Практические задания. 1. П. Сорокин, разработавший типологию культуры, существенно отличающуюся от теорий Н.А
1. П. Сорокин, разработавший типологию культуры, существенно отличающуюся от теорий Н.А. Данилевского, О. Шпенглера и др., писал следующее: «…Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры… Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной…
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце ХII века, когда появился зародыш нового… принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и её смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл… Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, а их слияние в органическое целое создало совершенно новую культуру в ХIII – ХIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна... Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической…
Однако, процесс на этом не закончился. Идеациональная культура… продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл её сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с ХVI века, новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нём культура. Таким образом возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской… Она может быть названа чувственной… Все эти типы: идеациональный, идеалистический и чувственный – обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и других культур». Что, по мнению П.Сорокина, определяет специфику каждого типа культуры? Является ли их хронологическая последовательность отрицанием их цикличности? Каким образом данный способ осмысления социокультурного процесса позволил ему прогнозировать будущее культуры? Проведите сравнение между теорией П. Сорокина и другими известными вам типологиями.
2. В.Г. Федотова, вскрывая особенности традиционного и современного типов культуры, указала, что первый из них характеризуют следующие черты:
· зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифических представлений и следующая отсюда цикличность развития;
· коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;
· преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности;
· авторитарный характер власти;
· отсутствие отложенного спроса, т. е. ориентации в будущее;
· преобладание психического типа безынициативного человека;
· ориентация на мировоззренческое знание, а не на науку.
Соответственно характерными особенностями современного типа культуры в данной концепции являются следующие:
· светский характер социальной жизни и ее прогрессивная направленность;
· выделенная персональность в основе жизнедеятельности общества;
· преимущественная ориентация на инструментальные ценности;
· демократическая система власти;
· наличие отложенного спроса, ориентация на инновации;
· преобладание психического типа деятельного человека, стремящегося к успеху, готового к гонке и любым изменениям;
· ориентация на точные науки.
Проанализируйте предложенные ряды характерных особенностей традиционного и современного типов культуры. Какие, на ваш взгляд, в них обнаруживаются достоинства и недостатки? Согласно логике построения двух указанных типов, охарактеризуйте третий - постмодернистский тип культуры, обозначенный В. Г. Федотовой. Сравните ваше предположение с теми выводами, которые она изложила в своей статье, указанной в списке литературы.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 552;