Классификация вещей

Важнейшим объектом частноправовых отношений было имущество, которое в римском праве называлось словом res- «вещь».Это были вещи в привычном нам понимании как осязаемая, пространственно ограниченная часть живой или неживой природы - вещи «телесные» (res corporales). Но под вещью римские юристы понимали иногда и нечто неосязаемое - «бестелесную»вещь (res incorporates), на­пример: право требования долга, право на наследство и т. п.

Помимо того, римские юристы делили вещи: на движи­мые,которые можно переместить в пространстве без измене­ния их сущности (орудия труда, рабы, скот, утварь, одежда) и недвижимые(земля, строения, лес или урожай на корню); прос­тые(бревно, доска) и сложные(дом, забор); находившиеся в оборотеи изъятые из оборота(государственные постройки, хра­мы, дороги, проточная вода и пр.); делимые(земельные участ­ки, сырье) и неделимые,разделить которые было невозможно (статуя, раб); определяемые родовыми признаками,ценность которых определялась мерой, весом, числом (деньги, зерно, мас­ло, вино), и индивидуально-определенные(конкретные раб, вол, статуя); главные(сама вещь) и побочные(части вещи, ее принадлежности, плоды); потребляемые(продукты питания, деньги) и непотребляемые(золото, серебро в слитках, драго­ценные камни). Примерно такая же классификация вещей су­ществует и в современном гражданском праве.

Но в древнейшем римском праве очень важным было и специфическое, своеобразное деление вещей на вещи манципируемые(res mancipi), отчуждаемые посредством обряда ман-ципации (земля, постройки, рабы, тягловый скот, земельные сер­витуты), и неманципируемые(res пес mancipi), отчуждаемые без манципации (все прочие виды имущества). Обряд манципации(буквально «захват рукой») состоял в передаче имущества или его символа в присутствии пяти свидетелей и особого «дер­жателя весов»; при этом произносились строго определенные формулы и совершались специальные жесты: приобретатель ка­сался чаши весов куском меди, что символизировало взвешива­ние денег, и налагал руку на приобретаемое имущество. По-ви­димому, все это действо являлось пережитком контроля общи­ны, соседей-общинников за отчуждением жизненно важных для крестьянина средств производства. С развитием товарно-денеж­ных отношений обряд манципации оказался неудобным, и к нему стали прибегать все реже.

Наконец, вещи в римском праве делились на вещи «бо­жественного права»(res divini iuris) и вещи «человеческого права»(res humani iuris). К первым относились вещи «священ­ные»(res sacrae) - храмы, жертвенники, статуи богов, город­ские стены и «религиозные»(res religiosae) - места погребе­ния. Они не входили в чье-либо имущество и находились в кол­лективной собственности религиозных общин. Вещи «челове­ческого права», в свою очередь, делились на публичные,при­надлежащие совокупности людей (res publicae), - обществен­ные здания, укрепления - и частные,принадлежащие отдель­ным лицам (res privatae) - любое другое имущество.

 








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 919;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.