Интимно-личностный уровень общения
уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.
В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.
На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.
На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия. Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В ее основе лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени, объяснив это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе» (Берн, 1988, с. И).
Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения – четыре основные и два пограничных случая.
1) На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.
2) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.
3) Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.
4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.
5) Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.
Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь, повторяющиеся времяпрепровождения в конце концов приедаются.
Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.
6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.
Времяпрепровождения и игры – это суррогат истинной близости. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить сенсорный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.
Сравнивая приведенные классификации, легко заметить принципиальное сходство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. В последующих главах мы более подробно рассмотрим взаимодействие между людьми на каждом из названных уровней. Здесь отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:
1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;
2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности);
3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.
Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 1839;