Культура Эгейского мира: Крит и Микены
Открытие Г. Шлиманом и А. Эвансом ранней античной культуры. Светский характер искусства Крита. Кносский дворец. Живопись, ее характерные черты: мно-гоцветность, воздушность, динамичность, радостность. Своеобразие мировоззрения критян. Культура Микен: письменность, религия, искусство. Особенности искусства Микен: строгость, схематичность, порядок.
Античной (лат. антикус — древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно. Это доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. — Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли раннюю античную культуру, центром которой в III-II тыс. до н. э. был остров Крит, а чуть позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, время его существования — почти тысяча лет. Критская культура (2000—1400 гг. до н. э.) была открыта на рубеже XIX-XX вв. Ученые давно предполагали, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.
Остров Крит упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом. Критские письмена еще не расшифрованы. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства.
Критское иероглифическое письмо и линейное письмо А и Б.
В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.
На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга — рекой, с севера — морем. Он имеет сложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях, и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что
Кносский дворец. План.
Лабрис в орнаменте на потолке древнекритского сооружения.
Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра).
О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса — двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. — череп быка) — символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом «священными», рога, скорее всего, символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные «священные рсга», стоявшие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.
Колонны дворца, несущие перекрытия, выглядели необычно. Они утолщались не к основанию, а кверху, так что лежащее в основе образа колонны дерево представало как бы «растущим корнями вверх».
Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. Это указывает на жесткую подчиненность двора некоей ритуальной системе.
При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем. Продвигаясь по ней, он обнаружил Малый дворец; его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней.
Живопись была главным украшением Кносского дворца. В сохранившихся настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. Дворец украшали многочисленные вазы со священными символами, фрески и большие раскрашенные рельефы. На одном из восстановленных изображений представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна
Слоговые знаки древнекритского линейного письма.
Греческая монета с изображением лабиринта.
Изображение лабиринта на каменной табличке.
в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков — с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е. прирученных. Очень часто встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, что это жрицы, заклинательницы змей, или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.
Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезапного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала. Тронный зал Кносского дворца в западной части предназначался для этого действа. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню. Затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла). Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено.
Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Они очень хрупки и имеют такие тонкие талии, что кажется, готовы переломиться.
Строение фигур напоминает египетские: плечи, грудь, глаза даются в фас, лицо и ноги — в профиль. Однако критские художники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный силуэт с тонкой талией
,Дары критян египетскому фараону Тутмосу III. Роспись гробницы в Фивах. Новое царство.
свободно вьющийся узор, красивое сочетание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни.
В крито-микенской культуре было развито ювелирное искусство. Известны миносские ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной пасты.
Критяне были наделены страстной, трепетной, всепоглощающей любовью к живому миру: каждая травинка, цветок, мотылек или птичка казались им исполненными особого смысла. Это были не просто живые существа, но божества, священные создания. Позднее в греческих мифах о безвременно погибших красавцах Гиацинте и Нарциссе отразилась вера критян в божества-цветы, которые срывали лишь раз в году на особых ритуальных праздниках. Все боги-цветы считались земным отражением небесных богов-светил — солнца, луны или звезд.
К середине II тыс. до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили непосредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рационализму.
Что привело к столь заметным изменениям в искусстве — точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Современные исследователи критской культуры считают причиной ее гибели не землетрясение и не нашествие врагов, а обострение внутренних междоусобиц. Тем не менее она не утеряла своего значения и в эпоху возвышения Микен: художественная традиция, вся образная система микенского искусства находились под воздействием Крита.
Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. Нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение или извержение вулкана? Мнения ученых расходятся. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на греческом материке.
Микенская культура (1600-1100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на полуострове Пелопоннес.
Ахейцы — племена индоевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность — для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов. Большая часть записей касается ведения хозяйства.
Немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман прибыл сюда в 1874 г. и стал первооткрывателем микенской культуры.
В искусстве Микен также не чувствуется религиозного влияния, но, в отличие от
Крепость в Микенах. План.
критского, оно более суровое и простое. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» — верхний город. Стены Микен длиной в 900 м имеют толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа — 17,5 м, сложены из каменных глыб весом в 5—6 т. Планировка микенских дворцов-акрополей существенно отличается от принятой на Крите. Дело не только в крепостной стене и воинственном духе сооружений. Их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основу микенского дворца составляло длинное прямоугольное здание.
Микены. Укрепления и погребения.
Кладку крепостных стен не случайно назвали циклопической, она под стать гигантам-циклопам. Ворота в крепость Микен называли Львиными, так как над их пролетом располагалась плита с рельефным изображением львиц — стражей ворот. В центре города на холме располагался дворец, более простой в плане, чем дворцы на Крите. Центром дворца является мегарон — большой прямоугольный зал с очагом посередине. Вокруг мегарона группируются жилые и подсобные помещения, мегарон соединялся с ними. Мегарон послужил прообразом для греческих храмов. Росписи, сохранившиеся в Тиринфском дворце, изображают сцены охоты и битв, но характер их более схематичен и сух, композиции статичны.
Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям. Поэтому микенское искусство представляет собой в какой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом.
Циклопическая кладка стены в Микенах.
Львиные ворота- вход на акрополь в Микенах.
В царской гробнице Атрея, обнаруженной Г. Шлиманом в Микенах, сохранилось большое количество изделий из золота: золотые маски, украшения, оружие, утварь. На сосудах и золотом оружии часто способом чеканки изображались динамичные сцены охоты.
Лучше всего проникнуться духом микенского искусства позволяют изображения женщин. При сопоставлении их с кносской «Парижанкой» обнаруживается разительное отличие. Внешнего сходства, на первый взгляд, достаточно: это и нарядные платья с короткими рукавами, и пышная грудь, и тонкие талии. Но смысл образов совсем иной. Трепетность и очарование, свойственные облику «Парижанки», не находят места в микенском искусстве — неподвижные фигуры микенских женщин подобны колоннам. Их лица серьезны, без улыбки.
Вход в Микенскую гробницу.
С течением времени микенское искусство вышло из-под влияния Крита и, вырабатывая собственные приемы, достигло высокого уровня.
Микенское изобразительное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами. Ему чуждо все, что грозит неопределенностью, нестабильностью положения. Исчезают многоцветность, воздушность, разнообразие природы; искусство лишено всего случайного, как бы увиденного в «мгновение ока»: птицы, сложившей крылья, обезьяны, пробегающей по грядкам крокусов, тихо крадущейся кошки. Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях — плоских и декоративных — пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика.
Расписные вазы — один из главных видов художественного творчества Микен. Рисунок — строгий, цветы изображены схематично, их формы не переданы. Единственное, что осталось от древней критской манеры, — это несколько расплывчатая, свободная форма ваз и смело написанные орнаменты.
В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения,
Золотая погребальная маска. Микены
.
Золотая бляха. Микены.
мужчины микенской эпохи — это прежде всего охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают.
К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами. XI-IX вв. до н. э. получили название Гомеровского периода. Характерным явлением этого времени стал необычайно интересный и своеобразный геометрический стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в Гомеровский период было заложено основание материальной культуры Греции.
Троя. Раскопки Шлимана. |
Корабль. Всадник Колесницы. Роспись глиняного сосуда.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2858;