (наличие засечек, их размер и форма, а также контрастность) делятся по рисунку на шесть основных групп (рис. 16.11) и одну дополнительную:
рубленые (рис. 16.11, а) — не имеют засечек, а основные и соединительные штрихи у них одинаковой толщины (К = 1);
с едва наметившимися засечками (рис. 16.12, б) — характеризуются тем, что основные и соединительные штрихи примерно равны по толщине (К« 1), а вертикальные штрихи имеют утолщенные концы;
медиевальные (рис. 16.11, в) — имеют умеренную контрастность (К— 2,7—3,2), короткие засечки, которые по своей форме приближаются к треугольникам;
обыкновенные (рис. 16.11, г) — контрастные шрифты (AT=3,5—9,0) с прямыми длинными тонкими засечками, расположенными перпендикулярно основным штрихам;
брусковые (рис. 16.11, д) — имеют неконтрастные или малоконтрастные штрихи, засечки, близкие по форме к прямоугольнику и соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;
новые малоконтрастные (рис. 16.12, с) — имеют длинные утолщенные засечки, соединяющиеся с основными штрихами с закруглением.
Шрифты дополнительной группы не имеют общих признаков и по характеру рисунка не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных основных групп [5].
Понятие гарнитуры. Вне зависимости от используемой классификации внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры
Рис. 16.11. Основные группы шрифтов по графическим признакам
согласно российскому стандарту
(семейства, family). Гарнитура — это совокупность шрифтов одного рисунка, различных по начертанию и размерам. Некоторые гарнитуры располагают значительным числом начертаний (более 30), другие — имеют только одно.
По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на определенные виды:
по постановке очка (slant) — на шрифты прямого (plain, normal), наклонного (oblique) и курсивного (наклонный, приближенный к рукописному, italic) начертания (рис. 16.13, а);
по насыщенности (weight, отношению толщины основных штрихов к высоте очка, т.е. к высоте изображения символа, не путать с кеглем —
высотой шрифтового поля) — на шрифты тонкого (thin), светлого (light), книжного (book), нормального (normal, regular), среднего (medium), полужирного (demibold), жирного (bold), темного (heavy) черного (black) и сверхжирного (extra bold) начертаний (рис. 16.12).
Рис. 16.12. Ряд шрифтов по насыщенности
В российском стандарте выделено три градации начертания: светлое, полужирное и жирное начертания (рис. 16.13, б).
Рис. 16.13. Классификация шрифтов по начертанию согласно российскому стандарту
Шрифты полужирного, жирного, наклонного, курсивного начертаний служат для выделения отдельных слов, предложений, текстов (т.е. для смысловой акцентировки) и называются выделительными;
по пропорциональности (width, плотности очка, т.е. по соотношению между шириной и высотой печатного очка (изображения символа) шрифты подразделяются на шрифты сверхузких (ultra extra compressed, condensed), узких (compressed, condensed, narrow), нормаль ных (normal), Широких (extended, expanded) и сверхшироких (extra;ultra extended, expanded) начертаний (рис. 16; 13, в).
Для обозначения стилевых модификаций начертаний шрифтов в прикладных программах для обработки текстовой информации также используют термины: shadow — с тенью, outline — контурный (с незалитым контуром), underline — подчеркнутый, strike thru —- перечеркнутый, condensed — сжатый (узкий, не путать с узкими по плотности очка шрифтами), extended — расширенный (широкий, не путать с широким начертанием).
Модифицированные начертания сжатое и расширенное следует использовать крайне осторожно. Это обусловлено тем, что создание таких модифицированных начертаний является по существу горизонтальным масштабированием символов шрифта, причем пропорции всех графических элементов рисунка символов также линейно изменяются. В этой связи всегда предпочтительно использование шрифта специально разработанных, а не модифицированных узких и широких начертаний, в имени (файлов) которых присутствуют термины condenced (narrow) и extended.
Экономичность шрифтов. Шрифты при обеспечении нормальной удобочитаемости должны быть наиболее емкими — экономичными.
Под емкостью шрифта понимают количество знаков, вмещающихся в строки определенного формата. Для некоторого ряда документов (энциклопедии, справочники, официально-ведомственные документы, газеты, журналы) требуется помещать в строке как можно большее количество знаков, т.е. экономичность имеет первостепенное значение.
Применение более экономичных шрифтов позволяет при том же формате вмещать в печатный лист большее количество текстовой информации, а значит, экономить бумагу.
Конечно же, большей емкостью обладают узкие шрифты, хотя всегда следует иметь в виду, что узкие шрифты обладают меньшей удобочитаемостью.
Другим приемом повышения емкости шрифта является увеличение размера строчных символов. В случае использования такого шрифта можно уменьшать кегль набора без значительной потери удобочитаемости, но с одновременным увеличением емкости.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 4295;