В начале ХХ в.
Фундаментальные науки. На рубеже XIX-XX вв. в развитии науки и искусства произошли перемены, которые не без основания сравнивают с качественным и даже революционным скачком. Началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мироздании.
Вслед за первой элементарной частицей - электроном (1897) были открыты протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного излучения. За первую треть ХХ в. ученые проникли в тайну строения атома и к концу 30-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Всемирно известными стали имена физиков-теоретиков М. Планка, Э. Резерфорда, Н. Бора, Дж. Чедвика, П. Дирака, П. Кюри, Э. Ферми и многих других. На основе этих открытий получила законченное объяснение периодическая система элементов Д. Менделеева, заложен фундамент научно-технической революции второй половины ХХ в.
Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения.
Физико-математические науки расширили возможности исследований и создали базу для электронно-вычислительной техники.
Были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика). Получили развитие новые фундаментальные науки междисциплинарного характера(физическая химия, биохимия, биофизика, геофизика, геохимия, электрохимия и пр.).
Больших успехов добилась микробиология в создании лекарств нового типа (пенициллин, стрептомицин и другие антибиотики, аспирин, витамины и пр.). Разработаны предохранительные прививки против целого ряда особо опасных болезней.
Развитие фундаментальных наук способствовало ускорению технического прогресса в первой половине ХХ в., характерной особенностью которого стало создание нового индустриального базиса массового производства.
Научный, технический, общественный прогресс н общественная мысль. В конце XIX - начале ХХ в. в странах Европы и Америки происходят серьезные перемены и в интеллектуальном климате, и в духовной жизни. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившийся условий жизни и вновь поставили вопрос о ее смысле.
В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания грядущих социальных бедствий. Русский поэт А. Белый писал об этом миро ощущении: (,В 1898-1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори: зори в грозе. Это было знанием рубежа..
В это переломное время одна часть философов обратилась к классическому философскому наследию Гегеля(неогегельянство), а другая - к Канту (неокантианство). В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (д. с. Мережковский, Н. А. Бердяев, с. Н. Булгаков и др.).
В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Распространяются материалистические взгляды, и в то же время усиливается оппозиция материалистического мировоззрения рационализму и позитивизму XIX в. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники «философии жизни», основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю К жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему « по ту сторону добра и зла». Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв традиционных моральных ценностей. Вместе с тем художественную интеллигенцию начала ХХ в. привлек ал а в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, несвойственных философским сочинениям.
На рубеже веков науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику проникнуть В суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым З. Фрейдом. Главное в психоанализе - это открытие бессознательного. Учение о бессознательных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на философию, историю, религиоведение, изучение культуры и искусства.
В конце XIX - начале ХХ в. в странах Европы и США получила развитие социология - наука о различных сторонах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, согласно которому развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социологии помогло преодолеть ограниченность социал-дарвинизма.
Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на утверждение духа предприимчивости, внесение рациональности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера «Протес» ганская этика и дух капитализма,. многократно переиздавалась во многих странах мира в течение всего ХХ в.
Со смутным осознанием переходного характера наступившей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности эзотерических 1 , в том числе восточных, религий.
Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины ХХ в. В первой половине ХХ в. возникают новые жанры, направления и школы в изобразительном искусстве, литературе, музыке. В развитии материальной и духовной культуры западного общества характерны два периода (1900-1914,1920-1930), которые разделены Первой мировой войной.
На рубеже XIX-XX вв. и в годы, предшествующие Первой мировой войне, в искусстве и литературе произошел поворот от традиций к новым идеям. Этот перелом в развитии иногда называли декадансом (упадком). За критикой традиционных направлений в искусстве стояли поиски новых средств художественного выражения действительности.
В 1920-1930-е гг. на искусство и литературу огромное влияние оказывали Первая мировая война, революции, социальные конфликты, кризис культуры, такие явления, как фашизм, тоталитаризм, угроза новой мировой войны. На смену прежним течениям приходят новые, в том числе и антихудожественные, течения.
Особенности развития искусства и литературы в начале ХХ в. Умонастроения начала новой эпохи нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. возникло направление - неоромантизм, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.
В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), символизм захватил и другие формы искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В России это художественное течение представляли М. Врубель, писатели и поэты Вл. С. Соловьев, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза - реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявил ось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля.
В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале ХХ в. были «Русские сезоны »в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале ХХ в. стали центрами международного обмена в искусстве. В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р. Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» - мистерий).
В начале ХХ в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства - кинематограф. Звезды кино начала века -Андре Дид, Макс Линдер, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин - приобрели мировую известность.
«Великий немой» требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм. Характерный для последней трети XIX в. импрессионизм (от французского impression - «впечатление.) пережил в начале века глубокий кризис. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн.
Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы раздвинул пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к не бугорные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше, переосмыслив в изобразительном искусстве пространство и время.
Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям модернизма, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, оно получило название авангардизм.
Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Картина Пикассо «Скрипка» является наиболее характерным примером этого художественного направления, метода и стиля.
Если кубисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник, А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку, используя технику чистых цветов.В искусстве авангарда начала века про слеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь. С картины его от разрушительного напора цивилизации. Об этом говорит картина Матисса «Танец», где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал - неба, земли и людей, трех цветов - голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний - статики, динамики и их соединения в стремительном танце. Ощущение европейской культурой своей «перезрелости», усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитиву , отразились в неоnримитивизме (П. Гоген во Франции. Н. С. Гончарова. М. Ф. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его привлекли нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному «варварскому» искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.
По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердсли многое использовал из японской графики. В свою очередь, его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.
Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Ра6индранату Тагору.
Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать «впечатление», экспрессионизм стремился выразить внутреннюю, истинную сущность предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества»).
В русле этого течения были и первые произведения австрийского писателя Ф. Кафки.
Литература критического реализма. Деятелей искусства и литературы начала ХХ столетия волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны - вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. "у многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в буржуазном обществе.
Французский писатель Р. Роллан создал серию биографических произведений. о выдающихся художниках и музыкантах - «Героические жизни». В нее вошли биографии л. Бетховена, Микеланджело, л. Н. Толстого. Многотомный роман «Жан-Кристоф» раскрывал психологию творческой личности, сложность духовной жизни и судьбы художника.
В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В анти буржуазных романах-памфлетах «Остров пингвинов», «Боги жаждут», .Восстание ангелов» он осуждал насилие, войны, в том числе и революционное насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано любовью к человеку, природе и красоте.
На рубеже двух веков произошло обновление драматургии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сделал для вывода английской драматургии из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новаторами в области драматургии выступили норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер, и русский драматург А. П. Чехов. Широкую известность в мире приобрели пьесы немецкого драматурга-неоромантика Г. Гауптмана.
Немецкий писатель Т. Манн создал в начале ХХ в. ряд крупных художественных произведений. Его роман «Вудденброки» повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На пессимистических взглядах автора сказалось влияние философии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В самой яркой из них - «Смерть В Венеции» - создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.
Английский писатель Г. Уэл.лс сочинил знаменитые научно-фантастические романы « Человек-невидимка», .Война миров» и др.
Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драuзер, Э. Синклер выступили в начале ХХ в. с рядом крупных произведений. «Спрут» Ф. Норриса, «Железная пята» Дж. Лондона, «Джунгли» Э. Синклера - наиболее примечательные образцы социальной литературы критического реализма в США.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Назовите основные открытия фундаментальных и отраслевых наук в конце XIX - начале ХХ в. Почему эти научные открытия получили характеристику "революция в естествознании? В чем их практическое значение?
2. Охарактеризуйте общественную мысль западных стран конца XIX - начала ХХ в.
3. Расскажите о новых направлениях в: а) литературе, б) музыке, в) изобразительном искусстве и архитектуре, г) театре и кино.
4. Назовите видных представителей модернизма, импрессионизма, авангардизма.
5. Перечисленные выше явления в литературе и искусстве называли декадансом. Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ.
6. Охарактеризуйте вклад России в мировую культуру конца XIX - начала ХХ в.
Литература и искусство в период
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1266;