Этруски и становление древнеримской культуры
Этруски: религия, архитектура и скульптура. Римская религия, ее особенности. Мировоззрение римлян, своеобразие римской философии. Искусство. Политические и правовые системы Рима, уникальность республиканского управления в Риме. Период империи. Искусство Рима: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, массовые зрелища и праздники. Музыка, поэзия, роман.
История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с VII в. до н. э. по V в. н. э. Римское искусство многое взяло и переработало у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть этого пространства, там, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области смотрят на запад, в то время как в Греции Аттика и Македония — те области, в которых происходили основные события истории Греции, — обращены к востоку.
В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой — умбры, марсы, вольски, самниты. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков.
Происхождение и язык этрусков не выяснены. Уже в VIII в. до н. э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, мрачные, злобные божества подчинялись высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось очень мало.
Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты.
Интересны скульптурные портреты, связанные с заупокойным культом. Бюсты
Могильный курган этрусской знати. I тыс. до н. э.
Сцена переезда души покойного в подземный мир.
Римская монета с изображением Меркурия, бога-покровителя торговли
умершего устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов. При всей условности, скульптурные портреты передают индивидуальные черты умерших.
В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом, но традиции искусства этрусков оказали незначительное влияние на римское, большее значение для Рима приобрела греческая культура.
Религия Рима схожа с греческой. Однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами также считались Янус, Юнона и Минерва. С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников, который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских. Первое место занимают праздники Юпитера и Марса, затем идут праздники земледельческие и винодельческие, за ними — пастушеские: приносились жертвы кормилице-земле, богине плодородия Церере, богине размножения стад, божеству изобилия Юпитеру как покровителю виноделия, покровителю стад, совершались праздники в честь морских богов, в честь Тибра, в честь бога огня Вулкана, наконец, справлялся ряд домашних праздников: богини дома Весты, Пенатов, умерших и т. д.
В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью и каждого бога окружали циклом поэтических мифов, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога, они стремились узнать, как именно обращаться к этому богу, чтобы добиться его расположения к себе. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, но не отличается возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Идея, что земные преступления — это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания, была распространена и у римлян, но человеческих жертвоприношений у них не было. Подобие жертвоприношений можно проследить только на примерах казни или на войне, когда какой-нибудь великодушный человек, думая привлечь милость богов, бросался на верную смерть. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств.
У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они представляли коллегии сведущих людей, специально занятых общими богослужебными порядками, изучением способов, как лучше всего общаться с богами, понимать их волю и знамения. Эти люди истолковывали явления, наблюдавшиеся при жертвоприношении, были своего рода прорицателями. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителями точных зданий — мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры.
Гробница Цецилии Метеллы, богатой аристократки.
Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники. Боги не нуждались в художественных изображениях. Отсутствие всякого творчества в религиозной сфере послужило причиной того, что фантазия римлян развивалась плохо, поэзия и философия не сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем, удовлетворяла духовные потребности простых людей. Насколько греки остаются недосягаемым образцом всестороннего развития человеческого духа, настолько римляне велики строго самобытным развитием своего духовного уклада. Римская религия не препятствовала усвоению чужих богов.
Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Рим культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с культом упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и во всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований, и в области нравственности.
Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура. В Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей. Они занимали в Риме уже довольно видное положение. Эллинское образование стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.
В последние годы республики государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но души она уже не волновала. Наряду со стоицизмом, долго господствовавшим в римском обществе, в Риме распространилась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии. В годы наибольшего безразличия к своим богам в Риме начал распространяться неопифагоризм, религиозное построение, соединявшее в себе разрозненные элементы самых различных философских систем и смешивающее первые проблески естественнонаучных сведений с мистическими знаниями. Государство, представлявшее республику в это время, уступало место монархии.
Древнеримский гений (покровитель) местности в виде змеи
План римского дома с садом (Дом Пансы в Помпеях). I в
Цезарь, великий политический деятель, полководец, кумир народа, застал римский мир уже одряхлевшим, и возродить его не мог даже этот гениальный человек.
Образцовым для Рима было и греческое искусство. Греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Однако в римском искусстве не было той большой идеи, которая вдохновляла греческое искусство. Художники в Риме были низведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Поэтому римское искусство почти анонимно, авторы произведений архитектуры, скульптуры, живописи не известны.
.
Римские светильники.
Римская архитектура носит более утилитарный, практичный характер. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы. В культовом зодчестве использовались периптер и ротонда.
На центральной площади Рима — форуме — размещались основные общественные здания — сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна. На форуме ставились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима.
Главным величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры: Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством. Государством поощрялась мудрость управления, которую будущие сенаторы усваивали еще в детстве, когда согласно обычаю сопровождали своих отцов в сенат и слушали в нем их рассуждения.
В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).
С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. В период исполнения своих обязанностей консулы были свободны от всякой судебной ответственности, были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и главнокомандующими римской армии на войне, им принадлежала военная и гражданская власти, они набирали войска, назначали часть военных трибунов. Обладая гражданской властью, они могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц.
Римлянин в тоге (оратор).
Римская мозаика. Битва Александра Македонского с персами.
Римский всадник в боевом уборе.
Власть консулов была коллегиальной. Вопрос о предоставлении единоличной власти одному из консулов, например вопрос о командовании войсками, решался по жребию, по взаимному согласию между консулами или по решению сената. Ограниченность власти консулов заключалась в том, что один из них мог наложить вето на решения другого. По истечении года консул становился частным лицом, гражданином. Если он за время своего правления допустил злоупотребления, его можно было потом привлечь к ответственности. Любое распоряжение консула, если с ним не были согласны, можно было обжаловать в народном собрании. Такими мерами римляне ограничивали власть консулов и мешали им превращаться в единоличных правителей.
Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание (комиции). Это был коллектив всех полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права.
Все граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима.
За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц — народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат.
Исполнительная власть в Риме осуществляется магистратами. Сами магистраты должны были тратить собственные средства (еще до избрания) на угощения, подарки согражданам. Выполнение некоторых обязанностей магистрата также требовало расходов. Поэтому ими могли стать лишь богатые люди, хотя формально каждый римский гражданин мог претендовать на ту или иную должность.
Римские магистраты могли действовать в основном только коллегиально и принимать решения единогласно. В случае несогласия магистрата с решениями своего коллеги магистрату предоставлялось право запрета (вето), после чего решения считались незаконными.
Иногда фактически коллегиальность магистратур устранялась путем чередования обязанностей магистратов (например, один месяц магистрат действовал в военной области, другой месяц — в гражданской).
Римская боевая колесница.
Римский военачальник
Личность магистрата была неприкосновенной. До тех пор пока не истечет срок его полномочий, он не мог быть привлечен к ответственности. Только народ имел право предложить ему сложить свои полномочия. Магистратуры разделялись на экстраординарные и на ординарные (постоянные). Экстраординарные магистраты (диктатор, триумвиры) избирались или назначались в особых случаях, когда государству угрожала какая-либо опасность (вторжение врага, гражданская война). Только сенат мог вынести решение о назначении диктатора. Иногда центуриатные комиции имели право непосредственно назначать диктатора. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы, цензоры, народные трибуны, низшими — эдилы, квесторы.
Преторы ведали судопроизводством, управляли провинциями. Наместники провинций — префекты — заменяли консула в случае его отсутствия и командовали по поручению сената легионами.
Римская трирема (военное судно с тремя рядами весел).
Два цензора (обычно из бывших консулов) избирались центуриатными комициями на 18 месяцев один раз в 5 лет. Они производили каждые пять лет ценз: переписывали всех граждан, путем личного опроса определяли имущественное положение каждого гражданина, вносили его в соответствующий имущественный разряд и зачисляли в трибу. Цензоры сдавали с торгов на пять лет право сбора дохода с государственных имуществ и право сбора таможенных пошлин. Они отвечали за строительство общественных зданий и дорог. Им вменялось в обязанность следить за чистотой нравов римских граждан. В руках квесторов была казна. Они распоряжались финансами.
Спорные сферы влияния Карфагена и Рима.
Эдилы, считавшиеся низшими магистратами, наблюдали за порядком в городе, руководили городской стражей, следили за благоустройством, отвечали за бесперебойное снабжение продовольствием, организовывали народные зрелища и празднества.
Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, состоявший к I в. до н. э. из300 человек, принадлежавших преимущественно к нобилитету. Сенаторы назначались цензорами из числа бывших магистратов в строгом соответствии с их рангом: вначале диктаторы, затем консулы, за ними преторы и так далее. Сенат мог быть созван только высшими магистратами. Они же председательствовали на его заседаниях. Права сената были очень велики: он утверждал постановления комиций, избранных ими должностных лиц, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, наблюдал за культом. Сенат ведал военной жизнью республики: определял сроки набора воинов, контингент войска, полномочия военачальников, с целью контроля направлял своих послов магистрату, ведущему войну.
Пожалуй, самым выдающимся философом доклассического периода можно назвать Тита Лукреция Кара (предположительно 95-51 гг. до н. э.), создавшего учение о первичных элементах всего существующего, именно об атоме и пустоте, и вытекающее отсюда учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и, следовательно, о безграничности Вселенной. Лукреций рассуждает о том, что движение в мире постепенно замедляется и что приближается «вечная смерть» мира. Объясняя атомистическое происхождение мира, Лукреций говорит о развитии человеческого общества от первобытной эпохи до своего времени. Он стремится научно объяснить происхождение мира, людей, а свои мысли изложил в поэме «О природе вещей».
Римская матрона в парадном одеянии.
Знатная римлянка (Туснельда).
Римская обувь.
Большим влиянием в римском обществе пользовался Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), современник и идейный противник Цезаря. Великий римский оратор, блестящий писатель, политический деятель и философ в своем трактате «О природе богов» говорил, что обучался у известнейших учителей-греков.
Одно из величайших достижений римского искусства — римский скульптурный портрет. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеального образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели.
Скульптурный портрет периода Римской империи — это вся его жестокая история: произвол правителей, праздность знати, разочарование, скепсис, трагизм. Портрет передает характер, тонкую градацию человеческих чувств, их трезвую реалистическую оценку. Первые портреты отличаются натуралистическими подробностями, мелочностью в моделировании формы, но с течением времени натуралистичность сменяется художественным обобщением. В 1 в. до н. э. Римская республика превращается в империю. Каждый император старался ознаменовать свое правление новыми сооружениями. Так, при императоре Веспасиане и его сыне Тите был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев — Колизей, в честь того или иного императора сооружались триумфальные арки — например, арка императора Тита, сохранившаяся до нашего времени, а также колонна Траяна, воздвигнутая в Риме в честь его побед на Дунае.
При императоре Адриане (II в. н. э.) был возведен и другой знаменитый памятник римской архитектуры — Пантеон («Храм всех богов»), построенный из камня, кирпича и бетона.
Часто сооружались в Римской империи термы (общественные бани). На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.
Во времена Империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий. Он, как никто другой, остро чувствовал течение времени, краткость человеческой жизни, смертность человека. Во II в. н. э. была создана конная статуя императора Марка Аврелия-— «философа на тропе», послужившая образцом для последующих европейских конных монументов.
Римлянин в тоге.
Колонна Траяна в Риме.
Римские термы. Реконструкция.
Шлемы гладиаторов.
Что касается театра, то римляне заимствовали у греков готовые его формы, устройство и основные жанры.
В I в. до н. э. в Риме появляется первый постоянный театр, планировка которого отличалась от греческого. Театр был крытый, места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в форме полукруга. Сценическая площадка была приподнята над уровнем орхестры и превратилась собственно в сцену, оснащенную декорациями и механизмами.
В римском театре ведущим жанром была комедия, берущая свое начало от искусства бродячих актеров — гистрионов и комических представлений — ателланы. В произведениях Плавта и Теренция использовались сюжеты мифов. От римской трагедии до нашего времени дошли только пьесы философа Сенеки.
Гораздо большей популярностью в римском обществе пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах и ипподромах. Рим- ские люмпены, беднота, требовали «хлеба и зрелищ», поэтому, добиваясь расположения народа, императоры устраивали гладиаторские бои, состязания колесниц, кулачные бои, морские сражения, казни преступников и приверженцев христианской религии, бросаемых на растерзание диким зверям.
Римский Колизей (Амфитеатр Флавиев). I в.
Колизей . Разрез.
Как и все искусство древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью.
Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец-игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п. Кроме салиев, большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (римских коллегий жрецов).
В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано» — пою) — музыкальные номера речитативного характера.
Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например, певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенару, служившему при дворе Цезаря. Император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Музыкой, пением и танцами сопровождались и праздники Вакха — знаменитые вакханалии, которые позже были запрещены, так как неизменно превращались в разнузданную оргию. Даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.
Для Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. На первое место выходят впечатляющие, часто грубые зрелища, а исполнение песен, танцы или игра на флейте стояли в одном ряду с фокусами и дурачеством. Мужчины пели не только женскими, но и детскими голосами. Флейтисты и кифаристы, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы удивляли своей виртуозностью. Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие.
Римская поэзия жанрово разнообразна. Это прежде всего элегия: нравоучительная, боевая, философская и, конечно же, любовная. Во второй половине I в. до н. э. начался взлет римской литературы, подарившей миру имена трех величайших поэтов: Вергилия (около 70—18 гг. до н. э.), Горация (65-8 гг. до н. э.) и Овидия (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). Мировую славу Вергилию принесли гениальные произведения: «Буколики», «Георгики» и особенно «Энеида» — поэма, посвященная Энею, легендарному герою, почитавшемуся римлянами как основатель римского государства.
Лабарум(государственное знамя Рима, появившееся при Константине I), увенчанный монограммой Иисуса Христа. Изображение на монетах.
Арка Тита I в.
Античный римский роман продолжает развивать жанр греческого приключенческого, авантюрного романа. Однако римский роман дает картину нравов римского общества периода упадка и всеобщего разложения. Самыми знаменитыми романами являются роман Петрония «Сатирикон» и роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами, наступила новая эпоха — средневековье. Однако традиции античнои культуры не исчезли, развиваясь в новых исторических условиях.
Германские и славянские племена влились огромною волною в государства древнего мира, разрушили прежнюю общность в жизни его народов, а затем разделили исторические судьбы северного и южного берегов Средиземного моря. Этим изменением в составе народов, действующих в Европе, и перемещением исторической жизни в новые страны началась новая история, т. е. создание новой культуры.
На развалинах Древнего Рима возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, нормы правления и шедевры архитектуры.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2354;