Зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении
Изучение распространенности и нозологических форм зубочелюстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследований используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализированной лечебной помощи.
В 20—40-х годах научные исследования в области эпидемиологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значительно большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций.
На основании статистического анализа данных эпидемиологических исследований, опубликованных в 1200 источниках отечественной литературы за период с 1947 по 1976 г., установлено, что общее число обследованных составило 466 821 человек в возрасте до 59 лет; определена средняя частота зубочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций [Хорошилкина Ф. Я. и др., 1978]. Распространенность зубочелюстных аномалий колебалась от 11,4 до 71,7%, что зависело от методического уровня исследований, профессиональной подготовки врачей, ошибок репрезентативности.
Анализ литературы по географическому признаку позволил установить, что эпидемиологические исследования проводились только на 22,2% территории СССР. Большая часть их была выполнена в РСФСР, Украинской ССР и Латвийской ССР.
Зубочелюстные аномалии в среднем встречались у 33,7% обследованных, в столицах союзных республик и крупных промышленных городах — у 37%, в период молочного прикуса—у 24%, в период сменного — у 49%, в период постоянного, в возрасте до 17 лет — у 35%. Число аномалий в период от начала формирования молочного прикуса до начала сменного увеличивалось на 25%, в период постоянного прикуса оно уменьшалось на 14%, т. е. саморегуляция зубочелюстных аномалий наблюдалась в среднем у 11% обследованных. Зубочелюстные аномалии обнаружены у сравнительно небольшого контингента обследованных подростков и взрослых. Подростки и взрослые составляют ббльшую часть населения страны, в связи с чем были необходимы детальные эпидемиологические обследования в старших возрастных группах.
Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастал уобследованных,страдавших другими стоматологическими заболеваниями (кариес,парод онтоз), и составлял в среднем 58,5, при наличии общихзаболеваний организма он увеличивался до 74,6.При обследовании 2465детей в первой группе (болевшие) с аномалиями прикусавыявлено 67,2%,а во второй (неболевшие) — 36,1% пациентов.Отрицательное влияние рахита назубочелюстную системуотражено в работе Л. В. Ильиной-Маркосян (1961).
Частотааномалий зубов, зубных рядов и прикуса примерноодинаковаНаиболее частонаблюдается нейтральныйприкус саномалиямиположения зубов (39%),глубокий (23%), дисталь-ньж (20%) имезиальный (13%).
Нарушения функцийзубочелюстной системы— жевания,речи, дыхания,закрывания ртаи глотания — встречаются у 40%больных с аномалиями прикуса. При дистальном прикусеони определяются у 69%обследованных [МалыгинЮ. М., 1970].
Для определения распространенности зубочелюстных аномалий целесообразно применять медико-географическую методику исследования, предложенную Центральным научно-исследовательским институтом стоматологии (ЦНИИС), с учетом научно-практических рекомендаций по применению метода эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий, разработанного стоматологическим отделом штаб-квартиры ВОЗ и Комиссией по эпидемиологии стоматологических болезней Международной стоматологической ассоциации (форма ВОЗ/ МСА) Эпидемиологическое изучение проводят по определенной схеме, позволяющей максимально полно и в краткой форме зарегистрировать стоматологический и ортодонтический статус. Для подготовки ортодонтической информации к машинной обработке и последующего статистического анализа введен цифровой шифр в виде колонок около каждого признака.
В карте дляэпидемиологического изучения зубочелюстныханомалий регистрируютследующую информацию:
1) паспортные и демографические данные;
2) стадию формирования зубных рядов;
3) аномалии числа, формы и величины зубов;
4) аномалии положения зубов;
5) аномалии прикуса — в области передних и боковых сегментов зубных дуг в вертикальном, дистально-мезиаль-ном и трансверсальном направлениях;
6) другие выраженные аномалии;
7) необходимость лечения и его разновидность;
8) замечания.
Для ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей от 3 до 6 лет необходимо выявлять ранние признаки аномалий. Известны следующие морфологические предпосылки, способствующие возникновению зубочелюстных аномалий- ранняя потеря молочных зубов (8,9±2,0%), аномалии уздечки верхней губы (15,5^2,5%), аномалии уздечки языка (4,2±1,4%), нестершиеся бугры молочных зубов (9,8±2,1%), отсутствие трем между молочными зубами (14,8±2,5%), наличие сагиттальной щели между резцами при нейтральном соотношении зубных рядов (у 5,2±1,5%). Нарушение функций зу-бочелюстной системы выявлено у 34,2±8,3% обследованных. Чаще других встречалось нарушение дыхания (14,1±2,4%), глотания (11,2±2,2%), реже — нарушение речи (6,8±1,7%) и жевания (2,1±1,0%) [Самохина Е. С., 1974].
По данным Т. М. Кучумовой, частота потери молочных моляров следующая: двух молочных моляров — 12,9±2,9%, трех — 12,1±2,8%, четырех - 44,6±4,3%, пяти - 10,6±2,8%, шести -9,8±2,6%, семи — 5,4±2%, восьми — 4,6±1,8%. Последствиями ранней потери молочных моляров, нарушающими формирование прикуса, являются зубоальвеолярное удлинение в области боковых зубов (28,8±3,9%), мезиальное смещение или наклон первых постоянных моляров (2б,8±3,8%), дистальный наклон коронок премоляров, недостаток для них места в зубном ряду и нарушение сроков прорезывания (преждевременное, запоздалое или ретенция зубов), повороты зачатков этих зубов по оси, снижение высоты прикуса. Наибольшее смещение зубов в сторону дефектов отмечается у детей, потерявших молочные моляры до прорезывания первых постоянных моляров на верхней челюсти (поворот моляров вокруг небного корня). Степень смещения зависит от давности потери молочных моляров.
После ранней потери молочных моляров наблюдается нарушение функций зубочелюстной системы: смещение нижней челюсти, снижение эффективности жевания, неправильное положение языка в полости рта. Вредные привычки — прокла-дывание языка между зубными рядами в области дефектов (59±4,3%), присасывание щек (13,8±2,9%) — отрицательно влияют на прорезывание премоляров, их расположение и смыкание, а также ухудшают устойчивость съемных протезов.
Установлены прямая корреляция частоты проявления дис-тального (0,77±0,16) и мезиального (0,55±0,19) прикуса с количеством рано потерянных молочных моляров и обратная зависимость для нейтрального (—0,85±0,12) прикуса [Кучу-мова Т. М., 1972].
Большинство зубочелюстных аномалий подлежит ортодон-тическому или комплексному лечению. Некоторые из них выражены настолько слабо, что не приводят к существенным функциональным и эстетическим нарушениям. Нуждаемость детского и подросткового населения в ортодонтической помощи колеблется от 35 до 42% [Владиславов А. Л., 1968; Зво-линская Р. М., ДемнерЛ.М., 1970; Малыгин Ю. М., 1971;
Снагина Н. Г., 1972; Каламкаров X. А. и др., 1973; Телебаева Г. Т, 1973; Акодис 3. М., 1974; Самохина Е. С., 1974]. У 33,6% обследованных дошкольников с правильно сформированным прикусом дистальная поверхность вторых молочных моляров находилась на одном уровне в одной вертикальной плоскости, у 66,4% имелась мезиальная ступень. Низко прикрепленная уздечка верхней губы лишь у 48,7% сочеталась с диастемой. В возрасте от 3 лет до 6,5 года 35,1% детей нуждается в ортодонтической профилактике и 12% — в ортодонтическом лечении. С возрастом процент нуждающихся в специализированном лечении возрастает. В период сменного прикуса (в 7—8 лет) нуждаемость в профилактических мероприятиях составляет 24,6%, в аппаратурном лечении — 36,9%, в период постоянного прикуса — соответственно 7 и 40%.
Выявлена нуждаемость детей в различных видах лечебно-профилактической помощи. Поданным Е. С. Самохиной (1974), она составляет: в хирургическом лечении — 10,9±2,2%, в логопедическом обучении — б,7±1,7%, в миотерапевтическом лечении — 6,2±1,7%, в помощи оториноларинголов — 9,5±2,0%, в терапевтическом стоматологическом лечении — 8,1±1,9% и в зубочелюстном протезировании — 8,9+1,8%. После ранней потери молочных моляров нуждаемость в различных видах лечения, по данным Т. М. Кучумовой, несколько иная: в протетическом — 85,2±1,8%, в ортодонтическом — 62,5±2,5%, в хирургическом — 29,6±2,3%, в миотерапевтическом — 49,3±2,5%, в логопедическом обучении — 11,2±1,6. Для устранения зубочелюстных аномалий необходимо сочетать методы лечения.
По данным Ю. М. Малыгина, определение фактической нуждаемости в ортодонтической помощи важно для решения вопроса о выборе способов медицинского обслуживания населения. В течение года ортодонт должен отработать 289—290 рабочих дней и обеспечить 3625 посещений. На его участке среди 10 000 детей — около 3000 больных с зубочелюстными аномалиями (33,7%), и каждому в течение года ортодонт может дать 1,3 посещения. За это время невозможно не только вьшечить, но и детально обследовать больного. По данным ряда авторов, средняя продолжительность лечения различных зубочелюстных Деформаций составляет 30—40 мес (2,5—3,5 года).
В настоящее время имеются сведения о средней продолжительности ортодонтического лечения (в месяцах) и объеме лечебных мероприятии (в посещениях) в зависимости от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их лечения (в баллах). Расчеты показали, что 1 ортодонт может вылечить за 1 год в среднем 130 больных, а нуждаются в лечении на его участке в среднем 2812. Становится очевидным, что при имеющемся количестве ортодонтов невозможно оказать помощь столь большому числу больных. Однако нельзя рассчитывать только на экстенсификацию, т. е. увеличение штатного количества ортодонтов. Необходимо изыскивать внутренние резервы для интенсификации ортодонтической помощи. Один из путей — внедрение участково-территориального принципа организации ортодонтической и детской стоматологической помощи, разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтической диспансеризации.
Т. И. Коваленко (1985) при обследовании взрослых от 17 до 60 лет обнаружила зубочелюстные аномалии у 30,9±1,1%. Наибольшее число больных (32,7±2,0%) было в возрасте от 21 года до 30 лет. Аномалии зубных рядов составили 53,5±2,4%, аномалии прикуса — 4б,5±2,4%. Дефекты зубных рядов отмечены у 57,1±2,0% обследованных, т. е. чаще, чем в отсутствие аномалий (42,5±1,2%; р < 0,05).
Кроме зубочелюстных аномалий, обусловленных нарушениями развития и роста тканей и органов зубочелюстной системы, наблюдаются вторичные деформации зубных дуг в результате кариозного разрушения отдельных зубов, их расшатывания при парафункциях и заболеваниях пародонта, после ранней потери, вследствие привычного смещения нижней челюсти, при заболеваниях височно-нижнечелюстных суставов, в результате травмы, хронических воспалительных процессов, онкологических заболеваний, ошибок, допускаемых при зубочелюс-тном протезировании и др.
Нарушения прикуса наиболее выражены при ослаблении организма в связи с общими нарушениями и старением.
Основные причины обращения взрослых больных с зу-бочелюстно-лицевыми аномалиями к ортодонту — это нарушения эстетики лица, смыкания губ, положения передних зубов, видимых при разговоре и улыбке, их цвета, формы, величины, затруднения при откусывании и пережевывании пищи, неприятные ощущения и боль в области десен, альвеолярного отростка, твердого неба, височно-нижнечелюстных суставов, чувство утомления в жевательных мышцах.
Расширение представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями организма требует качественно нового подхода к организации ортодонтической помощи, подготовке кадров ортодонтов (врачей и техников), среднего медицинского и вспомогательного персонала.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1172;