Тема 14. Общество и его структура
1. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система
2. Основные сферы жизни общества – материальная, социальная, политическая и духовная – и их характеристики.
1. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система
Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие, а учение о нем как социальная онтология.
В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности.
В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное российское общество).
Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира, культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных данным социумом.
Общество в отличие от природы есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без желаемой цели, без сознательного намерения.
Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, а это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, оказывающие мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем. В понятии общества отражаются и его объективно-материальные (экономические) факторы (П. Лафарг, А. Смит, К. Маркс и др.), и духовные параметры (С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, О. Шпенглер и др.), и субъективно-личностные измерения ( З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.).
Общество представляет собой сложно организованную социальную систему (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное единство.
Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями как Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин, Парсонс и др. В конце 60-х- начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как сложноорганизованной, целенаправленной социальной целостной системе, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами.
1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая система индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, массы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода системы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3. Важнейшей частью общества является его самодостаточность, т. е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество как самодостаточная социальная система – это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество, а изменившись, начинает формировать людей «под себя», т. е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.
4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Безусловно, главным действующим лицом и дирижером выбора варианта развития является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом универсальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. В связи с этим в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.
6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Это вовсе не означает, что в обществе не могут строиться модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в самых различных ее областях – вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт.
7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.
2. Основные сферы жизни общества – материальная, социальная, политическая и духовная – и их характеристики.
Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем (подструктур) социума.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, выделяются следующие подструктуры.
Первая подструктура – социально-этническая, связана с биологической природой и включает в себя: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов; народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми, с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; нация как такая общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Вторая подструктура – социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Третья подструктура – социально-пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношение людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).
Четвертая подструктура – социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактующая классы как группы людей, отличающихся как по месту в исторически определенной системе общественного производства, так и по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.
Пятая подструктура – профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.
Некоторые исследователи, кроме перечисленных, в качестве подструктуры социальной системы выделяют социализирующие институты – семья, школа и др., которые обеспечивают сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.
При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации (от лат. Stratum – слой, facio – делаю), которая в целом не противоречит учению о классовой структуре общества.
В последнее время в мировой литературе понятие «классы» занимает столь же прочное место, как и понятие «страты», и оба они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях, в том числе и при исследовании социальных противоречий и конфликтов.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 716;