Декорирование стеклоизделий
Стекло как материал обладает высокими эстетическими свойствами – прозрачностью, блеском, многообразием цветовой гаммы. Эти свойства подчеркивают и усиливают декоративной обработкой стеклоизделий. Разнообразные способы декорирования стеклянных изделий принято разделять на украшения, нанесенные в процессе формования и нанесенные на отформованные изделия.
Украшения стеклоизделий в процессе формования подразделяют на следующие виды.
Нацвет (накладное стекло) получают различными приемами. Сущность его сводится к тому, что баночку из бесцветного или молочного стекла покрывают слоем цветного (накладного) стекла, после чего обычным путем оформляют пульку и выдувают изделие. Наклад может быть наружным и внутренним. Для большего художественного эффекта изделия с накладом не оставляют гладкими, а разными приемами снимают в виде узоров верхний слой стекла до обнажения нижележащих слоев.
Цветные пятна обычно получают, раскатывая пульку на стальной плите, посыпанной кусочками цветного стекла. Когда пульку разогревают в печи, цветные кусочки стекла вплавляются в стенки изделия и после выдувания на них образуются цветные пятна разной формы и площади.
Под мрамор – украшение выполняется так же, как и цветные пятна, но пульку (обычно из молочного стекла) посыпают порошком цветных стекол. Порошок, плавясь, образует потеки на изделии, напоминающие прожилки на мраморе.
Декоративные пузырьки в стенках изделий получают разными приемами. Наиболее простой состоит в том, что баночку посыпают стекольной шихтой, а затем набирают на нее новую порцию стекломассы. Шихта, разлагаясь, выделяет большое количество газообразных продуктов, образующих в толще стенок изделия беспорядочно расположенные пузырьки разного размера и формы. Используют и более сложный прием: пульку с утолщенным дном накладывают утолщенной частью на металлические выступы-шипы. В основании пульки, снятой с шипов, остаются углубления, заполненные воздухом. Затем пульку разогревают или на нее набирают новый слой стекломассы, после чего выдувается изделие. Пузырьки, полученные этим способом, имеют одинаковые формы и размеры, располагаются в определенном порядке, как правило, в утолщенном дне изделия.
Волнообразную поверхность (под валик) изделие приобретает в результате выдувания пульки в двух формах. Черновая форма либо имеет прорезы в стенках, либо изготовляется из толстых металлических прутьев или полос, благодаря чему поверхность изделия становится рельефной. При выдувании в чистовой форме с гладкими сплошными стенками рельеф сглаживается снаружи, оставаясь заметным на внутренней стороне стенок изделия. Аналогичным путем получают вальцованную и рифленую поверхности, которые отличаются от волнообразной характером рисунка.
Кракле – узор в виде множества тонких трещин в толще или на поверхности стенок изделий. Украшение получают погружением пульки на 5-10 с в холодную воду. Затем пульку вновь разогревают до оплавления наружных трещин либо набирают слой стекломассы.
Украшение стеклотканью или стеклянным волокном создает своеобразный узор на изделиях. Для его получения цветные стекловолокна или стеклоткань заранее укладывают в форму. Из стеклоткани предварительно удаляют необходимое количество нитей по основе и утку, чтобы выявить рисунок ткацкого переплетения. Стеклоткань и стекловолокно могут располагаться и между двумя слоями стекла. В этом случае их сначала укладывают на стеклянную баночку, а после разогрева в печи покрывают набором стекла. Выдувание производится обычным способом.
Украшение цветными нитями, цветными полосами, цветным шнуром выполняют, обвивая разогретую пульку тонкой стеклянной нитью или более толстым цветным шнуром в определенном порядке (навитая нить, навитый шнур) или в беспорядке (путаная нить, путаный шнур). Выдувают изделие обычным способом.
Насыпь на поверхности изделия получают, прокатывая разогретую пульку на металлической плите с насыпанным тонко измельченным цветным стеклом, после чего пульку вновь разогревают и выдувают из нее изделие. Насыпь в виде узоров или орнамента на отдельных частях поверхности изделия чаще всего выполняют так: бумагу или ткань, покрытую клеем и стеклянным порошком (в виде узора, орнамента), закладывают в форму; при выдувании пульки органические материалы сгорают, а стеклянный порошок приплавляется к поверхности изделия, образуя заданный рисунок.
Украшения, наносимые на отформованные стеклянные изделия, получают обработкой поверхности изделий механическими и химическими методами или нанесением на поверхность силикатных, оксидно-металлических или металлических покрытий м пленок. Для закрепления пленок и покрытий проводится дополнительная тепловая обработка стеклоизделий.
К механическим методам относятся номерная шлифовка, алмазная и шайбочная грань, гравирование, пескоструйная обработка.
Номерная шлифовка выполняется с помощью корундовых или карбокорундовых кругов с широкой режущей кромкой круглого, овального или плоского профиля. Самый простой рисунок – разобщенные плоские сферические шлифы, ямки, желуди. Более сложный состоит из простых элементов, объединенных небольшими (чаще клиновидными) прорезами в изображениях цветов, плодов, колосьев. Крупные элементы могут полироваться, мелкие обычно оставляют матовыми.
Алмазная грань – распространенный способ украшения изделий, особенно из хрустального стекла, выполняемый на нескольких алундовых или карборундовых кругах, заточенных под определенным углом. Рисунок состоит из бороздок треугольного сечения, тщательно отполированных и образующих при пересечении сетку, лучи, звезды и другие комбинации. В настоящее время абразивные круги стали заменять синтетическими алмазами, что повышает качество наносимых рисунков.
Шайбочная грань (гранение) - весьма трудоемкий способ декорирования, применяемый для толстостенных изделий, часто выдуваемых в граненых формах. Полученные при выдувании грани сначала шлифуют грубо (на чугунных шайбах), затем тонко на песчанниковых кругах (дистируют) и, наконец, полируют (на пробковых или войлочных кругах). Различают прямую шайбочную грань, когда изделия имеют 4; 8; 12; 16 прямых, тщательно отполированных плоскостей, и встречную – с вытянутыми навстречу друг другу полированными плоскостями.
Гравирование - способ нанесения рисунка на поверхность стекла при помощи медных колесиков и шлифующей пасты или абразивных кругов малого размера. С помощью медных кругов на стекле получают неглубокие рельефные изображения сложной композиции; эти рисунки обычно не полируют, а оставляют матовыми. Массовые изделия с более простым рисунком гравируют алундовыми кругами малых размеров. Элементы такого рисунка напоминают алмазную грань, но в отличие от нее не полируются до блеска. Эстетические качества такого рисунка ниже, чем выполненного матовой гравировкой. Некоторые заводы применяют ультразвуковую гравировку стеклянных изделий.
Пескоструйная обработка реализуется так: в вырезы трафарета, накладываемого на изделия, направляют под давлением струю песка, твердые частицы которого, летящие с большой скоростью, разрушают поверхностный слой стекла, образуя матовый рельефный рисунок. Используя различные трафареты, можно получать рисунки разной сложности. Они особенно эффектные на изделиях с нацветом.
Химические способы декорирования стекла основаны на способности фтористоводородной (плавиковой) кислоты, а также ее солей или смесей с серной кислотой разрушать (травить) стекло. Наиболее распространены травление простое (гильоширное), пантографное, глубокое художественное.
Гильоширное и пантографное травление выполняются по одной технологической схеме. Поверхность изделия покрывают защитным слоем (битумного лака, мастики на основе пчелиного воска, парафина и т.п.), а затем на гильоширных или пантографных машинах иглами процарапывают на нем узоры. Рисунки гильоширного травления представляют собой комбинацию прямых и кривых линий, пантографного – значительно сложнее. После нанесения рисунка изделие погружают в травильный раствор из смеси плавиковой и серной кислот до вытравления процарапанных рисунков. Защитный слой и травильный раствор затем удаляют промывкой в горячей воде.
Глубокое художественное травление применяют для декорирования изделий из накладного стекла. При этом с поверхности изделия путем многократного травления снимают участками разной толщины слой цветного стекла. Предварительно на те участки, где стекло не должно разрушаться от кислоты, кисточкой точно по заданному рисунку наносят защитный слой. Сложные тематические рисунки, различная интенсивность окраски оставшихся слоев цветного стекла, матовый фон способствуют художественному восприятию этой разделки.
Покрытия и пленки на стекле получают различными приемами – живописью, шелкографией, ирризацией, украшением деколями, фотопечатью, аэрозолями и люстровыми красками.
Живопись выполняют кистью от руки специальными силикатными красками, эмалями или 12%-ным хлорным золотом. Нанесенный рисунок закрепляют обжигом. Рисунки имеют вид полосок разной ширины (до 1мм – усик, от 1 до 3 мм – отводка, от 4 до 10 мм – лента), орнамента или тематической композиции. Наиболее распространены отводки и ленты, которые выполняются в сочетании с другими разделками. Для более дорогих изделий применяют прием декорирования золотом по протравленным матовым поверхностям – чеканное золото.
Шелкография выполняется с помощью шелковой сетки, на которую фотографическим или иным способом нанесен рисунок. Сетку накладывают на изделие и резиновым валиком через нее продавливают пастообразную краску. Для закрепления рисунка изделие обжигают. Шелкография характеризуется точечными (след от сетки) рельефными контурами рисунка. Рисунок однокрасочный, возможна раскраска несколькими красками от руки.
Украшение деколями, то есть переводными картинками, выполняют следующим образом. Лепок (законченный рисунок) деколи состоит из бумажной подложки, на которой водорастворимым клеем закреплена прозрачная полимерная пленка с нанесенным через шелковую сетку-трафарет красками многоцветным рисунком. Такую деколь называют шелкотрафаретной (в отличие от литографской, получаемой сложным многоступенчатым способом с помощью литографского камня). Замоченный в воде лепок накладывают на поверхность изделия, сдвигая с подложки пленку с рисунком. Бумажная подложка снимается с изделия, а полимерная пленка сгорает во время обжига, необходимого для закрепления красочного рисунка. Деколи наносят на изделие из обычного стекла, они неприемлемы для хрусталя вследствие низкой температуры его размягчения. Часто деколь на изделиях комбинируется с другими разделками.
Украшение фотопечатью – трудоемкий способ получения фотографии на стекле, применяемый для выполнения тематических рисунков (портретов, пейзажей, памятников и д.р.) обычно на молочном стекле. Способ основан на способности специальной светочувствительной эмульсии терять липкость в освещенных местах пропорционально силе света. Если световой поток направить на диапозитив, то через светлые участки диапозитива пройдет больше света и соответствующие участки светочувствительной эмульсии, нанесенной на стеклянную пластинку, потеряют липкость. Участки, соответствующие темным местам диапозитива, сохраняют липкость. Засвеченная таким образом пластинка запудривается легкоплавкой краской нужного цвета. Краска легко закрепляется в липких местах согласно тонам диапозитива, после чего изображение проявляют и сверху закрепляют пленкой коллодия. Затем пленку с краской и изображением осторожно подрезают со всех сторон пластинки в местах контакта со стеклом. Процесс перенесения рисунка на изделия сводится к следующему: изделия и стеклянную пластинку (пленкой вниз) погружают в ванну с водой. Благодаря надрезам пленка с изображением отделяется от стекла. Изделие подводят под плавающую пленку, которую тщательно расправляют на изделии. Высушенные изделия дооформляются художником и обрабатываются в муфельной печи при температуре 560-5800С. Обожженные изделия обычно имеют рисунок коричневого тона разных оттенков.
Ирризация основана на свойстве паров летучих соединений некоторых металлов образовывать на поверхности разогретого стекла тонкие радужно переливающиеся пленки. Для ирризации разогретое изделие помещаяют в муфельную печь, в которую по трубе извне подают пары ирризирующей смеси. Диссоциируя, они образуют на поверхности стекла оксидно-металлические пленки разного цвета. В качестве ирризирующих веществ применяют смеси растворов солей олова, висмута, титана, бария, стронция.
Украшение аэрозолями – нанесение декоративного цветного покрытия методом распыления в воздухе растворов солей ряда металлов. Обычно применяют солянокислые и уксуснокислые растворы солей, железа, кобальта, сурьмы, цинка, кадмия, олова. Осаждаясь на поверхности изделия, мельчайшие частицы растворов (аэрозоли) вступают с ней в химическое взаимодействие. Образующееся покрытие ( в зависимости от состава) окрашено в разные цвета. От ирризации украшение аэрозолями внешне отличается меньшими блеском и интерференцией.
Украшение люстровыми красками заключается в том, что на изделия в виде отводок, лент, сплошного или частичного крытья наносят растворенные в органических соединениях металлические смоляные мыла. При последующем обжиге органическая часть краски сгорает и улетучивается, а на поверхности изделия образуется пленка, имеющая разные цветные оттенки, особый металлический блеск, в ряде случаев интерферирующая.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 5517;