Тема 16. Культура и цивилизация
1. Сущность, структура и основные функции культуры.
2. Материальная и духовная культура. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре.
3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.
1. Сущность, структура и основные функции культуры.
В течение многих столетий слово "культура" соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В словаре В. Даля "культура" - это образование, умственное и нравственное. Кроме того, культура - это обработка и уход, возделывание, возделка. С культурой, как видим, связывались в русском языке и умения по возделыванию, и сами результаты обработки. В переводе с латинского слово "cultura" означало "воспитание, образование, почитание, развитие, возделывание". В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. Так, в "Философском словаре" Д. Жюлиа (Франция) написано: "Культура - это социальное и интеллектуальное формирование индивида (культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает уважение к традиции)"1. Д. Жюлиа не останавливается, между прочим, на этом и пишет далее о типах культур, о цивилизованных нравах и т. п., однако его исходное определение фактически фокусируется на культуре индивида. Начиная с эпохи Возрождения "культура" все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура - это наука и искусство. С XVIII века оно уже вошло в обиход социальной мысли для анализа широкой сферы социальной реальности. В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В позднейшей марксистской литературе, например в "Философском словаре" 1980 года, эта трактовка закреплялась лишь за культурой в узком смысле слова. Культура, читаем мы здесь,- это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества; в более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.). В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина "культура" как нечто противоположное "цивилизации": культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация - нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой. Цивилизация, писал, например, О. Шпенглер (1918), "следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием... Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры"1. О. Шпенглер по существу оставлял за культурой только то, что представляло собой духовную ценность в обществе (да и эта сфера у него была еще более ограниченной).
Здесь приведены разные понимания культуры в разные эпохи развития человечества. И каждое из них справедливо в чем-то, относящемся к культуре. Действительно, культура - это и образованность, и воспитанность индивида. Культура - это (в другом случае) духовная сторона общества (наука плюс искусство). Культура представляет собой и совокупность духовных и материальных ценностей. Мы могли бы и должны отнести к культуре также обычаи, ритуалы, традиции той или иной нации. В культуру включаются также культура чувств, культура диалога. Культура - это и культура жилища, и спортивная культура, и культура здравоохранения. Культура, бесспорно, а быть может, даже преимущественно - это идеалы жизни и духовные ценности (индивида, социальной группы, общества). Сами ценности, их понимание и восприятие людьми пронизывают собой все те компоненты культуры, которые только что были отмечены. Наличие единой системы ценностей в культуре обусловливает ее историческую устойчивость и ее изменчивость в определенном направлении.
Исследователи выделяют три уровня в сложноорганизованной системе культуры: первый - это реликтовые надбиологические программы, осколки прошлых культур, которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие; второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества; и третий уровень культурных феноменов, который образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Все три уровня культура генерирует за счет внутреннего оперирования знаковыми системами.
Культура, или система культурных феноменов, выполняет ряд важных функций (о некоторых из них уже было упомянуто): цен-ностш-уманистическую (направленную на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы); информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов); нормативную (культура создает собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека); аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций; это своего рода "социальная память" общества); герменевтико-коммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации) и др.
Существуют различные типы культуры: западная и восточная культуры, национальные и профессиональные культуры, социально-групповые и индивидуальные, общегосударственные и региональные, элитарная и массовая культуры и т. п.
2. Материальная и духовная культура. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре.
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в "вещной" форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.
Понятие «цивилизация» привлекло внимание исследователей в 18 в. вместе с понятием «культура». Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) называли общество, основанное на началах разума и справедливости. Для них история человеческого общества – это история прогресса человеческого разума. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.
В целом цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
На современном этапе выделяются следующие типы цивилизации:
- западная,
- восточноевропейская,
- мусульманская,
- индийская,
- африканская,
- китайская,
- японская,
- латиноамериканская.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая едино-цельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
[1] И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764. // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204.
[2] Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 375.
[3] См. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.12. - С. 727-728.
[4] Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. - С. 411.
[5] Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
[6] Метод – это способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и средств практического и теоретического освоения действительности.
[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970. – С.107.
[8] Рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.
[9] Методология – система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
[10] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994. - С.326 .
[11] См.: Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
[12] Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. - С.252.
[13] Термин «Возрождение» впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г.
[14] Пушкин А.С.. Избранные сочинения: в 2х томах. - М.: 1980. - Т.1.– С.273-274.
[15] См.: Эддингтон А. Теория относительности. М - Л., 1934.
[16] Пушкин А.С. Телега жизни // Избранные сочинения в 2х томах. - М., 1989. – Т.1 - С.220.
[17] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М.,1989. - С.212,203.
[18] Там же. - С.201.
[19] Цит. по: Гулыга А. Гегель. - М., 1994. - С. 200.
[20] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 22.
[21] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.18. - С.181.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.544.
[23] Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.523.
[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. - С.629.
[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 581.
[26] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.22.
[27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С.20-21.
[28] См.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.-С.602.
[29] Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Г.Хакеном // Вопросы философии. – 2000. - № 3. – С.55. Все выделения в тексте ссылки — Г.Хакена.
[30] См.: Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. - 1998. - № 4.
[31] Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1929. - Т.1. - С.206.
[32] Сабуров Э. А. Взаимосвязь категорий диалектики. - М.,1987. - С.64.
[33] См.: Материалистическая диалектика как научная система: В 8 кн. - М., 1983. – Кн.I. - С. 150-151.
[34] Там же. - С.246.
[35] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.297.
[36] Отрицания отрицания закон // Философский энциклопедический словарь. - М.,1993. - С. 455.
[37] Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова// Избр. филос. произв. в 2 т.– М., 1948. – Т. 1. - С. 266.
[38] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.
[39] Там же С.177.
[40] Там же С.241.
[41] Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии // Полит. произв. - М., 1978. – С.139-140.
[42] Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. – 1992. - № 6. – С. 136-137.
[43] Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984. - С. 454-455.
[44] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3 т. - М., 1985. Т. 1. - С. 81.
[45] Более подробно характеристика процесса познания дана в следующих учебных пособиях и монографиях: Грачев В.Д. Лабиринты познания. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997; Он же . Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998; Он же. Философия ума. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
[46] Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2х томах. - М., 1972. - Т.1. - С. 261.
[47] Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом: Обзор зарубежных методик научного и технического творчества //Природа научного открытия / Отв. ред. В.С. Готт. – М., 1986. – С. 191.
[48] Парадигма(от греч. ?αραδειγμα - пример, образец) - понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.477.
[49] См.: Диалектическая логика. / Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептулина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С.274.
[50] См.: Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М., 1986. - С.176.
[51] См.: Бубер М. Я и ты //Квинтэссенция эпохи. - М., 1992. - С. 294-370.
[52] См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С.515.
[53] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 67.
[54] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. М., 1987. С. 3.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 960;