Система управления финансами на предприятии
1. Сущность, структура и основные функции культуры.
2. Материальная и духовная культура. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре.
3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.
1. Сущность, структура и основные функции культуры.
В течение многих столетий слово "культура" соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В словаре В. Даля "культура" - это образование, умственное и нравственное. Кроме того, культура - это обработка и уход, возделывание, возделка. С культурой, как видим, связывались в русском языке и умения по возделыванию, и сами результаты обработки. В переводе с латинского слово "cultura" означало "воспитание, образование, почитание, развитие, возделывание". В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. Так, в "Философском словаре" Д. Жюлиа (Франция) написано: "Культура - это социальное и интеллектуальное формирование индивида (культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает уважение к традиции)"1. Д. Жюлиа не останавливается, между прочим, на этом и пишет далее о типах культур, о цивилизованных нравах и т. п., однако его исходное определение фактически фокусируется на культуре индивида. Начиная с эпохи Возрождения "культура" все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура - это наука и искусство. С XVIII века оно уже вошло в обиход социальной мысли для анализа широкой сферы социальной реальности. В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В позднейшей марксистской литературе, например в "Философском словаре" 1980 года, эта трактовка закреплялась лишь за культурой в узком смысле слова. Культура, читаем мы здесь,- это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества; в более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.). В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина "культура" как нечто противоположное "цивилизации": культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация - нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой. Цивилизация, писал, например, О. Шпенглер (1918), "следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием... Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры"1. О. Шпенглер по существу оставлял за культурой только то, что представляло собой духовную ценность в обществе (да и эта сфера у него была еще более ограниченной).
Здесь приведены разные понимания культуры в разные эпохи развития человечества. И каждое из них справедливо в чем-то, относящемся к культуре. Действительно, культура - это и образованность, и воспитанность индивида. Культура - это (в другом случае) духовная сторона общества (наука плюс искусство). Культура представляет собой и совокупность духовных и материальных ценностей. Мы могли бы и должны отнести к культуре также обычаи, ритуалы, традиции той или иной нации. В культуру включаются также культура чувств, культура диалога. Культура - это и культура жилища, и спортивная культура, и культура здравоохранения. Культура, бесспорно, а быть может, даже преимущественно - это идеалы жизни и духовные ценности (индивида, социальной группы, общества). Сами ценности, их понимание и восприятие людьми пронизывают собой все те компоненты культуры, которые только что были отмечены. Наличие единой системы ценностей в культуре обусловливает ее историческую устойчивость и ее изменчивость в определенном направлении.
Исследователи выделяют три уровня в сложноорганизованной системе культуры: первый - это реликтовые надбиологические программы, осколки прошлых культур, которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие; второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества; и третий уровень культурных феноменов, который образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Все три уровня культура генерирует за счет внутреннего оперирования знаковыми системами.
Культура, или система культурных феноменов, выполняет ряд важных функций (о некоторых из них уже было упомянуто): цен-ностш-уманистическую (направленную на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы); информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов); нормативную (культура создает собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека); аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций; это своего рода "социальная память" общества); герменевтико-коммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации) и др.
Существуют различные типы культуры: западная и восточная культуры, национальные и профессиональные культуры, социально-групповые и индивидуальные, общегосударственные и региональные, элитарная и массовая культуры и т. п.
2. Материальная и духовная культура. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре.
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в "вещной" форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.
Понятие «цивилизация» привлекло внимание исследователей в 18 в. вместе с понятием «культура». Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) называли общество, основанное на началах разума и справедливости. Для них история человеческого общества – это история прогресса человеческого разума. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.
В целом цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
На современном этапе выделяются следующие типы цивилизации:
- западная,
- восточноевропейская,
- мусульманская,
- индийская,
- африканская,
- китайская,
- японская,
- латиноамериканская.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая едино-цельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
[1] И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764. // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204.
[2] Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 375.
[3] См. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.12. - С. 727-728.
[4] Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. - С. 411.
[5] Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
[6] Метод – это способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и средств практического и теоретического освоения действительности.
[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970. – С.107.
[8] Рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.
[9] Методология – система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
[10] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994. - С.326 .
[11] См.: Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
[12] Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. - С.252.
[13] Термин «Возрождение» впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г.
[14] Пушкин А.С.. Избранные сочинения: в 2х томах. - М.: 1980. - Т.1.– С.273-274.
[15] См.: Эддингтон А. Теория относительности. М - Л., 1934.
[16] Пушкин А.С. Телега жизни // Избранные сочинения в 2х томах. - М., 1989. – Т.1 - С.220.
[17] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М.,1989. - С.212,203.
[18] Там же. - С.201.
[19] Цит. по: Гулыга А. Гегель. - М., 1994. - С. 200.
[20] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 22.
[21] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.18. - С.181.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.544.
[23] Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.523.
[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. - С.629.
[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 581.
[26] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.22.
[27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С.20-21.
[28] См.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.-С.602.
[29] Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Г.Хакеном // Вопросы философии. – 2000. - № 3. – С.55. Все выделения в тексте ссылки — Г.Хакена.
[30] См.: Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. - 1998. - № 4.
[31] Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1929. - Т.1. - С.206.
[32] Сабуров Э. А. Взаимосвязь категорий диалектики. - М.,1987. - С.64.
[33] См.: Материалистическая диалектика как научная система: В 8 кн. - М., 1983. – Кн.I. - С. 150-151.
[34] Там же. - С.246.
[35] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.297.
[36] Отрицания отрицания закон // Философский энциклопедический словарь. - М.,1993. - С. 455.
[37] Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова// Избр. филос. произв. в 2 т.– М., 1948. – Т. 1. - С. 266.
[38] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.
[39] Там же С.177.
[40] Там же С.241.
[41] Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии // Полит. произв. - М., 1978. – С.139-140.
[42] Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. – 1992. - № 6. – С. 136-137.
[43] Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984. - С. 454-455.
[44] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3 т. - М., 1985. Т. 1. - С. 81.
[45] Более подробно характеристика процесса познания дана в следующих учебных пособиях и монографиях: Грачев В.Д. Лабиринты познания. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997; Он же . Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998; Он же. Философия ума. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
[46] Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2х томах. - М., 1972. - Т.1. - С. 261.
[47] Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом: Обзор зарубежных методик научного и технического творчества //Природа научного открытия / Отв. ред. В.С. Готт. – М., 1986. – С. 191.
[48] Парадигма(от греч. ?αραδειγμα - пример, образец) - понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.477.
[49] См.: Диалектическая логика. / Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептулина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С.274.
[50] См.: Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М., 1986. - С.176.
[51] См.: Бубер М. Я и ты //Квинтэссенция эпохи. - М., 1992. - С. 294-370.
[52] См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С.515.
[53] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 67.
[54] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. М., 1987. С. 3.
Система управления финансами на предприятии
Любой бизнес начинается с постановки трех ключевых вопросов:
1) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
2) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовыми ресурсами, являющейся одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис 1.1.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. В небольших компаниях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Вне зависимости от организационной структуры компании финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций для высшего руководства.
Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». Наиболее общее определение дано в международном учетном стандарте IAS 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление», введенном в действие в 1996 г., где под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств другой компании.
К финансовым активам относятся:
- денежные средства;
- контрактное право получить от другой компании денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
- контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально выгодных условиях;
- долевые ценные бумаги другой компании.
Правовое и нормативное обеспечение системы управления финансами на предприятии |
Информационный поток
|
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА | |||||
Организационная структура управления финансами | Кадры финансового подразделения | Финансовые инструменты | Финансовые методы | Информация финансового характера | Технические средства управления финансами |
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ | ||
Источники финансовых ресурсов | Финансовые ресурсы | Финансовые отношения |
Денежный поток
Информационный поток
Производство |
Материальный
|
Рынок |
Денежный поток
Информационный поток
Рис. 1.1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
- выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другой компании;
- обменяться финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное толкование сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствие с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Их можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.
К первой группе относятся: кредитование, судо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой.
Во вторую группу входят: финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др.
Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
Основу информационного обеспечения системы финансового управления служит любая информация финансового характера:
- бухгалтерская отчетность;
- сообщения финансовых органов;
- информация учреждений банковской системы;
- информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления – самостоятельный и весьма важный ее элемент. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты при помощи кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
Финансовые активы и инструменты не могут существовать вне финансового рынка, состоящего из валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка ссудного капитала и т.д. Так как основную роль на финансовых рынках играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам, то между ними и фирмами возникают определенные финансовые отношения.
Данные взаимоотношения подвергаются государственному регулированию, прежде всего бюджетной и денежно-кредитной политикой. В частности, в составе бюджетной политики особое место занимает налогообложение, которое проявляется в избирательной налоговой политике по отношению к различным компаниям в виде использования различных налоговых ставок, льгот, скидок и др. Элементами денежно-кредитной политики государства являются регулирование учетной ставки, валютных операций и курсов, деятельность федеральных институтов на фондовом рынке посредством эмиссий государственных ценных бумаг, лицензирования и регистрации профессиональных участников рынка, выработка соответствующего законодательства и др.
Государство также регулирует расчетные операции, где Уголовным кодексом РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Отдельные аспекты финансовой деятельности фирм, например валютные отношения, регулируются специальным законодательством, а некоторые другие, например налоговые отношения, - Налоговым кодексом РФ.
Содержание финансового менеджмента
Управление финансами любого объекта подразумевает оценку производственных и финансовых направлений его деятельности в контексте окружающей среды, поиск и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансовые расчеты со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту (государство, владельцы, инвесторы, кредиторы и др.). Исходя из этого, финансовый менеджмент как научное направление и практическая деятельность включает в себя следующие разделы:
Раздел I. Общие темы финансового менеджмента.
1.1. Финансовая деятельность компании в контексте окружающей среды.
1.2. Финансовые и коммерческие расчеты.
1.3. Финансовые инструменты, институты и рынки.
1.4. Риск и его оценка.
Раздел II. Общий финансовый анализ и планирование.
2.1. Оценка текущего финансового состояния компании.
2.2. Текущее и перспективное планирование финансово- хозяйственной деятельности.
2.3. Текущее управление финансами компании.
Раздел III. Управление активами.
3.1. Оценка инвестиционных проектов
3.2. Управление инвестиционным портфелем.
3.3. Управление оборотными активами.
Раздел IV. Управление источниками средств.
4.1. Управление собственным капиталом.
4.2. Управление заемным капиталом.
4.3. Оценка цены и структуры капитала.
Раздел V. Структура капитала и дивидендная политика.
Раздел VI. Управление финансовыми инвестициями.
6.1. Оценка положения компании на рынке капитала.
6.2. Управление портфельными инвестициями.
Раздел VII. Специальные темы финансового менеджмента.
7.1. Особенности управления финансами компании в случае изменения ее организационно-правовой формы.
7.2. Управление финансами в условиях изменения цен.
7.3. Особенности управления финансами неприбыльных организаций.
7.4. Управление финансами в условиях банкротства.
7.5. Международные аспекты финансового менеджмента.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 624;