Лекция 4: Английская классическая политэкономия
1. Условие возникновения, предмет и метод экономического учения Адама Смита
В Англии XVIII в. был периодом быстрого развития капитализма. Важнейшими источниками накопления капитала по-прежнему были колониальное ограбление, внешняя торговля и правительственные займы. Капиталы вкладывались в промышленность и сельское хозяйство. Создавались крупные централизованные мануфактуры и капиталистические сельскохозяйственные фермы. Продолжается процесс обезземеливания крестьян. К середине XVIII в. в Англии фактически исчез класс крестьян-собственников. В начале столетия Англия была еще аграрной страной, но значение промышленности в ее экономике возрастало с каждым десятилетием. Англия превратилась в индустриально-аграрную страну. Быстро росло число мануфактур, и увеличивалась численность рабочих. Но многие из них имели еще клочок земли, примитивные орудия производства и мечтали стать самостоятельными хозяевами.
Несмотря на быстрый рост мануфактур, они не удовлетворяли растущего спроса внутреннего и внешнего рынка. К середине XVIII в. в Англии раньше, чем в других странах, сложились технические и экономические предпосылки для перехода от мануфактуры к фабрике. Страна стояла на пороге промышленной революции.
Англия в XVIII в. значительно опережала в своем развитии другие страны. Ее промышленные товары находили широкий сбыт на рынках других стран. В то же время, система протекционизма, а также цеховые регламенты и законы, регулирующие хозяйственную жизнь, изжили себя. Промышленная буржуазия выступает с требованиями свободы предпринимательства, скорейшей ликвидации пережитков феодализма.
В результате сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Главным представителем английской классической политэкономии в то время по праву считается А. Смит.
Адам Смит родился 5 июня 1723 года в шотландском городе Кирколди в семье таможенного чиновника. В 14 лет он поступил в университет Глазго и продолжил свое образование в Оксфорде, где преподавал некоторое время после окончания университета. В 1748 году А. Смит возвращается в Шотландию и читает публичные лекции в Эдинбурге по английской литературе и политической экономии. С 1751 года он занимает должность профессора нравственной философии в Глазговском университете и преподает до 1764 года. В 1759 году вышла в свет его первая большая работа «Теория нравственных чувств», посвященная философским вопросам этики и заложившая основы известности А.Смита как философа. С 1764 А.Смит путешествует по Франции и Швейцарии в качестве воспитателя молодого аристократа.
Для А. Смита материальная выгода этой должности (800 фунтов стерлингов) была значительно выше той, какую представлял профессорский гонорар. Путешествие продолжалось с 1764 по 1766 год. А. Смит провел полтора года в Тулузе, два месяца в Женеве, где он встретил Вольтера, и десять месяцев в Париже. Он завязал знакомство с физиократами (в основном с Тюрго) и с энциклопедистами. В Тулузе он начал писать книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». По возвращению в Шотландию А. Смит поселился в 1767 году в Кирколди и посвятил себя исключительно этой работе. В 1773 году работа была почти закончена, но А. Смит отправился в Лондон, и только по истечении трех лет, в 1776 г., работа, наконец, появилась в свет и упрочила и без того уже широкую известность своего автора. В январе 1778 г., А. Смит был назначен комиссаром таможни в Эдинбурге. На этом посту он оставался до своей смерти, наступившей в 1790 году.
Главное сочинение А. Смита состоит из пяти книг. В первых, двух книгах изложены основы его теоретической системы, в которой завершены и обобщены многие идеи английских и французских экономистов предыдущего столетия.
В первой книге содержится, по существу, анализ стоимости и доходов, которые А. Смит рассматривает в формах прибыли, земельной ренты и заработной платы.
Вторая книга носит заглавие «О природе капитала, его накоплении и применении». Остальные три книги представляют собой приложение теории А. Смита к истории и к экономической политике.
В небольшой третьей книге речь идет о развитии экономики Европы в эпоху феодализма и становления капитализма.
Обширная четвертая книга - это история и критика политической экономии ( восемь глав посвящены меркантилизму, одна - физиократам).
Самая большая по объему, пятая книга посвящена государственным финансам. Именно в последних трех книгах в гуще конкретногоматериала можно найти самые характерные высказывания Смита по конкретным экономическим проблемам. В «Богатстве народов» можно вычитать массу любопытных вещей о колониях и университетах, военном деле и банках, серебряных рудниках и контрабанде и о многом другом. С современной точки зрения, многое из этого едва ли имеет прямое отношение к экономической теории. Но для А. Смита политическая экономия и была именно такой, почти всеобъемлющей наукой об обществе и его экономической системе.
Основной метод исследования в его политической экономии — это метод логической абстракции. А. Смит считал, что, выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Адам Смит пытался построить свою систему - модель экономического мира, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость. Далее он анализировал доходы основных классов. Его многочисленные отступления и описания можно в этом смысле рассматривать как фактические иллюстрации, имеющие определенные доказательность и ценность.
Однако, описательство, поверхностные представления часто захватывали А. Смита, и он оставлял свой аналитический подход. Эта двойственность была объективно обусловлена эпохой и местом А. Смита в науке, как основателя классической политической экономии.
Для Смита политическая экономия, прежде всего, - это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли и сознания людей, законы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ в данном обществе.
Формулируя во введении тематику двух первых книг своего исследования, А. Смит, по существу, излагает здесь свое понимание политической экономии и рассматривает в них причины роста производительности общественного труда, естественный порядок распределения продукта между различными классами и группами людей в обществе, природу капитала и способы постепенного накопления капитала.
Это позитивный, аналитический подход к экономической структуре общества. Изучается то, что есть в действительности, как и почему эта действительность развивается. Адам Смит видит в политической экономии, прежде всего, анализ социальных проблем, отношений между классами общества.
Но есть и другая сторона. По мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а также, обеспечить ему возможность добывать себе их...». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил. Это - нормативный, практический подход. Адам Смит, со свойственной ему многогранностью, очень органично соединял оба подхода к исследованию.
2. Проблемы разделения труда, обмена, стоимости и дохо-
дов в учении А. Смита
Адам Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста производительности общественного труда. Само изобретение и совершенствование орудий и машин он связывает с разделением труда. А. Смит приводит свой знаменитый пример с булавочной мануфактурой, где специализация рабочих и разделение операций между ними позволяет во много раз увеличить производство.
« Я видел маленькую фабрику такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами, они могли, при старании, производить около 12 фунтов булавок в день. Фунт — это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день... Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга ... они бы не сделали и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной» - пишет А. Смит.
Как сделать, чтобы разделение труда широко распространилось? А. Смит считает наиболее важным метод, описанный им в рассказе о фабрике булавок. Ключ ко всему - машины. Разделение труда — и, следовательно, производительность труда — увеличивается, когда в работе участвует машина. Таким образом, каждая расширяющаяся фирма, естественно, должна вводить все больше машин, чтобы улучшить производительность своих рабочих. Тем самым рыночная система становится огромной силой для накопления капитала, в основном в виде машинного парка и оборудования. Разделение труда занимает ключевое место в экономической системе А. Смита. Основополагающее значение этого элемента А. Смит мотивировал, во - первых, тем, что разделение труда является причиной, стимулирующей производительность. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами:
• увеличением ловкости каждого отдельного рабочего;
• сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому;
• стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.
А. Смит говорит, что «богатство» общества, т.е. объем производства и потребления продуктов, зависит от двух факторов: доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда. Несравненно большее значение имеет второй фактор. Производительность труда определяется разделением труда. Действительно, на мануфактурной стадии развитие капитализма, когда машины еще были редкостью, и преобладал ручной труд, именно разделение труда было главным фактором роста его производительности.
Разделение труда бывает двоякого рода. Рабочие, занятые на одной мануфактуре, специализируются на разных операциях и совместно производят готовый труд, к примеру, те же булавки. Это один вид. Совсем другой вид – это разделение труда в обществе, между отдельными предприятиями и отраслями. А. Смит смешивал оба эти вида разделения труда.
С первых же строк своей книги А. Смит отмечает истинный источник богатства - это деятельность человека, которой ежегодно
создается масса потребляемых им благ. Естественные силы природы без человеческой деятельности оставались бы бесплодными и бесполезными. Из этой мысли он сразу делает необходимые выводы: 1) Поскольку богатство порождается трудом вообще, а не только землей, постольку производительным будет не труд одного какого-либо класса, а труд всех классов, всей нации в целом. Созданное в стране за год богатство является продуктом совокупного труда всех трудящихся.
2) Богатство исходит из их сотрудничества и кооперации.
Общество представляется А. Смита огромной мастерской, где одновременно происходит соревнование между различными родами труда над созданием общего богатства.
Разделение труда - это такое учреждение, с помощью которого легко и просто осуществляется сотрудничество людей в создании национального продукта. Адам Смит считает, что разделение труда, устанавливая сотрудничество всех, для удовлетворения потребностей каждого отдельного лица, является истинным источником прогресса и благосостояния.
Благодаря разделению труда и обмену человеку удается в сотни раз увеличить свою производительность и свое благосостояние, а прогресс национального богатства состоит не только в росте одного чистого продукта, но, и в увеличении всей массы отдаваемых в распоряжение потребителя предметов. Практический вывод, вытекающий из этой концепции таков - налог нельзя возлагать на один класс, как это хотели физиократы. Его следует раскладывать на всех одинаково, т.е. единому налогу А. Смит противопоставляет налог множественный, падающий на все источники дохода: и на труд, и на капитал, и на землю
Картина современного А. Смиту общества представляется ему как самопроизвольная деятельность тысяч и миллионов индивидов, каждый из которых занят своим собственным делом, не заботится о других и даже не подозревает о социальных последствиях этих разрозненных актов. Разделение труда, по А. Смиту, есть следствие общего человеческой природе инстинкта обмена. Этот инстинкт -врожденное человеческое качество. Развивается он самопроизвольно под влиянием одновременного действия личного интереса всех и каждого.
Деньги, по А. Смиту, также созданы коллективным инстинктом для развития обмена. После разделения труда и изобретения денег, источником обогащения нации, по А. Смиту, является рост капитала. Если капитал действительно накапливается, то это происходит вследствие одновременных и конкурирующих действий тысяч индивидов, которые из желания улучшить свое положение стремятся к сбережению, и производительному, использованию своих сбережений.
Каждому, помышляющему лишь об улучшении своего положения, а вовсе не о других людях, противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией. В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены, предложенные конкурентами.
При такой конкуренции, говорит А. Смит, производитель, который попытается запросить больше, чем другие аналогичные производители, не сможет найти покупателя. Не сумеет найти работы тот, кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы. А хозяин, которому хотелось бы заплатить меньше, чем его конкуренты, не сможет найти работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену, конкурируя с другими покупателями, и поэтому не могут навязать покупателям свою волю.
У рынка есть еще одна важная функция. А. Смит показывает, как рынок выдает товары, которые хочет получить общество, и в том количестве, которого жаждет общество, без того, чтобы кто-нибудь отдавал какие бы то ни было приказания.
Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясь великолепным выражением А. Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу. Так система конкуренции приводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату. Невидимая Рука - эти слова характеризуют весь процесс - удерживает общество на верном пути, обеспечивая его производством нужных обществу товаров и услуг.
Эта идея А. Смита интересна и сегодня. Таким образом, кроме концепции экономического мира в форме экономически огромной естественной общины, созданной разделением труда, можно увидеть в произведении А. Смита еще две другие его очень важные мысли: 1) идею самопроизвольности экономических институтов и 2) идею об их благотворном характере. Если первая идея была с благодарностью воспринята большинством экономистов, то вторая до настоящего времени оспаривается. Многие экономисты согласны со Смитом в том, что происхождению и функционированию нашего экономического общества не чужд принцип самопроизвольности, однако не многие согласны с тем, что это общество является наилучшим. «Мир движется сам собой», - утверждал А. Смит. Для самоорганизации мир не нуждается во вмешательстве какой-нибудь разумной коллективной и прозорливой воли, в каком-нибудь предварительном соглашении людей.
Далее Смит пытается определить массу ценностей, которые ежегодно прибавляются к национальному доходу, и создает свою теорию стоимости (ценности), которая послужит точкой опоры одновременно и для социалистических доктрин и доктрин либеральных экономистов.
А. Смит начинает с противопоставления потребительной и меновой ценности. По его мнению, между ними не существует связи. Смита интересует только меновая стоимость, чтобы в форме подвижной рыночной цены открыть другую, истинную ценность товара. Он разграничивает рыночную и естественную цену товаров, за которой стоит стоимость. А. Смит выдвигает две гипотезы по поводу стоимости (ценности) товаров. В этом в большей степени проявляется дуализм (двойственность) его исследования. Первая гипотеза о стоимости (ценности) товаров А. Смита заключается в том, что истинная ценность товара определяется трудом, затраченным на его производство. Труд, следовательно, есть источник и реальная мера меновой ценности всех благ. Далее Смит делает попытку измерить потраченный на продукт труд и зависящую от него ценность. Но это ему сделать не удается. Кроме того, у него появляется второе возражение - в цивилизованных обществах одного труда недостаточно для изготовления предметов. Земля и капитал тоже участвуют в этом процессе. Пользование ими не может быть даровым. Только в примитивных обществах, - говорит Смит, - количество труда, обычно употребляемое на приобретение или производство блага, является единственным обстоятельством, определяющим ценность. В наше время нужно принимать во внимание капитал и землю. Следовательно, труд не единственный источник и не единственное мерило ценности.
Адам Смит переходит к другой гипотезе, согласно которой истинным регулятором меновой ценности является стоимость производства. Под стоимостью производства он подразумевает сумму достаточную для оплаты по нормальной цене труда рабочего, процента на капитал и ренты, участвовавших в производстве товаров. То есть цена определяется ценой. Снова получается порочный круг. Из него можно выбраться только с помощью теории экономического равновесия, согласно которой все цены, как цены товаров, так и цены услуг находятся во взаимной зависимости и определяются одновременно как неизвестные системы алгебраических уравнений и как обмениваемые количества. Но теория экономического равновесия была чужда Смиту.
Адам Смит разработал довольно стройную теорию капиталистических доходов. Прежде всего, в отличие от своих предшественников, он признал прибыль самостоятельным доходом, а не разновидностью ренты. При этом, если меркантилисты связывали получение прибыли со спекулятивными операциями и искали ее источник в сфере обращения, то А. Смит, как уже указывалось, исследовал сферу производства. В теории капиталистических доходов Смит фактически ведет речь о присвоении неоплаченного труда рабочих, однако, подобных выводов Смит, конечно, не делал, рассматривая прибыль, в качестве платы капиталистам за их предпринимательские усилия.
Ценным в исследовании Смита было и принципиальное противопоставление прибыли заработной плате. В данном случае важно отметить, что прибыль по своим характеристикам не совпадала с заработной платой и поэтому, прямо с ней не отождествлялась. Это была, в понимании Смита, как бы заработная плата.
Немало внимания в «Богатстве народов» уделяется и трактовке категории заработной платы, поиску закономерностей ее образования. Заработную плату Адам Смит рассматривал как явление, присущие всем формам организации производства. Зарождение буржуазных отношений, по его мнению, повлияло лишь на величину заработка, породив вычеты из продукта, созданного рабочим.
Размеры заработной платы в современном ему обществе Адам Смит ставил в зависимость от спроса на труд и от «обычной или средней цены предметов питания». Вместе с тем он отмечал, что заработок не исчерпывается лишь средствами, необходимыми для существования, и первоначально весь продукт труда работника составлял его заработную плату, и только позже последовали выплаты из него в пользу капиталистов и землевладельцев.
Наконец, необходимо отметить и вклад Смита в разработку теории земельной ренты. Смит считал, что рента, равно как и прибыль, является вычетом из произведенного работником продукта. В этом смысле рента была приравнена к другим видам капиталистических доходов. Одновременно, описывая ренту как результат монопольной цены на землю, Смит отмечал существенную роль монополии на земельную собственность и ее влияние на развитие всей системы товарно-денежных отношений.
Адам Смит выделял два вида ренты, формирующейся в за-
висимости от плодородия и местоположения земель. Поскольку
выплата заработка и получение прибыли признавались Смитом в
качестве условия появления ренты, а последняя, фактически приближалась по своим характеристикам к такому феномену, как
сверхприбыль.
Правда, ренту Адам Смит не воспринимал как следствие капиталистических отношений, напротив, он считал ее категорией вечной.
3. Экономическая свобода и теория международной
торговли А. Смита
Интерес к творческому наследию Адама Смита, который испытывают сегодня экономисты практически всех цивилизованных стран, свидетельствует о том, что многие из экономических идей Смита, высказанные им на заре капиталистического производства, сохраняют свою актуальность и сегодня. В их числе, прежде всего, проблема взаимоотношений государственной власти и монополий, отношение к принципам экономического невмешательства, политика меркантилизма.
По мнению западных специалистов, центральная тема «Богатства народов», которая заслуживает безусловного внимания сегодня – это создание такого социального порядка, при котором индивидуум, стремясь удовлетворить свой собственный личный интерес, неизбежно будет заботится о благе и удовлетворении интересов всего общества. Т.е. актуальность идей Адама Смита обусловлена, прежде всего, разработкой общей экономической теории, в частности, проблем монополистических и правительственных субсидий и возможностей централизованного экономического планирования.
Субсидии государства и капиталистических ассоциаций -принципиальная тема, сформулированная в «Богатстве народов». Смит, как уже неоднократно отмечалось, отстаивает тезис, в соответствии, с которым страна, действительно заботящаяся о преумножении собственного богатства, должна создать такие законодательные рамки, которые смогут обеспечить условия максимальной экономической свободы для каждой личности и любого производителя. Именно личный интерес должен способствовать вступлению индивидов в обменные отношения друг с другом и таким образом способствовать общему прогрессу рыночных отношений.
В тоже время, по наблюдениям Адама Смита, на пути к гармоничному совпадению интересов частных лиц и социально желательных целей неизбежно возникает такое препятствие, как во многих случаях противоречивые сиюминутные интересы государства и капиталистических монополий.
Критика монополий в «Богатстве народов» складывается главным образом из трех основных компонентов. Первое критическое направление связано с утверждением автора о том, что высокие рыночные цены, монопольно устанавливаемые объединениями капиталистов, уменьшают благосостояние потребителей.
Эта ситуация влечет за собой такие негативные последствия, как неэффективное, в целом, управление экономикой, в котором Адам Смит видит второй повод для критики в адрес монополий. «Монополия - враг хорошему управлению, которое никогда не может быть универсальным», - писал Смит. Это означало, что управление экономикой в условиях свободной конкуренции не может одновременно удовлетворить интересы как монополистов, так и массы мелких предпринимателей, которые вынуждены, тем не менее, обращаться за помощью к государству в целях самозащиты.
Третье направление критики в адрес монополий в исследовании Адама Смита связано с общим утверждением о том, что деятельность монополий ведет к стихийному обогащению одних личностей в ущерб интересам других, обостряя, тем самым, имущественную и социальную дифференциацию в обществе. В соответствии с представлением автора, развитие капиталистических монополий, приемлемое для общества в целом и всех ее граждан в отдельности, можно было обеспечить только при помощи правительства.
Смит различал капиталистические монополии трех видов. Первый из них - это монополия, возникшая на почве политики меркантилизма, проводимой Англией в отношениях с ее колониями. Цель этой политики заключалась в монополизации колониальной торговли.
В качестве монополий второго вида Адам Смит рассматривал гильдии («корпорации») производителей, которые имели исключительное право на производство определенной продукции. Регулировать деятельность таких монополий, по мнению Адама Смита, необходимо было законодательно, сохраняя при этом заботу об интересах свободного предпринимательства. Подобные утверждения «классика буржуазной политэкономии» сегодня находят подтверждение в непрерывных дебатах по поводу тех границ экономического вмешательства, которое могло бы позволить себе правительство с целью увеличения или ограничения монополий.
Что же касается правительства, или «суверена» как говорит Смит, то «оно совершенно освобождается от тяжелой обязанности, при выполнении которой оно неизбежно подвергает всякого рода разочарованиям, и для правильного исполнения которых недостает никакой мудрости и знания, - от обязанности руководить трудом каждого человека и направлять его в сторону, наиболее соответствующую благу общества».
Для Смита недостаточно доказать бесполезность вмешательства государства в спонтанно созданные обществом институты. Он стремится, кроме того, показать, что государству по самой его природе не свойственны экономические функции.
Самое большее, что может сделать суверен, - это дать очень неопределенные и слишком общие указания относительно улучшения культуры в обширнейшей части его земель. Наконец, государство - плохой администратор. Его агенты, живущие за государственный счет, непосредственно не заинтересованы в администрации, небрежны и расточительны. Смит предлагает распределить остаток государственных земель между частными лицами. Из соображений необходимости давать стимул личному интересу, он рекомендует всюду, где возможно, перевести чиновников с определенного жалованья на доход, уплаченный частью пользующихся их услугами лиц и, во всяком случае, пропорциональный их активности и ревности по службе. Смит признает за государством три функции: отправление правосудия, защиту страны и, наконец, устройство и содержание общественных предприятий и учреждений, «что не под силу одному или нескольким лицам вместе, потому, что прибыль, от них получаемая, не смогла бы покрыть расходов на них, но польза от них для целого общества может быть значительнее произведенных на них расходов».
За указанными исключениями, все произведение Смита, как совершенно очевидно, защитительная речь в пользу экономического освобождения человека и обвинительный акт против меркантилистической политики и всей вдохновленной ею экономической системы протекционизма.
В IV книге «Богатство народов» Смит разрабатывает целую теорию международной торговли и критику протекционизма вообще. Он признает внешнюю торговлю выгодной саму по себе, лишь бы возникла она своевременно и развивалась самостоятельно.
Критика протекционизма опирается главным образом на очень хорошо известное положение, что капитал ставит пределы промышленности. «Вся вообще промышленность страны никогда не может выйти за пределы, положенные ей приложением всего общественного капитала». Что же сделает протекционизм? Увеличит ли он капитал? Нисколько. «Он способен только отвлечь часть его в сторону, в которую он иначе не отправился бы». Следовательно, протекционизм бесполезен или даже вреден.
Наиболее веский довод Смита сводится к тому положению, что бессмысленно производить у себя дорого те предметы, которые из-за границы могут быть доставлены по более низким ценам. «Правило всякого умного отца семейства заключается в том, что бы ни изготовлять дома того, что изготовить стоит дороже, чем купить... То, что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для целого королевства». По мнению Смита, существует естественное распределение производства между различными странами, естественное и соответствующие их взаимным интересам. Протекционизм мешает извлечь из этого выгоду. Это приложение принципа разделения труда в международной торговле.
Адам Смит видит в международной торговле средство для вывоза излишков производства из страны. Иностранные нации, расширяя свои рынки, будут способствовать разделению труда вывозящей страны и, следовательно, ее производительности.
Желая доказать, что международная торговля приносит пользу обеим обменивающимся странам, Смит опирается на тот факт, что купцы обеих стран получают прибыль, а прибыль - меновая ценность, увеличивающая другие ценности страны
Практический вывод Смита следующий: вместо многочисленных пошлин, обременяющих ввоз и производство, Англия должна ограничится установлением определенного числа чисто фискальных пошлин на иностранные товары самого широкого потребления (вино, алкоголь, сахар, табак, какао и т.д.). Такая система совершенно совместима с широкой свободой торговли, была бы источником обильных доходов для казны и вполне компенсировала бы потери ее, происходящие от введения свободной торговли.
Англия последовала его совету, и на этом базисе основана вся ее нынешняя таможенная система. Немного найдется экономистов, которые могут похвалиться такой полной реализацией своих проектов. Через 200 лет после опубликования «Богатства народов» Адама Смита, идеи, высказанные в этой работе, продолжают волновать современных ученых-экономистов, пытающихся понять основные цели экономики как науки.
4. Экономическая система Давида Рикардо
В эпоху промышленной революции в Англии на смену мануфактурному производству пришла машинная индустрия. Предпосылкой и следствием этого процесса явились накопление капитала и одновременно всеобщее распространение наемного труда. Этот период совпал с годами жизни Д. Рикардо (1772-1823).
Д. Рикардо родился в Лондоне, в семье богатого коммерсанта. Уже с 16 лет он помогал отцу в торговой конторе и на бирже. В 1793 году, поссорившись с отцом, Рикардо занялся самостоятельной коммерческой деятельностью и спекулятивными операциями на бирже, быстро заработал себе состояние, которое оценивалось тогда в 1 миллион фунтов стерлингов. В 1812 году Рикардо отходит от коммерческой деятельности, став крупным землевладельцем, и посвящает себя научной деятельности, заинтересовавшись книгой А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Д. Рикардо становится крупнейшим продолжателем учения А. Смита. В его трудах классическая буржуазная политэкономия достигла значительных успехов в познании внутренних закономерностей капиталистического способа производства. Труды Д. Рикардо сыграли важную роль в определении предмета и метода политической экономии как науки, а также в практической разработке методологии экономического исследования.
В 1817 г. вышла в свет основная работа Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Главная задача, которую он поставил перед собой в этой книге - найти закон распределения богатства между классами (земледельцами, капиталистами и рабочими) и выяснить, как способ распределения богатства на ренту, прибыль и заработную плату влияет на рост производства. Д. Рикардо считал, что классовая структура общества играет определенную роль в функционировании экономики. Основную задачу политической экономии он видел в установлении законов распределения «продукта земли» (т.е. национального дохода и национального богатства) между тремя главными классами общества.
Д. Рикардо стремился исследовать объективные внутренние закономерности капиталистического способа производства и для этой цели успешно применял метод логической абстракции. Он также полагал, что в экономической науке могут быть в известной степени применены методы точных наук, особенно научная дедукция. Рикардо считал, что, положив в основу теории ряд принципиальных исходных положений, следует на их основе развивать все более сложные и конкретные закономерности. В основу всей своей концепции он положил закон стоимости - определение стоимости товара рабочим временем и исследовал, насколько все экономические категории и явления соответствуют или противоречат этому основному принципу. Д. Рикардо сделал попытку представить свою систему категорий капиталистической экономики как единство, подчиненное в конечном счете закону стоимости. Он критиковал Смита за непоследовательность и двойственность в вопросе о применимости закона стоимости к реальному капиталистическому хозяйству, хотя и воспринял основные положения его теории.
В теории стоимости Д. Рикардо, опираясь на выводы Смита, стремился развить его взгляды. Исходным пунктом анализа служит меновая стоимость, определяемая им первоначально как количество затраченного на производство товара труда. «Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства». При этом «каждое улучшение в машинах, в инструментах, в зданиях, в добывании сырого материала сберегает труд... вследствие чего изменяется стоимость товара». Всякое улучшение уменьшает количество труда, требовавшееся прежде для производства товаров, вызывает падение его цены и стоимости.
Д. Рикардо различает стоимость и богатство. Богатство определяется количеством доступных человеку потребительных стоимостей, тогда как стоимость-это меновая стоимость, которая «зависит не от изобилия, а от трудности или легкости производства».
Второй источник стоимости - «редкость» - представляет скорее исключение, а не общее правило. Она применима к сравнительно узкому кругу товаров, которые, в отличие от основной массы, не могут быть свободно воспроизведены. Это относится к редким картинам, произведениям искусства, древним книгам. Их стоимость обусловливается сравнительной редкостью. Что же касается общего закона, то стоимость товаров прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на их производство, и обратно пропорциональна, производительности труда.
В стоимость товара Д. Рикардо включает не только стоимость, созданную затраченным на него трудом, но и стоимость капитала, занятого в его производстве. В стоимости товаров, -считает Д. Рикардо, - следует учитывать не только труд, затрачиваемый непосредственно на их производство, но и труд овеществленный, то есть затраченный на «изготовление орудий и машин, требующихся для того вида труда, при котором они применяются». Орудия труда могут производиться одними людьми, а трудиться с их помощью будут другие. От этого зависит цена товара. «Цена товаров регулируется в конечном счете издержками производства, а не отношением между предложением и спросом. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночную стоимость товара... Но это влияние будет носить временный характер». Так возникло положение классической теории, согласно которой, цена товаров в короткий период времени определяется соотношением спроса и предложения, а в более длительный период — издержками его производства.
Развивая идею Смита о том, что стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах, Д. Рикардо конкретно показал, почему теория трудовых затрат не может полностью объяснить соотношение товарных цен. На цену товара влияет не только количество труда, которое требуется для производства этого товара, но и продолжительность времени производства, поскольку это время есть также период заимствования средств, порождающего процент. В результате цена товара становится равной издержкам на заработную плату плюс прибыль на авансированный капитал.
Но почему же тогда Д. Рикардо придерживался в основном теории стоимости, ограниченность которой он сам обнаружил? Видимо потому, что она была удобным грубым приближением к реальности в короткие периоды времени, когда трудовые затраты составляют основную часть всех затрат, то есть была удобной абстракцией, упрощающей систему.
Д. Рикардо был заворожен стремлением найти «постоянную меру ценности». Поэтому его интересовала не столько проблема выяснения различий между относительными ценами товаров, производство которых требует равных затрат труда, сколько влияние роста заработной платы на соотношение цен товаров. Допустим, что заработная плата одинакова, а затраты производства разные (т.е. один товар более трудоемкий, чем другой, который в свою очередь, более капиталоемок, чем первый). Тогда, если заработная плата возрастет, то соотношение цен также возрастет, т.е. рост заработной платы увеличивает цену трудоемких товаров относительно цены капиталоемких товаров. Поэтому, если средние цены остаются постоянными, то товар, произведенный при среднем соотношении капитала и труда (т.е. обладающий средней капиталоемкостью), не будет изменяться в цене при росте заработной платы, трудоемкий товар увеличится в цене, а капиталоемкий станет более дешевым (эффект Д. Рикардо), но сама единица измерения остается постоянной. Лучше всего этим требованиям отвечает золото. Золото, по мнению Рикардо, всегда производится при среднем соотношении труда и капитала. Следовательно, все ценности могут быть выражены с помощью этого мерила, и любое изменение в заработной плате может воздействовать на цены товаров только через золото. Стоимость же самого золота никогда не меняется, будучи строго определенной количеством труда, требуемого для его производства. Это превращает золото в «совершенную меру ценности для всего, произведенного в точности при тех же условиях, что и оно само». Таким образом, стоимость товара зависит не от величины вознаграждения за труд, а от количества труда, необходимого для производства товара, а стоимость золота может служить всеобщим эквивалентом стоимости других товаров.
Однако, проблема существования постоянной меры стоимости является более сложной, чем предполагал Д. Рикардо. Главным препятствием для ее существования является воздействие НТП на структуру издержек производства, в том числе и при добыче благородных металлов.
5. Теория ренты, капитала, прибыли, заработной платы
Д. Рикардо.
Рикардо считал, что основная проблема экономической науки заключается в нахождении закона, регулирующего распределение доходов
В предисловии к первому изданию книги «Начала политической экономии» Д. Рикардо писал: «Продукт земли - все, что получается с ее поверхности путем соединения приложения труда, машин и капитала, - делится между тремя классами общества, а именно: владельцами земли, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается. Но доли всего продукта земли, достающиеся каждому из этих классов под именем «ренты», «прибыли» и «заработной платы», весьма различны на разных стадиях общественного развития».
Изменение заработной платы не влияет на стоимость (и цену) производимых продуктов. Изменяется лишь соотношение между размером заработной платы и прибыли, получаемой предпринимателем. Эти формы доходов находятся в обратной зависимости.
Рента носит дифференцированный характер. Её получают владельцы лучших земель по плодородию и местоположению.
«Рента - это та доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и нерушимыми силами почвы». Анализ земельной ренты был одним из серьезных достижений Д. Рикардо. Построив теорию ренты на основе теории трудовой стоимости, он объяснил, что источником ренты является не какая-то особая щедрость земли, а прилагаемый к земле труд в условиях определенных отношений собственности. Поскольку ресурсы земли ограничены, то возделываются разные по плодородию и расположению участки. Стоимость сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на худших (предельных) участках. Такие участки приносят предпринимателю только среднюю прибыль и не дают ренты. Но прибыль на относительно лучших участках выше средней, и этот избыток присваивается землевладельцем в виде ренты. По мере вовлечения в хозяйственный оборот все худших участков рента землевладельцев растет без всяких усилий с их стороны, что оказывает существенное влияние на размеры прибыли и заработной платы.
Д. Рикардо показал, таким образом, происхождение дифференциальной ренты. Основные положения теории ренты Давида Рикардо направлены против высоких пошлин на хлеб, существовавших тогда в Англии. В настоящее время понятие ренты применяется ко всем случаям, когда возникает дополнительный доход, связанный с наличием редких и невосполнимых факторов, т.е. частный случай Д. Рикардо трансформирован в общую теорию.
Прибыль капиталиста у Рикардо представляет собой вычет из труда рабочего. Рикардо исследует динамику прибыли и сталкивается с противоречием в своей системе: товары, по Рикардо, продаются и покупаются по стоимости, а прибыль, получается, по капиталу. Рикардо понимает, что в теории наиболее высокая прибыль должна быть там, где много рабочей силы и мало машин, но в реальной действительности это не так. Капиталисты получают среднюю прибыль на единицу вложенного в дело капитала.
Д. Рикардо считает, что колебание цен вызывает колебание прибыли, их усреднение достигается механизмом усреднения прибыли. Каждый стремится получить наибольшую прибыль, поэтому он стремится оставить менее прибыльное дело ради более прибыльного. Для этого не требуется, чтобы капиталист менял полностью свое дело, достаточно, чтобы он уменьшил количество вложенного в него капитала. Достигается это с помощью денежного рынка. В итоге «конкуренция устанавливает меновую стоимость товаров на таком уровне, при котором после выдачи заработной платы... и покрытия всех прочих расходов... остаток стоимости будет в каждой отрасли пропорционален стоимости затраченного капитала».
В отличие от Смита, Д. Рикардо утверждает: «Норма прибыли постепенно падает вследствие повышения заработной платы и увеличивающейся трудности снабжения возрастающего населения предметами насущной необходимости». Д. Рикардо опасался, что понижение нормы прибыли в конечном счете приведет к уменьшению накопления капитала. Капиталом он считал средства производства, а также затраты капиталистов на заработную плату рабочих. С этим, - считает Рикардо, - должна считаться государственная политика, налогообложения. «Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрять стремление к накоплению. Оно никогда не должно вводить такие налоги, которые неминуемо падают на капитал. Поступая так, оно затрагивает фонд, предназначенный для содержания труда, и тем самым уменьшает будущее производство страны».
По мнению Рикардо, основная тенденция характеризующая динамику доходов, состоит в следующем: реальная заработная плата остается неизменной, рента растет, а уровень прибыли падает. Реальная заработная плата - это естественная цена труда.
«Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа». Она зависит не от количества получаемых денег, а от количества предметов жизни, какие можно на них купить.
С прогрессом общества естественная цена труда имеет тенденцию повышаться, так как растет естественная цена хлеба, вызванная растущей трудностью его производства. Общая тенденция такова: цена труда и сырья растет, а цена остальных товаров падает (вследствие применения машин и разделения труда). Рост заработной платы влечет рост числа работников и тем самым угрозу бедности. Избавиться от этого можно или уменьшением населения, или более быстрым накоплением капитала.
Результатом совместного изменения ренты, прибыли и заработной платы является эволюция экономики к стационарному состоянию с нулевым накоплением. «Прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего количества труда».
Действительно, пусть затраты труда и капитала выросли за определенный период времени в одинаковой степени. Рост капитала ведет к увеличению ренты и удорожанию номинальной цены пшеницы, измеряемой в единицах «постоянной стоимости». Поэтому номинальная цена труда растет, вызывая падение прибыли на капитал. Технические усовершенствования ослабляют эту тенденцию, но не устраняют ее.
В результате заработная плата и рента постепенно растут, а средняя прибыль на единицу капитала уменьшается. Понятно, что такой процесс имеет свой предел: «как только заработная плата будет равна... всей выручке фермера, должен наступить конец накоплению, никакой капитал не может тогда давать какой-либо прибыли, и не может быть никакого спроса на добавочный труд». Поэтому экономика неизбежно эволюционирует к устойчивому равновесному состоянию с нулевым накоплением (стационарное состояние экономики).
Сегодня мы можем сказать, что Д. Рикардо недооценил возможности воздействия НТП на производство, которое делает стационарное состояние недостижимым.
Впрочем, для небольшой и богатой страны Д. Рикардо готов был сделать исключение из общего правила. «Небольшая плодородная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накапливать капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты».
На самом деле, с практической точки зрения, Д. Рикардо интересуется не столько долговременным стремлением экономики к стационарному состоянию, сколько аргументами против хлебных законов в Англии его времени.
6. Внешняя торговля и деньги в теории Д.Рикардо
Уже во время Д.Рикардо внешние связи играли в экономике важную роль, и естественно, что он много занимался этим вопросом. Д. Рикардо считается одним из авторов идеи, обосновывающей выгодность внешнеэкономических отношений в вопросах международного разделения труда и специализации стран на производстве отдельных товаров.
Принцип «невидимой руки» Д. Рикардо распространяет на всю мировую торговлю. «При системе полной международной торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли промышленности, которые доставляют ей наибольшие выгоды. Это преследование индивидуальной выгоды... приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между разными нациями. Увеличивая общую массу продуктов, он увеличивает всеобщее благополучие, и связывает узами общей выгоды постоянных сношений все цивилизованные нации в одну всемирную общину. Именно этот принцип определяет, что хлеб должен возделываться в Америке и Польше, а различные металлические изделия должны изготавливаться в Англии».
Д. Рикардо одним из первых экономистов показал, что международная торговля имеет специфику, значительно отличающую ее от внутренней торговли. Если в последней обмен направляется тенденцией к выравниванию нормы прибыли, то международная торговля определяется относительными преимуществами (сравнительными издержками). Анализ Д. Рикардо исходит из того, что в международной торговле не происходит выравнивания оплаты труда, в отличие от внутренней торговли. Поэтому взаимовыгодная международная торговля возможна, если различные страны обладают относительными преимуществами по различным способным к экспорту товарам. Относительное преимущество учитывает не только различие в производительности, но и различия в оплате труда.
Принцип сравнительного преимущества Д. Рикардо гласит: если каждый район специализируется на тех продуктах, в производстве которых он обладает наибольшей относительной эффективностью в указанном смысле, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо оттого, что один из них может быть более развитым, чем другой. Реальная заработная плата повысится в обеих странах.
Вопросы денежного обращения также занимали важное место в учении Д. Рикардо. Это объясняется отчасти историческими условиями, в которых он работал. В конце XVII века был отменен размен банкнот Банка Англии на золото, произошло их обесценивание и повышение товарных цен. Интенсивно обсуждался вопрос о формах возврата к золотой валюте и функциях Банка Англии. Выступая с позиции промышленной буржуазии, Д. Рикардо обосновал денежную систему, состоящую преимущественно из банкнот, разменных на золото по твердому соотношению.
Теория денег Д. Рикардо отличается двойственностью. С одной стороны, он положил в ее основу теорию трудовой стоимости и рассматривал благородные металлы как особые товары, стоимость которых определяется затратами общественно необходимого труда. С другой стороны, Д. Рикардо встал на позицию количественной теории денег, в соответствии с которой, стоимость денег устанавливается в процессе обращения и зависит от их количества. Он исходил из того, что в стране может обращаться любое количество так или иначе попавшего туда золота. Если количество золотых денег по каким-либо причинам возросло, это вызывает, при прочих равных условиях, повышение цен. Д. Рикардо механически переносил на золото опыт обращения неразменных бумажных денег. Такой взгляд плохо согласуется с трудовой теорией стоимости.
Д. Рикардо полагал, что его теория денег объясняет также колебание в международных экономических отношениях и стихийное, автоматическое регулирование платёжных балансов. Если в данной стране оказывается слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. В торговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом. Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаров приостанавливается, и все приходит в равновесие.
Таким образом, золото наилучшим образом распределяется между странами. Отсюда Д. Рикардо делал выводы в пользу свободы торговли. «Нечего беспокоится, - писал он, - если ввоз товаров превышает вывоз и золото уходит из страны». Это все не основание для ограничения ввоза товаров. Просто в стране слишком много золота и высокие цены. Свободный импорт помогает их понизить и все привести в равновесие. Эта теория Д. Рикардо преуменьшала противоречия и конфликты, с которыми связано при капитализме функционирование международных экономических отношений. Тем не менее, труды Д. Рикардо продвинули вперед исследование конкретных проблем денег, внешней торговли, валютных отношений.
Учение Д. Рикардо было популярно и оказало большое влияние на последующее развитие экономической науки. В целом в истории экономической мысли Д. Рикардо является столь же величественной фигурой, как и Адам Смит. Но сами фигуры весьма различны. «Богатство народов» содержит больше существенных обобщений, зато «Начала» заложили основу модельного подхода к построению экономической теории. В качестве строгого и последовательного теоретика, способного получать неочевидные заключения из анализа предложенных им сравнительно простых моделей, Д. Рикардо до сих пор не имеет себе равных среди других экономистов. От поиска внешних сил или обращений к власти, основоположники классической политической экономии А. Смит и Д. Рикардо приступили к выявлению внутренних причин, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Положения и выводы, к которым пришли «классики», получили более полное и детальное раскрытие в трудах своих последователей и оппонентов.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 2852;