Лизм. «Историческая школа» в Германии
I. Экономическое учение Сисмонда де Сисмонди.
Жан Шарль Леонар Сисмонд де Сисмонди родился в 1773 г. окрестностях Женевы. Отец Сисмонди был кальвинистским пастором, семья была состоятельная и принадлежала к женевской аристократии. Не закончив образования, Сисмонди в восемнадцать - лет был вынужден ехать в Лион и работать там конторщиком у купца, с которым был дружен его отец. В период Якобинской революции во Франции для семьи Сисмонди настало время скитаний по Европе. Она вернулась на родину после того, как Женева официально стала в 1798 г. частью Франции, где первый консул Наполеон Бонапарт «восстановил законность и порядок».
Способности и склонности молодого Сисмонди к этому времени достаточно определились. В 1803 г. он публикует работу по политической экономии «О коммерческом богатстве», в котором выступает, как ученик Адама Смита и проповедник его идей.
После окончательного поражения Наполеона Сисмонди вернулся в Женеву, ставшую вновь частью Швейцарии. В эти годы сложились социально-экономические идеи Сисмонди, которые он изложил в опубликованной в 1819 г. книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению». Это главный вклад Сисмонди в экономическую науку. Книга вскоре сделала его экономистом с европейской известностью. В 1827 г. Сисмонди выпустил ее второе издание, где еще более заострена его полемика со школой Рикардо в Англии и школой Сэя во Франции. Экономический кризис в 1825 г. он считал доказательством свой правоты и ошибочности представлений о невозможности общего перепроизводства. Книга эта, как писал Сисмонди, возникла не столько в результате углубленного изучения трудов других ученых, сколько выросла из жизненных наблюдений, которые убедили его в неверности самих основ «ортодоксальной» науки.
Сисмонди заявил, что производство не самоцель, что национальное богатство, в сущности, не богатство, т. к. от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. Путь крупной промышленности гибелен для человечества. Сисмонди требовал, чтобы политэкономия видела за своими абстрактными схемами живого человека. Книга Сисмонди была исполнена благородного гуманизма и резкой критики пороков капитализма.
В 1819 г. Сисмонди женился на молодой англичанке. Детей у них не было. Остаток жизни он мирно прожил в своем имении под Женевой, погруженный в работу над грандиозной «Историей французов». Было выпущено 29 томов, но он так и не довел до конца свой труд. Сисмонди опубликовал ряд других исторических и политических сочинении. При жизни Сисмонди считался больше историком, чем экономистом. Умер Сисмонди в 1842 году.
Сисмонди оппонент французской классической буржуазной
политэкономии стоял на позициях теории трудовой стоимости.
О деньгах Сисмонди высказал ряд правильных положений, считая, что деньги - это такой же продукт труда, как и другие товары, и являются общей мерой стоимости. В отличие от Рикардо он понимал и подчеркивал различие между бумажными и кредитными деньгами. Но генезис денег, их сущность и функции остались непонятыми ему.
Сисмонди рассматривал капитал как производственный запас, включающий преимущественно средства производства. Он сформулировал более четко, чем Смит и Рикардо, тезис о прибыли как вычете из продукта труда рабочего. Сисмонди, подчеркивая эксплуататорскую сущность прибыли как нетрудового дохода, говорил об ограблении рабочего капиталистом и экономическом бедствии пролетарского населения. Сисмонди указывал на концентрацию капитала, на нищету пролетариата. Характерной чертой капитализма он считал сосредоточение богатства в руках крупных капиталистов и полунищенское положение трудящихся. Сисмонди говорил, что рабочие считаются «творцом богатства». Для него было важно отличить трудовые доходы от нетрудовых. Рассматривая прибыль, зарплату и ренту, Сисмонди объяснял появление прибыли и земельной ренты ограблением рабочих. Он указывал на обогащение крупных собственников и положение трудящихся, которые «принуждены ограничиваться самым необходимым». Сисмонди считал, что заработная плата должна быть равной всей стоимости продукта труда рабочего. Вместе с тем он воспроизводил представления о прямом и автоматическом взаимодействии между ростом зарплаты и ростом населения. В этом вопросе его взгляды складываются из сочетания экономического романтизма и мальтузианства.
В анализе ренты Сисмонди повторял идеи Смита и выдвигал положение, будто рента - дар земли. Однако он считал, что и худшие участки должны приносить ренту.
Сисмонди поставил в центр своего учения проблему реализации и кризисов. Целью капиталистического производства он считал потребление, а не получение прибыли. Сисмонди сделал вывод о том, что производство должно соответствовать потреблению, а потребление определял доходами. Согласно Сисмонди, для реализации произведенного товара необходимо, чтобы производство полностью соответствовало доходам общества. Он не видел производственного накопления, не различал капитал и доход с общественной точки зрения, личное и производственное потребление.
Сисмонди выдвинул тезис об определении годового производства доходом. Согласно Сисмонди, если производство превышает сумму дохода в обществе, продукт реализован не будет. Он игнорировал развитие производительных сил и утверждал, что невозможности реализовать сверхстоимость без внешних рынков. По его мнению, капитализм сужает внутренний рынок, ибо сокращается доход рабочих, рабочие предъявляют все меньше и меньше спроса на товары. Из теории Сисмонди о тождестве национального дохода с годовым производством, его заключения о том, что производство превышает потребление рабочих и капиталистов, и, часть «сверхстоимости» остается нереализованной, вытекала его теория кризисов.
Сисмонди сделал шаг вперед по сравнению со своими современниками, рассматривая кризисы как общее перепроизводство, являющееся результатом нарушения равновесия экономической системы, объясняя их сокращением рынка вследствие сокращения потребления мелких производителей.
Заслугой Сисмонди является признание им пропорциональной взаимосвязи между производством и потреблением и важности проблемы личного потребления в теории воспроизводства, а также, неизбежности кризисов.
С теорией кризисов Сисмонди связана концепция «третьих лиц». Для Сисмонди, «третьи лица» - это, прежде всего, промежуточные классы и слои, мелкие производители - крестьяне, кустари, ремесленники. Спасения от кризисов он искал в искусственном сохранении мелкого производства, «третьих лиц». Таким образом, причиной кризисов Сисмонди считал разорение мелких производителей, а средством для предотвращения кризисов - сохранение «третьих лиц».
Практическая программа Сисмонди носила мелкобуржуазный, утопический характер и выражала интересы мелких производителей, мелкой буржуазии. После вторичного посещения Великобритании (1815) Сисмонди выступил как критик фритредерства и требовал широкого вмешательства государства в экономическую жизнь.
Средства устранения пороков и зол капитализма (кризисы, безработица, голод и др.) он искал в функциях буржуазного государства (сохранение старых порядков, мелкого товарного производства и «третьих лиц», недопущение концентрации производства и богатства, создание системы, напоминающие старые ремесленные цехи, мелкую земельную собственность).
Подвергая критике капитализм, Сисмонди в своей программе противопоставлял крупному капиталистическому производству натуральное крестьянское хозяйство и ремесло, идеализировал мелкое производство.
Сисмонди стремился остановить развитие крупного капиталистического машинного производства. Он нападал на политэкономию Смита и Рикардо и пытался сформулировать новые принципы политэкономии, отличные от английской буржуазной классической политэкономии и выступал против применения абстракций в политэкономии. Сисмонди считал политэкономию «нравственной», «моральной» наукой, имеющей дело с человеческой природой. Он положил начало мелкобуржуазной критике капитализма. Но мелкобуржуазный характер критики капитализма со стороны Сисмонди не следует понимать примитивно. Едва ли лавочник или кустарь представлялся Сисмонди венцом творения. Но он не знал другого класса, с которым мог бы связать свои надежды на лучшее будущее человечества. Сисмонди выступил в эпоху, когда формировались идеи утопического и мелкобуржуазного социализма. И хотя он не был социалистом, эпоха придала сисмондистской критике капитализма социалистический характер. Сисмонди оказался родоначальником мелкобуржуазного социализма, прежде всего во Франции, и в известной мере в Англии. Маркс и Энгельс отметили это уже в 1848 г., в «Манифесте Коммунистической партии».
В противовес школе Смита - Рикардо, считавшей мировой проблемой капитализма накопление и игнорировавшей проблему реализации, Сисмонди выдвинул на передний план противоречие между производством и потреблением, а в связи с этим проблему рынка и реализации. Для Рикардо и его последователей экономический процесс был бесконечной серией состояний равновесия, а переход из одного такого состояния к другому совершался путем автоматического «приспособления». Сисмонди напротив фиксировал внимание на этих переходах, т. е. экономических кризисах. Как известно, тезис об автоматическом приспособлении спроса к предложению и невозможности общего перепроизводства получил в истории политэкономии название «закона рынков Сэя» или просто «закона Сэя». Сисмонди был решительным его противником.
Модель капитализма у Сисмонди заключается в следующем:
поскольку движущей силой и целью производства является прибыль, капиталисты стремятся выжать как можно больше прибыли у своих рабочих. В следствии естественных законов размножения, предложение труда хронически превышает спрос, что позволяет удерживать зарплату на голодном уровне. Покупательная способность пролетариев крайне низка и ограничивается предметами первой необходимости. Между тем их труд способен производить все больше и больше товаров. Внедрение машин лишь усиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и одновременно вытесняют рабочих. В результате неизбежно получается, что все больше общественного труда занято производством предметов роскоши богатых. Но спрос последних на предметы роскоши ограничен и неустойчив. Отсюда, почти без промежуточных звеньев, Сисмонди выводит неизбежность кризисов перепроизводства.
Общество, в котором существует более или менее «чистый» капитализм и преобладают два класса - капиталисты и наемные рабочие, обречено на жестокие кризисы. Спасение Сисмонди ищет, подобно Мальтусу, в «третьих лицах» - промежуточных классах и слоях. Только для Сисмонди, в отличие от Мальтуса, - это, прежде всего мелкие товаропроизводители - крестьяне, кустари, ремесленники. Кроме того, Сисмонди полагал, что развитие капиталистического производства невозможно без обширного внешнего рынка, который он трактовал односторонне (как сбыт товаров более развитых стран в менее развитые). Наличием внешних рынков объяснял он то, что Англия еще не задохнулась под бременем богатства.
Сисмонди отвергал положение А. Смита о том, что общественный интерес будет наилучшим способом обеспечен, если каждому члену общества предоставить возможность максимально свободно преследовать свою личную экономическую выгоду. Свободная конкуренция, указывал Сисмонди, имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения при концентрации богатства в руках немногих; тяжелые экономические кризисы. В связи с этим он выступал с программой социальных реформ, для проведения которых требовал «только постепенных и косвенных мер со стороны законодательства, только осуществление полной справедливости в отношении между хозяином и рабочим, которая возлагала бы на первого всю ответственность за зло, которое он причиняет второму». Реформы, которые рекомендовал Сисмонди, сводятся к ведению социального обеспечения за счет предпринимателей, ограничению рабочего дня, установлению минимума заработной платы. Он писал также об участии рабочих в прибыли предприятия. Для своего времени эти меры были прогрессивны, а порой казались опасно-социальными.
Но во многом Сисмонди смотрел не вперед, а назад. Спасения от бед капитализма он искал в искусственном сохранении старых порядков, в недопущении концентрации богатства в руках немногих лиц. Сисмонди не хотел, конечно, возвращения к средним векам, к феодализму, но он желал, чтобы бесчеловечное шествие капитализма было остановлено путем насаждения общественных институтов, которые под видом нового вернули бы «добрые старые имена». Чтобы создать рабочим обеспеченность, он предлагал ввести систему, напоминающую старые ремесленные цехи. Он хотел бы возродить мелкую земельную собственность. Этот экономический романтизм был утопическим и по сути реакционным, т. к. он отрицал прогрессивное существо развития капитализма и черпал свое вдохновение в прошлом.
В конце XIX в. имя и идеи Сисмонди оказались в центре борьбы, которую вели русские революционеры марксисты во главе с В. И. Лениным против либеральных народников. Эта борьба сыграла важную роль в формировании русской революционной социал-демократии. Народники утверждали, что капитализм в России не имеет оснований для развития, поскольку он не сможет разрешить проблему реализации: народ слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые способна производить крупная капиталистическая промышленность. В отличие от других стран, ранее ступивших на путь капиталистического развития, Россия не может рассчитывать и на внешние рынки, которые давно уже захвачены. Народники выступали за особый путь развития для России, минуя капитализм, к общинно-крестьянскому «социализму».
Идеи Сисмонди используются и современной экономической наукой. Следы его взглядов, известное сходство «духа», в котором рассматриваются социально-экономические явления, можно видеть у буржуазных авторов, выступавших в конце XIX и начале XX века против ортодоксальных доктрин классической политэкономии. Одни выступления содержали более или менее острую социальную критику самого буржуазного строя; другие - ограничивались критикой взглядов «неоклассической» школы на экономические кризисы и выдвигали эту проблему на передний план. В некоторых случаях оба эти критические направления сочетались. Важнейшим примером такого сочетания может служить экономическая теория англичанина Дж. Гобсона.
Гобсон выступил с серьезной критикой капитализма рубежа XIX - XX вв. и официальной политической экономии этой эпохи, прежде всего английской. Подобно Сисмонди, Гобсон отмечает, что капиталистическое производство ни в коей мере не подчинено цели улучшения благосостояния массы населения, а ведет к увеличению богатства, плодами которого эта масса не может пользоваться. Он хотел, чтобы производство и богатство оценивались с позиций «человеческой полезности». Гобсон выступал с программой социальных реформ, среди которых, наряду с установлением минимума заработной платы и высоких прогрессивных налогов на капиталистов, был жесткий государственный контроль над монополиями.
Известное родство с идеями Сисмонди можно видеть и в теории кризисов Гобсона, где он утверждал, что кризисы общего перепроизводства в капиталистической экономике не только возможны, но и неизбежны. Причиной кризиса у Гобсона выступают вытекающие из социальной структуры буржуазного общества постоянное стремление к чрезмерному накоплению и столь же постоянное отставание покупательской способности.
В более широком плане, объективно обусловленная эволюция экономической мысли последних десятилетий идет в направлении, известные черты которого были прозорливо отмечены Сисмонди.
2. Экономическая концепция Прудона.
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист и мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений Прудон не смог закончить учебу в колледже. Он усердно занимался самообразованием, рассматривал овладение наукой, прежде всего как способ выбиться из нужды. Будучи сначала корректором в типографии, а потом типографщиком, он весь свой досуг посвящал чтению книг. Зрелище социальных зол живо волновало Прудона и отразилось в его произведениях, блещущих образным стилем и полных "вызывающей дерзости". Произведение быстро сделавшее Прудона известным, появилось в 1840 году под заглавием “Qu’ est-ce que la propriete?” ( «Что такое собственность?»).
Как и у всех социалистов, у Прудона исходным пунктом является критика права собственности.
Прудон пытается исправить пороки частной собственности и в то же время не впасть в то, что он называет «неизлечимой глупостью» социализма. И выход, как ему казалось, был найден – защита интересов мелкой буржуазии. Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность и режим абсолютной свободы, который для неё характерен.
С первой же страницы он бросает своим читателям знаменитую фразу, резюмирующую всю книгу: "Собственность - это кража". Что нужно понимать под этим? Признает ли Прудон всякую собственность продуктом кражи? Осуждает ли он присвоение само
по себе, как единственный факт владения? Широкие круги общества так именно и поняли это высказывание. Частная собственность, свободное распоряжение плодами своего труда и сбережения есть в его глазах "существо свободы", это по существу "автократия человека над самим собой"'. Что же он ставит в упрек собственности? Только право, которое она дает собственнику на получение нетрудового дохода. Не собственности самой по себе, а «droit daubaine» ("праву добычи") собственников.
Ибо вместе со всеми социалистами, его предшественниками, Прудон признает производительным только труд. Без труда и земля, и капиталы остаются непроизводительными. Отсюда следует, что «собственник, требующий премии за свои орудия труда и за продуктивную силу своей земли, предполагает наличие абсолютно неправильного положения, что капиталы сами могут что-нибудь производить, и, заставляя других вносить ему этот воображаемый продукт, он буквально получает кое-что ни за что". Вот в этом заключается кража. Поэтому он определяет собственность как "право по своей воле пользоваться и распоряжаться благом других, плодом ремесла и труда других".
Прудон отождествлял капитал и продукт. Движение всего капитала сводил к движению той его части, которая приносит процент. Движение ссудного капитала Прудон рассматривал как сделку между заимодавцем и заемщиком. Присвоение капиталистом части продукта он объяснял тем, что к издержкам производства необходимо добавлять процент за используемый капитал. В теоретической системе Прудона процент выступает как основная форма эксплуатации труда.
По его мнению, между хозяином и рабочим происходит постоянная ошибка в счете. Хозяин уплачивает каждому рабочему ценность его индивидуального труда, но оставляет для себя продукт коллективной силы всех рабочих. Этот продукт выше того, что могла бы доставить сумма всех их индивидуальных сил. Это дополнение и есть прибыль.
Прудон находит ассоциацию и коллективную организацию труда противными свободе трудящегося и отвергает их. "Экономическое совершенство состоит в абсолютной независимости трудящихся, равно как политическое совершенство - в абсолютной независимости граждан". Свобода - вот вся моя система говорит он в 1848 г. в обращении к своим избирателям, свобода совести, печати, труда, торговли, образования, конкуренции, свободное распоряжение плодами своего труда и своего ремесла, свобода бесконечная, абсолютная, повсюду и всегда.
Не менее энергично отвергает Прудон коммунизм как юридический строй. Речь идет у него не об уничтожении собственности как необходимого стимула труда, условия семейной жизни, необходимой для всякого прогресса. Речь идет только о том, чтобы сделать ее безвредной, и, даже еще лучше, о том, чтобы предоставить ее в распоряжение всех. Коммунизм был бы лишь строем "собственности навыворот". Общность есть неравенство, но в смысле обратном тому, в каком существует ныне неравенство в строе частной собственности. Собственность есть эксплуатация слабого сильным, а общность собственности есть эксплуатация сильного слабым. Это все то же воровство. "Общность имуществ, восклицает он, есть религия нищеты". "Между строем частной собственности и коммунизмом я воздвигну иной мир".
Критика коммунизма ведет Прудона к выяснению положительных основ своей системы. Они состоят, с одной стороны, в уничтожении "нетрудового дохода" собственности, а, с другой стороны, они состоят в сохранении собственности, свободы труда и торговли. Иными словами, нужно уничтожить основной атрибут собственности, но не затрагивать ни собственности, ни свободы.
Прудон, так же как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона - прудонизм -отличается от сисмондизма.
Во-первых, Прудон защищал интересы мелких производителей во второй половинеXIX в., когда сложились в своей основе капиталистические производственные отношения, определилась классовая структура капитализма, а мелкая буржуазия заняла промежуточное положение, когда жизнь доказала невозможность осуществления идеалов экономического романтизма, возврата от романтизма к патриархальщине. Буржуазная революция 1848-1849 гг. опровергла практическую программу и проекты Сисмонди. Во-вторых, если Сисмонди был завершителем классической школы во Франции, то Прудон - одним из родоначальников анархизма и реформизма. Вся система взглядов Прудона была проникнута реформизмом и анархизмом. Это объясняется классовой позицией Прудона, природой мелкой буржуазии. Прудонизм - это отражение двойственности, противоречивости взглядов мелких собственников. В-третьих, подобно Сисмонди, Прудон хотел лишь улучшить капитализм. Однако он выражал интересы мелкой буржуазии в иной период времени, когда история доказала несостоятельность мелкобуржуазных утопий. В-четвертых, Прудон, так же как Сисмонди, является представителем мелкобуржуазного социализма, но он, по словам Маркса, - наиболее "чистокровный", идеолог мелкой буржуазии.
Мелкобуржуазная природа прудонизма в полной мере проявилась в его главном труде "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846). В этой работе отчетливо выступает утопическая и реформистская сущность прудонизма. В последующих трудах: «Решение социальной проблемы» (1848), "Исповедь революционера" (1849), "Теория налога" (1861) и других, Прудон пытался разработать практическую программу реформирования капитализма, обосновать анархические взгляды на ненужность политической борьбы и ненадобность государственной власти, стремился убедить правителей Франции в своей политической лояльности.
Выдвигая свою мелкобуржуазную концепцию, Прудон излагает взгляды по широкому кругу вопросов. Разделение труда, свойства товара, заработная плата, собственность, капитал, прибыль, процент, стоимость и другие проблемы он активно исследует с позиций экономического романтизма. В одной из Центральных работ "Система экономических противоречии..." Прудон первоначально рассматривает разделение труда, которое, с одной стороны, способствует росту богатства, с другой ведет к нищете, бедности. Его рассуждения сводятся к тому, что надо сохранить полезные свойства разделения труда и устранить вредные. С таких же позиций Прудон "исследует" свойства товара. По его мнению, существует вечная идея стоимости, которая раздваивается на потребительную и меновую стоимость. Первая определяется спросом и редкостью, вторая – предложением и изобилием. В борьбе между спросом и предложением устанавливается стоимость, или цена товара. Краеугольным камнем всей своей экономической системы Прудон считал идею "конституированной" стоимости. Согласно Прудону, стоимость - абстрактная вечная категория, включающая две противоположные идеи, идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости, потребительная стоимость и меновая стоимость. Противоположны друг другу, они выражают две противоположные тенденции - изобилие и редкость. Потребительная стоимость - воплощение изобилия, а меновая стоимость - отражение редкости. Такое противоречие может быть устранено путем установления эквивалентного обмена, то есть "конституированной" стоимости. Для этого он предлагает производить столько товаров, сколько требуется. Создать такое положение, чтобы все товары реализовывались, то есть превращались в конституированную стоимость. Прудон утверждал, что "конституированная" или "синтетическая" стоимость - это стоимость, которая возникает в обмене, санкционируется рынком. Всякий избыток Прудон не включал в состав богатства и не считал "конституированной" стоимостью.
В качестве первых товаров имеющих "конституированную" стоимость, Прудон называет золото и серебро.
Прудон предлагал реорганизовать обмен, выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Он идеализировал мелкое товарное хозяйство, выступая против денег «против дурной стороны» товарного хозяйства. Проект организации товарного обмена без денег - это утопия, ибо Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег. И в данном случае задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Для облегчения мелким производителям реализации их продукции следует учредить специальный национальный банк. С этой целью Прудон выдвинул идею обменного (народного) банка, который принимал бы от товаропроизводителей товары, выдавал взамен удостоверения - трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченное на производство того или иного товара ("рабочие деньги"). За каждым признается то количество труда, которое затрачено на производство товара. По этим трудовым талонам обменный банк должен был отпускать товары. Таким образом, Прудон рассчитывал ликвидировать нетрудовые доходы, утвердить в обществе равенство и справедливость. Он полагал, что отмена денег исключит капитал и эксплуатацию. Тем более что фонд беспроцентного кредита для выдачи рабочим и мелким кустарям при национальном банке устраняет возможность отдавать деньги в ссуду ради получения процента.
Основу эксплуатации и бедственного положения трудящихся он видел в существовании процента. В проекте реформирования обмена Прудон предполагал устранить процент. Для этого, наряду с организацией народного банка и обмена без помощи денег, Прудон выдвинул идею о "даровом кредите". Основой "дарового кредита" являлся народный банк, который, согласно Прудону, будет предоставлять "даровой кредит" рабочим и мелким производителям.
Революция 1848 г во Франции не застала Прудона врасплох. Но она пришла, по его мнению, слишком рано.
Но раз революция свершилась, Прудон не чувствовал за собой права отставать. Он резко критиковал существующий строй, считал своим долгом помочь практическому решению вопросов, неожиданно поставленных перед обществом. И почти вопреки своей воле Прудон создает утопию - банк обмена, который благополучно провалился. Он ошибочно полагает, что если бы исчезла форма ссуды, то исчезла бы и эксплуатация.
Наряду с концепцией взаимного кредита имеется в его системе еще одна основная идея, которая выгодно отличает ее от всех форм авторитарного социализма, возникших до и после Прудона, - это глубокое чувство безусловной необходимости индивидуальной свободы как двигателя экономической активности. Лучше, чем кто-либо из его предшественников, он понял, что экономическая свобода есть основное завоевание современных обществ, и всякая глубокая реформа должна опираться на эту свободу. Его страстная любовь к справедливости объясняет его ненависть к собственности, а стремление к свободе вызвала враждебное отношение к социализму. И до настоящего времени социальная проблема ставится в тех же рамках, в каких поставил ее Прудон: реализовать справедливость в свободе.
4. Утопический социализм К. Сен - Симона, Ш. Фурье и
Р. Оуэна.
Социализм - это теория, в основе который лежит равенство материальных благ, объёма прав и обязанностей и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.
В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиции морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.
Однако в первой половине девятнадцатого века, под влиянием трудов представителей классической политической экономии, доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли своё отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли, и, прежде всего, К. Сен - Симона и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэна в Англии.
Клод Анри Де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист - утопист, в силу своих политических убеждений, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824) и др.
В первых работах Сен - Симон, вышедших до 1814-1815 г.г. утверждается культ науки и ученых, и довольно абстрактный гуманизм.
В своих зрелых работах, написанных в последние 10 лет жизни, Сен - Симон решительно отказывается признавать капитализм естественным и вечным строем и выдвигает тезис о закономерной смене его новым общественным строем, где сотрудничество придёт на смену антагонизму и конкуренции. Эта смена произойдёт путём мирного развития «общества индустриалов», в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть феодалов и паразитических буржуа-собственников, хотя и сохранится частная собственность. Сен - Симон всё более склонялся к защите интересов самого многочисленного и самого угнетённого класса.
Он считал, что современное ему общество состоит из двух классов - праздных собственников и трудящихся индустриалов. Первый класс состоит из крупных землевладельцев и капиталистов-рантье, не участвующих в экономическом процессе, а также из возвысившейся за годы революции и империи военной и судейской бюрократии. Индустриалы - все прочие, составляющие вместе с семьями до 96 % всего населения французского общества. Сюда входят все люди, занимающиеся любой общественно полезной деятельностью: крестьяне и наёмные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, учёные и художники. Доходы собственников (земельная рента и ссудный процент) Сен - Симон считал паразитическими, доходы индустриалов (прибыль предпринимателя и заработную плату) - трудовыми. Таким образом, Сен - Симон возвеличивал роль индустрии.
Он считает, что официальное правительство лишь фасад. Его деятельность носит исключительно поверхностный характер. Общество могло бы обойтись без него и не хуже жило бы. Между тем как исчезновение учёных, промышленников, банкиров и купцов поставило бы общество в беспорядочное положение, лишило бы его источников жизни и здоровья, ибо только их деятельность поистине плодотворна и необходима. Это они на самом деле управляют государством, и в их руках истинная власть. Таков смысл «Параболы Сен - Симона».
Для Сен - Симона мир всецело покоиться на промышленности, и она одна достойна забот серьезных людей. Её пришествие было долгой исторической эволюцией, начинающейся, по мнению Сен -Симона, в двенадцатом веке с освобождением коммун (т.е. с так называемой коммунальной революции - процесса освобождения городов от феодальной зависимости) и завершающейся французской революцией. Поэтому новый стой завтрашнего дня - индустриализм, т.е. социальная организация, построенная исключительно в интересах индустрии - « единственного источника всех богатств и благосостояния».
Говоря о строе будущего, Сен - Симон предлагает исчезновение классов. В нём не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц: работники и бездельники, или, как говорит Сен - Симон, пчёлы и трутни. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, между которыми будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или ещё из тог, что Сен - Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению, т.е. своей положительной способности - употреблению, которое он будет делать из средств, в которые следует включить, разумеется, и капиталы». Как видно, Сен - Симон не думает об уничтожении доходов капиталистов. Он враждебен к землевладельцам.
В новом обществе не только исчезнут всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова. Роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производственной деятельности». До сих пор индустриализм Сен - Симона почти не отличался от простого индустриализма.
Но, по мнению Сен - Симона, в промышленном строе есть место только для правительства совершенно особого характера - правительство для управления над вещами, в которых нуждаются люди, а не над людьми. Политика не исчезает, а изменит своё существо. Она станет «положительной наукой», «наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятного для всех родов производства положения дел».
Основные законы должны стремиться к тому, чтобы ясно установить и самым благоразумным образом комбинировать работы, которые предстоит исполнить обществу в целях физического и нравственного улучшения существования всех его членов.
Такова будет задача нового правления, где «способности» будут поставлены на место «полномочий власти», а «руководство» - на место приказаний. Оно будет применяться «к одной только группе интересов, относительно которой все люди согласны и вынуждены соглашаться, к одной группе, относительно которой им нужно совершаться и действовать совместно, и где, следовательно, может проявить своё действие политика - это группа интересов, касающихся жизни и благосостояния».
Экономическое правительство вместо политического, управление вещами вместо власти над людьми - вот новые концепции, которыми Сен - Симон опережает либералов. Они сближают его с социализмом. Таким образом, индустриализм Сен - Симона определённо отличается от экономического либерализма совершенно новой, возлагаемой им на правительство ролью.
Что касается его отношения к частной собственности, то Сен -Симон в принципе не выступал против неё и не предвидел её ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над частной собственностью контроль со стороны общества.
Ученики Сен – Симона - Базар, Анфантен, Родриг предали его взглядам на классы и собственность более очевидное социологическое направление. Они уже не рассматривают индустриалов как единый и однородный социальный класс, а говорят, что эксплуатация, которой он подвергается со стороны собственников, всей своей тяжестью ложится на рабочего. «Рабочий, - пишут они,- эксплуатируется материально, интеллектуально и морально, как некогда эксплуатировался раб».
Сен - Симонисты связывают эксплуатацию с самим институтом частной собственности. В пороках общественной системы, основанной на частной собственности, они видят также главную причину кризисов и анархии производства, присущих капитализму. Исходя из этого, они выдвигают своё важнейшее требование - резкое ограничение частной собственности путём отмены права наследования. Единственным наследником должно быть государство, которое будет далее передавать производственные фонды предпринимателям как бы в аренду, по доверенности. Руководители предприятий превратятся в доверенных лиц общества. Так частная собственность преобразуется в общественную.
Новое слово сен - симонистов состояло также в том, что они стремились найти материальные основы будущего строя в недрах старого общества. Социализм, по их представлению, должен был возникнуть как закономерный результат развития производительных сил.
Шарль Фурье, в отличие от Сен-Симона, разработал элементы будущего общественного строя с проницательной детализацией. Он вводит понятие фаланги. Фаланга - производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны с чертами обычного акционерного общества. По-мнению Фурье, число участников фаланги вместе с детьми в разных работах колеблется от 1500 до 2000 человек. Он считал, что в таком коллективе будет необходимый и достаточный набор человеческих характеров для оптимального распределения труда как с точки зрения склонности людей, так и с точки зрения полезного результата. В фаланге сочетается сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого.
Исходный фонд средств производства фаланга получает за счёт взносов акционеров, поэтому в её состав должны входить капиталисты. В фалангу также принимаются бедняки, которые первоначально могут не быть акционерами, а делать свой вклад трудом. Собственность на акции является частной. В фаланге сохраняется имущественное неравенство. Однако капиталист, став членом фаланги, перестаёт быть капиталистом в старом смысле. Общая обстановка созидательного труда вовлекает его в процесс производства. Если он обладает талантом руководителя, инженера, ученого, общество использует его труд в этом качестве. Если нет, он работает по своему выбору в любой «серии» (бригаде). Но так как дети богатых и бедных воспитываются в одной здоровой среде, эти различия в следующих поколениях могут сгладиться.
Особое внимание уделяет Фурье организации общественного труда. Отрицательные стороны капиталистического разделения труда он хотел ликвидировать путём частых переходов людей от одного вида труда к другому. Он считал, что нужно положить конец тому, чтобы человек трудился под угрозой существующих до сих пор трёх стимулов: принуждения, нищеты или интереса. Фурье не хотел такого общественного состояния, где бы человек был принужден к труду необходимостью зарабатывать свой хлеб, или стремлением к прибыли, или императивным законом общественного или религиозного долга. Он хотел, чтобы человек работал, трудился только из-за удовольствия и бежал на работу , говорил он, как ныне бегут на праздник. Каждому будет гарантирован жизненный минимум, в результате чего труд перестанет быть вынужденным, и появятся совершенно новые стимулы к труду: соревнование, общественное признание, радость творчества.
Богатство и доход общества стремительно возрастут благодаря увеличению производительности труда. Фаланга избавится от паразитов (работать будут все), потерь и непроизводительных затрат, неизбежных при старом строе. Общество будущего Фурье - это подлинное общество изобилия, здоровья, естественности и радости.
В фаланге нет наёмного труда и нет заработной платы. Распределение продукта труда (в денежной форме) совершается путём выдачи членам фаланги особого рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Весь чистый доход делится на три части: 5/12 - «активным участникам работы», 4/12 - владельцам акций, 3/12 - людям «теоретических и практических знаний». Так как каждый член фаланги обычно относится сразу к двум, а иногда и к трём категориям, его доход складывается из нескольких форм.
Денежные доходы членов фаланги реализуются в товарах и услугах через торговлю, которая целиком находится в руках ассоциаций. Общественные арбитры устанавливают цены, по которым в розничной торговле продаются товары.
Система Фурье полна противоречий и пробелов и многое остаётся неясным и сомнительным. Каков характер и масштабы товарно-денежных отношений внутри фаланги? Как обмениваются её подразделения продуктами своего труда, в частности как передаются в следующие стадии производства сырьё и полуфабрикаты?
Неясно, как образуются общественные фонды предприятия, которые должны играть в фаланге большую роль (школы, театры, библиотеки, затраты на празднества и т.п.). В фаланге как будто нет ни отчислений из совокупного дохода на подобные цели, ни налогов на личные доходы. У Фурье есть лишь намёк, что богачи будут обильно жертвовать на общественные цели.
Из этих и многих других пороков системы Фурье следует два главных вывода. Во-первых, утопический социализм в силу исторических условий своего возникновения не мог обойтись без мелкобуржуазных иллюзий и быть последовательным в проектах социалистического преобразования общества. Во - вторых, заведомо обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.
В основе взглядов Роберта Оуэна лежит трудовая теория стоимости Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. Но в отличие от Рикардо он считает, что фактически при капитализме обмен не совершается по труду, так как такой обмен предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведённого им товара, что не соответствует действительности.
Но нарушение «справедливого» закона стоимости Оуэн объясняет тем, что во всём виноваты деньги, это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное - труд.
В связи с этим он предлагает ввести трудовую единицу в качестве мерила ценности, обменивать товары на основе этого мерила и отказаться от употребления денег. Это, по мнению Оуэна, решит самые трудные проблемы общества. Рабочие будут получать справедливое вознаграждение за свой труд. Так как вознаграждение, получаемое трудящимися, будет соответствовать истинной стоимости товаров, то станут невозможны перепроизводство и кризисы. Такая реформа выгодна не только рабочим, в ней заинтересованы также землевладельцы и капиталисты.
Экономические взгляды Оуэна были бы, очевидно, нисколько не выше мелкобуржуазных иллюзий об устранении зол капитализма путем реформы одной лишь сферы обращения, особенно путем устранения денег, если бы они не были у него неразрывно связаны с его планом радикального преобразования общества. Оуэн считает, что справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы. Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд по «полной стоимости». В этом случае отпадает вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выигрывают от переустройства общества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди.
Оуэн, в отличие от других утопистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике. В 1800 г. он стал совладельцем и менеджером небольшого прядильно-ткацкого предприятия в Нью-Ленарке в Шотландии. Спустя два года предприятие стало приносить устойчивую прибыль, а рабочие постепенно принуждались к чистоте, порядку и организованности. Одновременно создавались детские сады, культурный центр с библиотекой, службы санитарного надзора, социального обеспечения и страхования, потребительская кооперация. Стала работать народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись.
Кроме этого, Оуэн на полвека предупредил фабричное законодательство, понизив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов отказавшись пользоваться трудом детей в возрасте ниже 10 лет и создав для них школы, которые впервые были абсолютно светскими, уничтожив штрафы, которые были тогда весьма обычны.
В чисто коммерческом плане предприятие процветало, и Оуэн смог даже выплатить всем рабочим полную заработную плату за период вынужденного простоя из-за хлопкового кризиса. В сознании рабочих произошёл перелом, повысилась их трудовая и социальная активность. Исчезли воровство, пьянство, драки, религиозная рознь. Посёлок стал ухоженным и красивым. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях.
Однако весь этот успех, ограниченный рамками одного посёлка, всецело зависел от неординарной личности самого управляющего. Когда после конфликта с другими совладельцами, Оуэн был вынужден покинуть Нью-Ленарк, всё вернулось на круги своя. В этом смысле эксперимент Оуэна окончился неудачей.
Видя, что его пример и его промышленный успех не могут сделать хозяев приверженцами его идей, он попытался привлечь на свою сторону правительства - сначала правительство своей страны, а затем и иностранные - и таким образом на основании закона получить те самые реформы, которые он хотел бы иметь от доброй воли правящих классов.
Обескураженный тем, что ему удалось так мало получить с этой стороны, он обратился к третьей силе - ассоциации. На неё он возложил создание новой среды для разрешения социальной проблемы.
Создание социальной среды - основная идея Оуэна, осуществления которой он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации.
В этом смысле можно сказать, что Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией, т.е. приспособлением и подчинением человека среде. Изменится среда - и человек изменится. Но Оуэн непоследователен в этом рассуждении, т.к. если человек - продукт среды, то непонятно, как он может изменить эту среду, или, другими словами , как он распростертый на земле может встать на ноги, подтягивая себя за волосы.
С нравственной точки зрения эта концепция, очевидно, клонилась к отрицанию всякой ответственности индивида, т.к. индивид не может быть не чем иным, как тем, что он есть.
Маркс и Энгельс отличали утопию Оуэна от других утопий этой эпохи, подчёркивая её коммунистический характер.
Так, системы Сен-Симона и Фурье не были до конца социалистическими. В их будущем обществе оставалась частная собственность с теми или иными ограничениями, оставались и капиталисты, в той или иной форме распоряжающиеся средствами про-
изводства и получающие доход от капитала. Система Оуэна не только носит последовательно социалистический характер, но и рисует вторую, высшую фразу коммунизма, где полностью ликвидирована частная собственность и даже всякие классовые различия, существует обязательность труда для всех и, на основе роста производительных сил , распределение по потребностям. При этом утопия Оуэна совершенно лишена религиозной и мистической окраски. Её отличает известный реализм, порой даже деловой практицизм.
Ячейкой коммунистического общества у Оуэна является небольшая кооперативная община. Частная собственность и классы в общинах полностью отсутствуют. Единственное различие, которое может создавать известное неравенство и в труде и в распределении, - это «различие в возрасте и опытности». Механизм распределения Оуэн почти не описывает, делая несколько неясных замечаний об обмене продуктами по труду внутри общины и ограничиваясь указанием, что при изобилии «каждому можно будет разрешить свободное получение из общих складов всего ему потребного». Много внимания уделяет формированию нового человека, причём изменение психологии он связывает, прежде всего, с материальным факторами - ростом богатства и удовлетворением потребностей.
Выходя за пределы общины, Оуэн пытался обрисовать общество, объединяющее большое количество таких ячеек. Между ними существует значительное распределение труда, а взаимный обмен осуществляется на основе трудовой стоимости. Для целей этого обмена, какой - то союз общин будет выпускать особые трудовые бумажные деньги под обеспечение товарами на складах. В представлении Оуэна это новое общество должно было в течение какого-то времени сосуществовать со «старым обществом» и его государством, платить последнему налоги, и продавать этому обществу товары за обычные деньги.
Оуэн обходил важнейший вопрос о том, каким образом, от кого получат общины исходные средства производства, в том числе землю? Его иногда можно понять в том наивном смысле, что средства производства будут безвозмездно переданы общинам государством или разумными капиталистами. Но в другом месте он более реалистично говорит, что членам общины придется «оплачивать проценты на капитал, потребный для того, чтобы дать им работу. Выходит, от капиталистов общинам избавиться не удастся. В лучшем случае общины могут сохранить при себе предпринимательский доход, поскольку сами будут управлять производством, но ссудный процент - отдай!
Система Оуэна утопична и потому полна противоречий. Оуэн не оставил школы в собственном смысле этого слова, но всё-таки у него было несколько учеников, которые стремились к проведению в жизнь его теорий. Одна из них - это Вильям Томпсон, главное произведение которого - «Исследования о благоприятнейших для людей принципах распределения богатства» (1824г.).
Томпсон же глубже, чем Оуэн, обосновал идею, что рабочий не получает целого продукта своего труда, и таким образом, подготовил путь для теории «прибавочной стоимости» и «неоплаченного труда». Томпсон, подобно Оуэну, не проповедовал в качестве меры против этого зла экспроприацию приобретенных богатств, а только пропагандировал организацию новых форм предприятий, в которых рабочий мог бы сохранить для себя полный продукт своего труда, а это и есть как раз программа создания кооперативов.
В отличие от классиков, социалисты - утописты эпохи промышленного переворота не приемлют (Р. Оуэн) либо критикуют (К. Сен-Симон и Ш Фурье) институт частной собственности, а также осуждают идею и практику экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции, видя в последней причину не только эксплуатации человека человеком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни и, соответственно, экономических кризисов.
Исходя из этого в качестве основной ими выдвигается задача проведения повсеместной агитации и пропаганды, направленных на достижение цели по уничтожению антагонистических классов и конкуренции при сохранении свободы и запасов производства в рамках рекомендуемых (и организуемых лично) свободных ассоциативных образований трудящихся, в которых каждый сохранит для себя полный продукт своего труда.
Следует также отметить, что, с одной стороны, социалисты-утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революции. Но, с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, - эти доктрины обретают уже существо не просто утопических, а антирыночных.
4. Историческая школа в Германии
В первой половине XIX в. Германия, в отличие от других европейских стран , была только на пороге промышленного переворота и становления рыночных отношений. Она была опутана остатками феодальных отношений. Отсталая немецкая промышленность нуждалась в таможенной защите. Необходимо было преодолеть политическую раздробленность страны.
Именно в это время в Германии возникла историческая школа. Её основоположником считается Фридрих Лист (1789-1846),- немецкий экономист, публицист, политик. Его основная работа - «Национальная система политической экономии» (1841г.). Основная идея этой работы - призыв к экономическому объединению страны и превращение ее под опекой протекционизма в индустриальную державу. Лист выступал против промышленного господства Англии в мире. Фактически он отрицал, «космополитическую» экономическую теорию А.Смита и Д. Рикардо. Лист считал, что универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Экономическая система должна опираться на реальные исторические факты. Проповедь свободной торговли была выгодна, по мнению Листа, в то время лишь Англии. Германская промышленность нуждалась в протекционизме.
Ф. Лист считал, что экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам. Для каждой страны характерна своя «национальная экономия», задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. Нет общих экономических законов. Особенные законы «национальной экономики» можно постичь, изучая историю народного хозяйства своей страны.
В «Национальной системе политической экономии» выдвинуты Ф. Листом три взаимосвязанные теории:
- производительных сил;
- стадий экономического развития;
- об активной экономической роли государства.
Создание общественного богатства достигается не только через разрозненную индивидуальную деятельность людей, связанных лишь разделением труда и обменом. Это не достаточное условие. «Чтобы достичь совершенных результатов, необходимо, чтобы различные индивидуумы были объединены умственно и материально и находились во взаимодействии». Увеличение производительных сил «начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации». Нация, объединяющая людей, представляет собой единое целое. Она результат исторического развития, открытий, усовершенствований, традиций, опыта, знаний. Каждая нация производительна настолько, насколько она сумела усвоить это наследие от прежних поколений и увеличила его собственными приобретениями.
Лист утверждал, что истинное богатство и благосостояние нации обуславливается, не количеством меновых ценностей, а степенью развития производительных сил страны и политическим могуществом государства. Задача государственной политики - объединить, цивилизовывать нации, обеспечить устойчивость их развития.
В этом смысле экономическое воспитание нации важнее производства материальных ценностей. «Способность создавать богатства бесконечно важнее самого богатства», - считал Ф. Лист.
С теорией производительных сил тесно связана концепция о стадиях развития. Все нации проходят следующие стадии: дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную и земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Чтобы достигнуть развитой в экономическом отношении ступени, необходима система поощрения и покровительства со стороны государства. В перспективе возможна свободная торговля и общемировой союз промышленно - развитых стран, но только тогда, когда будет создан достаточно развитое и самодостаточное национальное производство. Государственная власть согласует и направляет усилие отдельных звеньев национального хозяйства, во имя долгосрочных коренных интересов нации по созданию «национальной экономии».
Таким образом, под влиянием работы Листа стало очевидным, что практически использовать классическую экономическую теорию можно лишь при условии «воссоздания в качестве опосредующих звеньев» целого ряда соображений о месте, времени и среде», что экономическая теория нуждается в конкретизации. Исторический метод Ф. Листа удачное тому доказательство.
Вместе с Ф. Листом к исторической школе принадлежали Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд и Карл Книс. Их объединяет негативное отношение к доктринам классической школы и общее предпочтение изучать национальное хозяйство с учетом исторического развития на основе сопоставления различных форм и деталей.
Рошер предлагал дополнить общую концепцию экономического развития классической школы историей экономического развития, в качестве приложения к теоретическому разделу.
Гильдебранд считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития нации. Он вообще ставил под сомнение существование общих экономических законов. Его основная работа - «Политическая экономия настоящего и будущего».
К. Книс, написавший книгу «Политическая экономия, рассматриваемая с точки зрения исторического метода», считал, что экономическая наука способна описать возникновение и развитие экономических процессов, но она не в состоянии дать, адекватные им обобщения.
Автор одного из самых популярных трудов по истории экономической мысли Б. Селегмен, считал, что теория исторической школы – это «Бунт против формализма» классической политэкономии. Историки критикуют классиков за излишнее теоретизирование. Они считают, что народное хозяйство каждой страны имеет свои особенности, свои нормы и формы отношений. Задача национальной политической экономии - изучить народное хозяйство в его конкретной реальности, историческом развитии. Смысл исторического подхода не в описании, а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей. Прежде чем перейти к каким - либо обобщениям, историки стремились собрать разнообразный материал о событиях прошлого и настоящего. Экономическая реальность противоречива и неоднозначна. Поэтому экономические рекомендации и экономическая политика должны быть выработаны применительно к конкретным условиям.
При этом надо учитывать все многообразие и всю сложность конкретных отношений в обществе, т.е. традиции, этнические особенности, обычаи, национальные интересы, геополитическое положение т.п.
Люди в своих действиях - это не только «экономические человеки» с их стремлением к выгоде, считали историки. Человек гораздо сложнее и многоплановое. Кроме выгоды (личной) его заботит чувство общности, семейные заботы, общественный интерес. Заслуга историков заключается в том, что они положили начало экономической социологии. обосновав единство социальных и экономических отношений.
Чтобы понять действительность, ее не надо упрощать или схематизировать. Важно, опираясь на факты, ограниченно соединить теоретический анализ и исследование истоков экономических явлений, теорию и историю экономики. Такой вывод можно сделать, анализируя вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 1195;