Создание сети знания, единой с внешним миром
Создание знания — это не простая обработка объективной информации о покупателях, поставщиках, конкурентах, коллегах, регионах и правительстве. Члены команды знания должны также посредством социального взаимодействия мобилизовывать неформализованное знание, находящееся в распоряжении его владельцев. Характерный пример такой деятельности — составление интеллектуальных карт потребителей.
Большинство потребителей обладают неформализованным знанием, т. е. они не могут четко сформулировать свои желания. На вопрос: «Что вам нужно (хочется)?» — большинство покупателей стараются ответить, используя свой ограниченный запас формализованного знания об уже известных им продуктах или услугах. Такая тенденция указывает на принципиальные ограничения метода одностороннего общения — опроса, традиционно применяющегося в маркетинговых исследованиях.
Более перспективным представляется новый интерактивный метод, предусматривающий прямое двустороннее общение. Опора на него дала компании NEC возможность создать свой персональный компьютер. Давайте вспомним, что разработка была инициирована продажей первого японского микрокомпьютера ТК-80 и созданием сервисного центра BIT-INN в Акихабаре. Покупатели, от школьников до профессиональных энтузиастов-компьютерщиков, делились в этом центре опытом использования ТК-80, а хорошо организованный диалог послужил для компании NEC точкой опоры в создании наиболее популярного персонального компьютера РС-8000. Еще один пример непосредственного общения можно привести из области деятельности компаний, производящих и продающих одежду. Крупнейшие японские фирмы, специализирующиеся на этом рынке, такие как Onward-Kashiyama, Renown и Sanyo, для бесед с покупателями направили своих сотрудников в крупнейшие универмаги поработать в качестве продавцов.
Для того чтобы непосредственное общение было эффективным, неплохо иметь на руках реальные продукты или их прототипы. Результаты конкретной демонстрации дают компании гораздо больше, чем пустые разговоры. В соответствии с принятой, например, в компаниях Sharp, Microsoft и Apple практикой, члены команд, разрабатывающих новые продукты, представляют их прототипы в местах продажи и интересуются первыми (спонтанными) впечатлениями и реакциями покупателей на новые идеи и концепции. Отдел велосипедов компании Matsushita Electric сделал еще один шаг по тому же пути, используя так называемую примерку (сбор впечатлений посетителей магазина о поездке на прототипе) и приводя эти впечатления в вид, пригодный для применения в производстве.
Но в ходе таких исследований можно случайно встретить и покупателя, способного экстернализовать свои неформализованные запросы. Для процесса создания знания особенно важно мобилизовать знание, находящееся в распоряжении столь небольшого числа потребителей, создать из них группы, выражающие мнение покупателей. В компании Sharp, например, для вовлечения потребителей в процесс разработки нового продукта создали две такие группы, упоминавшиеся ранее. Первая группа — «Trend Leader System», в нее в качестве внештатных сотрудников вошли примерно 600 потребителей, от школьников до людей старше 70 лет. Группу разделили на небольшие подгруппы, поставляющие информацию, которая помогает компании предсказать покупательский спрос на срок от одного года до десяти лет. Вторая группа — «Life Creator System». В нее вошли потребители, тестирующие продукцию фирмы в реальных условиях, а цель тестирования — улучшить качество жизни.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 712;