Между двумя мировыми войнами
Особенности развития литературы и искусства в 20 – 30-е гг. 3а четверть века после Первой мировой войны в художественной культуре произошли чрезвычайные события. В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг. определяющее влияние на художественное творчество в за падном обществе оказывали первая мировая война и ее непосредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. И наконец, начавшаяся Вторая мировая война (1939-1945) наложила свою особую печать на жизнь интеллигенции всего Мира. Эмиграция писателей и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существенные изменения в художественную культуру многих стран. Художники, нашедшие убежище в США, способствовали превращению Нью-Йорка в международный художественный центр. В творчестве литераторов и художников в 20-30-е гг. особую значимость приобрели социально-политические факторы. Социальные движения вызвали к жизни во многих странах революционные течения в искусстве. Появившиеся тоталитарные режимы создавали свое обслуживающее эти системы искусство. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии определило возрастание идеализации искусства, столкновение полярных течений. К новым явлениям меж военного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и национальных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.
Для общественной и Философской , мысли 20-40-х гг. характерен дальнейший поворот к человеку и его месту в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзuстенцuалuзм - философия существования (от латинского Экзuстенцuя - «существование»). Его виднейшими представителями в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции - писатели и философы Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании - Х. Ортега и Гасет. Философия экзистенциализма выросла напочве того глубочайшего кризиса, которым было в эти годы охвачено западное общество. Экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящихлюдей того времени, помочь человеку найти свое местов мире, обрести свое «я» (свою экзотецию), преодолевотчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя, - это главная заповедь экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и другими людьми.
Ситуация личностного выбора - главная тема экзистенциональной Философии и литературы меж военных лет и периода Второй мировой войны. Большое влияние на общественную мысль и литературу оказала также философская концепция психоанализа 3. Фрейда, философияжизни французского философа А. Бергсона.
Литература. В 20-30-е гг. продолжали свою деятельность писатели старшего поколения: во Франции А. Франс и Р. Роллан, в Англии - Б. Шоу, Дж. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии - Г. Манн и Т. Манн, Г. Гауптман, в США - Т. Драйзер, э. Синклер и др. В то же время появились новые яркие таланты - французы Ф. Морише и Р. Мдю Гар, англичане Р. Олдингтон и с. Моэм, американцы э. Хемингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджеральд, немцы э. М. Ремарк и л. Фейхтвангер и др.
В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых молодых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколению). Таким поколением американская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших тогда в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Затем этот термин стало знать направление в литературе 20-х гг., отразившее протест против бесчеловечной бойни Первой мировой войны, настроения пессимизма и разочарования в социальной действительности и образе жизни. В 20-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников Первой мировой войны. В это же время были изданы крупные произведения мастеров модернистской литературы. Англо-ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс.., австриец Ф. Кафка - романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст - роман «В поисках утраченного времени», Т. Элиот - поэму «Бесплодная земля».
В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобрели писатели и художники-экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общественных перемен, кровавых событий. Апокалипсис, Страшный суд - ключевые образы поэзии экспрессионизма.
В 20-30-е гг. литература обогатилась в жанровом отношении. Обратили на себя внимание социально-психологические романы э. М. Ремарка, Ф. Мориака и др., психологические новеллы с. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие революционно-пролетарскую литературу.
Изобразительное искусство. Западноевропейские художники, представлявшие в начале века новые модернистские течения, в 20-е гг. уже стали старыми мастерами. Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не бунтари, а признанные мэтры, хотя и не создающие ничего особо необычного (кроме П. Пикассо). К модернистам постепенно приходит признание, но большинство музее веще не спешит приобретать их произведения. Время звезд ушло. Лишь ряд выдающихся писателей, художников завоевал международное признание и авторитет.
Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительного искусства, противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства ХХ в. В его произведениях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы. В 1937 г. он написал самую знаменитую свою картину - трагическую композицию «(Герника» (Герника испанский город, уничтоженный фашистскими бомбами). Выставленная в испанском павильоне Всемирной выставки 1937 г., эта картина воспринималась как символ гибели человечества, угрожающей ему со стороны фашизма.
В то же время в первые послевоенные годы отмечается подъем абстрактного искусства. После первой мировой войны инфляция духовных ценностей, постоянная ускоренная эволюция стилей и направлений, ставшая очень интенсивной во второй половине 10-х ГГ., приводит К появлению беспредметного искусства. Эволюция стиля от Сезанна к кубизму и беспредметности осуществляется как логически последовательный процесс.
В авангарде на пути к беспредметности в живописи оказывается русское искусство в лице К. Малевича, создателя супрематизма (от латинского supremis - «высший»), И его последователей. К. Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 г., но в западноевропейском искусстве есть аналогия в творчестве п. Мондриана. Эта крайняя школа модернистского искусства возникла как противоречие кубизму.
Другое русло эволюции стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению Уникального метода абстрактной живописи, основоположником которой был В. Кандинский, практически не имевший прямых по следователей. Творчество В. Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду.
Если беспредметность, оставив все компромиссы с реальностью на стадии кубизма, идет по пути решительного разрыва с конкретностью, создавая язык универсальных первоэлементов, то абстракционизм Кандинского идет от частного к общему, постепенно освобождаясь (абстрагируясь) от реальных форм. В отличие от беспредметности в абстракционизме язык не свободен от абстракций с растительными и биоморфными формами и энергиями, хотя они не напоминают 'ничего конкретного. Во второй половине 20-х гг. интерес к абстракционизму снижается. В ряде стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениям и запрету. Научно-технический прогресс положил начало формированию новых стилевых направлений в искусстве _ супрематизма, конструктивизма, рационализма. Становление конструктивизма было продолжением супрематизма К. Малевича. Конструктивизм противостоял отвлеченной философичности супрематизма Малевича, стремясь с помощью беспредметной формы найти компромисс искусства и техники. В России это направление (В. Татлин, А. Родченко, л. Лисицкий) сыграло важную роль в архитектурном искусстве, дизайне и Строительстве. В Москве с того времени осталось немало зданий, созданных в стиле конструктивизма. Проекты и эскизы русских архитекторов оказали немалое влияние на крупнейших западноевропейских зодчих Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Созданная В. Гропиусом в Германии школа «Ваухауз» (1919-1932) провозглашала единство всех искусств, отвергала традиционные различия между ремесленником и художником, стремясь создать новые связи между ремеслами, промышленностью, производством и науками, между художественным творчеством и технической творческой мыслью. Его лаборатория дизайна разрабатывала проекты для промышленности. С приходом фашистов к власти в Германии школа прекратила свое существование, но ее деятели продолжали свое творчество в эмиграции. Наряду с этим поворотом к .вещественности., а также к реализму в первые послевоенные годы почти во всех отраслях искусства и творчества просматривается характерная черта - устремленность в будущее, чаяние мирового расцвета и духовного преображения мира посредством искусства.
Кандинский мечтал о создании храма Всемирной утопии, Ле Корбюзье строил Город-сад в окрестностях Бордо во Франции.
Однако реальная жизнь не давала оснований для оптимизма. В это время расцветает и жанр антиутопии (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Ужасы Первой мировой войны, ее тяжелые последствия и в целом условия послевоенного крутого исторического излома породили в Европе движения протеста против действительности и самого искусства. В конце войны и в первые послевоенные годы на смену кубизму, футуризму и экспрессионизму приходят новые течения - дадаизм и затем сюрреализм.
Дадаизм (от бессвязного детского лепета «дада») объединил в годы войны небольшую группу швейцарских художников, занимавших агрессивную антиэстетическую позицию. Они отрицали смысл жизни, искусство как творческую деятельность. Отсюда дадаисты увлекались коллажем, фотомонтажом, сооружением механических устройств, маскарадных действий. Они отвергали идею художественного синтеза, намеренно ее пародируя. Дадаисты предлагали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни.
Это иррациональное течение вскоре сменилось новым - сюрреализмом, течением, рассматривавшим мир как нагромождение парадоксов, кошмара и социального безумия. Сюрреализм также отрицал художественный синтез, создал свою стилевую форму и идейную концепцию абсурдности бытия, которое представляется художнику в виде Пугающих кошмаров и неправдоподобно фантастических видений. Мировую известность приобрело творчество каталонца С. Дали. В 30-е гг. влияние сюрреализма распространилось за пределы Западной Европы, достигнув Латинской Америки и Японии. В 20-30-е гг. формируется международное художественное пространство, художественные направления приобретают международный характер, возрастает взаимовлияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. В странах Восточной и Южной Европы, получивших самостоятельность после Первой мировой войны, влияние абстракционизма и иррациональных течений было невелико. Определяющее воздействие на развитие искусства оказывали здесь национально-государственные идеи. В 20-30-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Изобразительное искусство, особенно в Китае и Японии, откликается на опыт творчества, накопленный европейскими школами, на разнообразные течения художественного творчества. Этот опыт создания нового искусства, соединяющего национальную художественную культуру с «новым традиционализмом» европейской живописи, заметно проявился в Японии, Китае, Индонезии. Примечательным для искусства стран Дальнего Востока в 20-е гг. стало развитие революционного политического искусства.
В нем ведущую роль играли плакат, листовка, газетный рисунок, гравюра. Оно во многом черпало художественные средства не столько из жанровых и традиционных стилей народного творчества, сколько от советской и западно европейской революционной графики.
В странах Латинской Америки уже в начале ХХ в. упрочилось так называемое «испанское» течение в изобразительном искусстве (Мексика, Колумбия, Куба, Чили), а также влияние французских художественных школ и течений (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и др.).
Эти направления не оставили заметного следа в искусстве. Крупные перемены, которые произошли в 20-е гг., были связаны с деятельностью мексиканских художников. Они
провели несколько лет в Европе и впитали новые Идеи. «Великая тройка» (Д. А. Сикейрос, д. Ривера, х. К. Ороско) создала образцы новой монументальной живописи. В своих Произведениях они стремились подчас в прямой публицистической форме наглядно объяснить социальные и исторические проблемы. Их творчество совершило переворот в художественной культуре региона.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем состояли особенности развития культуры в 20-30-е ГГ.?
2. Что вы знаете о литературе «потерянного поколения»?
З. Какие новые течения в искусстве Запада возникли в 20-30-е гг.?
4. Чем вызвано резкое столкновение различных взглядов и направлений в искусстве меж военного периода?
5. Что нового внесло искусство в промышленную эстетику и жилищное строительство в межвоенные годы?
6. Какие изменения в изобразительном искусстве произошли в 20-30-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?
7. В чем особенности официального искусства тоталитарных режимов?
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1730;